Европейская Бизнес Ассоциация провела встречу с министром инфраструктуры Украины Владиславом Криклием, на которой участники рынка смогли задать наиболее волнующие их вопросы. Лейтмотивом разговора, в силу недавнего увольнения главы "Укрзализныци" Владимира Жмака, стала ситуация на железной дороге. Новый конкурс на должность председателя правления АО УЗ, безопасность на ж/д, концессия в морских портах и аэропортах, а также портовые сборы. О чем еще говорили на встрече?

Железная дорога

Почему был уволен Владимир Жмак? У бизнеса было достаточно позитивное отношение к нему. 

Реформа корпоративного управления УЗ является одной из приоритетных. Была определенная дискоммуникация по инициативе Владимира Жмака с наблюдательным советом. Можно, конечно, критиковать набсовет, но в этом случае они были полностью правы, потому что есть вопросы, которые предусмотрены Статутом... Например, если создаются новые вертикали, мы говорим о разделении компании, то это должна быть последовательная и понятная визия и стратегия, а не просто создание новых юридических лиц, без каких-либо обсуждений с сотрудниками компании, набсоветом, акционером.

Не был решен вопрос отмены четырехдневной рабочей недели, который сейчас после увольнения Жмака, смогли оперативно решить. Было падение по грузам, только за последний месяц начала выравниваться ситуация. Нужно было работать с грузоотправителями и делать это системно. И много других операционных вопросов. Но опять же, это было решение наблюдательного совета - правительство это решение поддержало.

Теперь нам нужно не тянуть с тем, чтобы появился новый руководитель, который будет вести компанию, потому что, к сожалению, руководители в УЗ меняются очень часто. Человек приходит с правильным видением и правильными целями, но потом мы видим, что они не оправдываются. А ждать несколько лет и наблюдать, как компания уверенно несется к ухудшению результатов, мы не имеем права и тут нужно срочно реагировать. 

Читайте также Не прошло и полгода: Почему Владимир Жмак больше не возглавляет "Укрзализныцю" 

Будет ли проведен новый конкурс на должность главы УЗ и когда? 

Нам поступило предложение от компании, которая проводила конкурс (Boyden. - ЦТС). Понимая тоже свою репутационную ответственность, они готовы сделать это быстро и бесплатно. (В самой компании Boyden ЦТС прокомментировали, что сейчас идут консультации). 

Как дальше будет двигаться реформа УЗ? 

Мы, как собственник, имею в виду государство, считаем, что реформа - это не о том, чтобы на бумаге создать юридические лица. Это понимание наших целей. К сожалению, в УЗ этого не было сделано. Не было системного видения. Я вынужден был обратиться к ЕБРР, чтобы они помогли с реализацией стратегии по разделению компании на вертикали. Потому что человека с системной визией внутри компании не хватало. УЗ - это не киоск на колесах. Это стратегическое предприятие, которое отвечает за большой сектор экономики. 

Читайте также Разделение "Укрзализныци": Какой будет UZ Cargo 

Какова стратегия МИУ в преодолении падения спроса на перевозки? 

Контроль за перегрузом на дорогах позволит решить две проблемы - сохранить дороги и достичь баланса по видам транспорта, так как тогда часть грузов будет переходить на железную дорогу. 

Второе - привлечение и реализация транзитного потенциала. В том числе, так называемый Новый Шелковый путь. Наши контейнерные перевозки, над которыми работает УЗ, должны развиваться еще больше. Плюс реализация интермодальных программ. 

Будет ли обновление вагонного и локомотивного парков в этом году? 

У нас есть программа по ремонту подвижного состава. Государство поддерживает пассажирский блок. Работаем в направлении закупки новых электровозов и уверен, что в этом году мы наконец-то продвинемся вперед. Но уверяю, что в этом году дефицита тяги не будет

Какая позиция МИУ насчет необходимости продления пилотного проекта по частной тяге еще на два года? 

Если коротко, то да. Как и любой пилотный проект, этот предусматривает, что есть гипотеза, как все должно работать. Потом в течение определенного времени, которое было выделено на этот пилот, мы отчитываемся, понимаем какие есть ошибки и как лучше усовершенствовать. Но я уже понимаю, что нужно будет это продолжить, поэтому будем готовить соответствующие документы.

Безопасность на железной дороге. В последнее время участились случаи схода вагонов. Как МИУ планирует решать эту проблему? 

Во-первых, мы готовы лишить УЗ монопольных функций на проверку и допуск на сеть подвижного состава. Я считаю, что тут должен быть более рыночный подход. Второе - точно не должно быть ситуации, когда компания сама эксплуатирует и сама себя проверяет. Это касается и УЗ. Сейчас работаем над тем, чтобы этот подход изменить. 

Кроме того, большая часть устаревшего подвижного состава будет выводится. Также по УЗ было соответствующее указание по вагонам, которые были отремонтированы или срок службы продлен, отменять ранее выданные разрешения и делать новую объективную проверку, только после чего подвижной состав будет приниматься в эксплуатацию. 

Какие меры принимает МИУ и как взаимодействует с УЗ в отношении сокращения убыточности пассажирских перевозок? 

Во-первых, в пассажирском секторе запланирована индексация тарифов. Соответствующий проект уже направлен в Государственную регуляторную службу, и мы ожидаем, что он будет поддержан. Второе - мы по PSO работаем с двумя областями (Днепропетровская и Запорожская), и дальше будем расширять круг этих партнеров. Третье - нам нужно утвердить закон о ж/д транспорте, который позволит этот вопрос решить системно. 

Читайте также Александр Перцовский: "Сложно представить счастливого пассажира, которого будут обслуживать несчастные сотрудники"

Когда МИУ подпишет приказ об утверждении порядка установления запрета эксплуатации вагонов с продленным сроком службы на железной дороге? 

Что касается списания вагонов, приказ сейчас находится в Государственной регуляторной службе. Мы услышали бизнес относительно спецвагонов и граничный срок использования увеличили с 38 до 42 лет. Мы делаем шаг навстречу и демонстрируем, что УЗ готова начинать с себя - уменьшить количество вагонов, которые пойдут под списание. И мы прогнозируем, что профицит вагонов будет на уровне 10-20%. Это является нашей целью реализации этих изменений. Когда профицит на рынке 50% и более, начинается хаос. В свое время было завезено немало вагонов производства РФ. Сейчас это запрещено. Все эти шаги являются последовательными в реализации стратегии и обновления подвижного состава и улучшения их качества. 

Когда будет принят финансовый план УЗ на текущий год? 

У меня была амбициозная цель принять все финпланы еще до конца прошлого года, но с Борисполем и УЗ не вышло. Сегодня на правительственном комитете как раз рассматривали финплан, надеюсь, что он будет поддержан, после чего на следующем заседании уже принят.

Авиация

На каком этапе находится процесс строительства нового грузового терминала в аэропорту Борисполь? 

Авиация переживает непростые времена. "Украэрорух" был вынужден брать кредит, чтобы пройти эти сложные, турбулентные времена… Тем не менее планируем, что конкурс будет проведен уже в этом году, чтобы в 2022 году можно быть приступить к строительству. Я не исключаю, что мы воспользуемся какими-то кредитными инструментами, чтобы снизить нагрузку на Борисполь, потому что ликвидности не хватает для реализации многих инвестиционных проектов

Какое видение у МИУ по развитию региональных аэропортов в ближайшие 5-7лет? 

5-7 лет - это даже большой горизонт планирования. Мы рассчитываем сделать ремонт и модернизацию региональных аэропортов раньше. На этот год планируем начало восстановления ВПП в Виннице, работы в Ривне, Херсоне, аэропорту на Закарпатье. Также продолжаются работы в Одессе. 

Что касается выполнения рейсов внутри страны, наилучшей мотивацией будет отмена НДС на внутренние перевозки. 

Вся Европа и США помогали и помогают авиации во время карантина. Будет ли пакет господдержки отрасли? 

Мы разработали соответствующие решения, но не мы являемся распорядителем госпрограмм. Мы даже нашли источник, где можно привлечь 500 млн грн на тех украинских перевозчиков, которые пострадали и которые выполняли эвакуационные рейсы. Наша модель позволила бы им компенсировать часть расходов по аэропортовым сборам, навигационным. Премьер уже несколько раз проводил совещания по этому вопросу. Надеюсь, что вскоре этот вопрос будет вынесен на ВР. 

Будет ли прозрачное обсуждение концессии аэропортов Львов и Херсон? 

У нас по концессиям аэропортов периодически возникают странные манипуляции. Сейчас готовить какие-либо концессионное проекты в авиации почти не имеет смысла, потому что они существенно потеряли трафик. Это будут невыгодные условия для государства. Это что касается крупных аэропортов Львов и Борисполь. Насчет региональных - это ответственность местных властей и тут мы готовы им помочь. 

Ранее анонсировалось создание государственной авиакомпании. На каком этапе этот проект? 

Этот вопрос в работе. Мы понимаем, что независимо от экономической ситуации мы должны обеспечивать все авиационные перевозки. Поэтому это или государственная компания, или компания с государственной долей - является необходимостью, коронавирус это снова показал.

Морской и речной транспорт

Когда будет создан специальный фонд для финансирования ВВТ? 

Год борьбы за закон о ВВТ теряет любой смысл, поскольку не ясны тогда будут источники и ресурсы для модернизации шлюзов, глубин и т.д. Механизма другого не существует, кроме как создать или постоянный источник поступлений или выделять деньги из бюджета. В бюджете, как мы видим, нет возможности заложить необходимое финансирование. Поэтому МИУ настаивает, чтобы этот фонд был создан. В этом году законопроект должен быть принят

Какие шаги делает МИУ по дальнейшим проектам по концессии, в частности, портов? 

У нас на выходе концессия по паромной переправе в Черноморске, идут работы по контейнерному терминалу в Черноморске. С частной инициативой выступили по концессии пассажирского комплекса в Одессе. Готовятся документы для ТЭО по Бердянску и Измаилу, чтобы в дальнейшем передать их в концессии. Если такими темпами будем двигаться, то средние порты в ближайшие полтора года временно перейдут в управление концессионеру. 

Почему АМПУ отказывается разработать методику портовых сборов по конкурентному методу? Сейчас в методике заложен принцип "затраты плюс"

Мы меняем нашу дивидендную политику и это возможность для того, чтобы в том числе пересмотреть портовые тарифы. На сегодня (говорю, как есть) портовые сборы являются источником наполнения госбюджета. Если уровень отчислений в бюджет уменьшить, все будет работать. 

Читайте также Методика портовых сборов: 5 вопросов для баланса отрасли