Несмотря на пандемию и экономический кризис, начиная с сентября 2020 года, "Укрзализныце" удалось улучшить экономические показатели и продемонстрировать позитивный тренд в сфере грузовых перевозок.

Как пишет ЦТС, об этом сегодня рассказали в руководстве "Укрзализныци", реагируя на заявления представителей временной следственной комиссии ВРУ по проверке и оценке состояния АО УЗ о падении показателей работы "Укрзализныци".

В частности, глава АО УЗ Владимир Жмак заявил о том, что до его прихода в компанию одним из кризисных факторов работы был искусственный дефицит тяги, что приводило к большому количеству брошенных поездов и, соответственно, штрафов для УЗ. Однако, по его словам, если в январе-октябре 2020 года среднемесячное значение штрафов, которые платила "Укрзализныця" за несвоевременную доставку грузов, составляло 20 млн грн, то уже в ноябре удалось уменьшить этот показатель до 10 млн грн.

Также в январе-феврале 2021 года УЗ удалось улучшить показатели работы собственного рабочего парка грузовых вагонов. По информации Владимира Жмака, в январе текущего года общий оборот рабочего парка вагонов "Укрзализныци" составил 14,96 суток, что на 8% меньше, чем за аналогичный период 2020 года, а в феврале этот показатель составил 12,08 суток, что более чем 16% меньше показателя февраля 2020 года.

150

Кроме того, глава УЗ отметил, что в 2020 году доля вагонов УЗ в погрузке снизилась до 21%, тогда как в 2018 году этот показатель составлял 47%; доля вагонов УЗ в общем парке в 2020 году составляла 16% против 51% в 2018 году. Это произошло, по мнению Жмака, из-за того, что был создан искусственный дефицит вагонов УЗ, который начал формироваться еще в 2018-2019 гг.

В свою очередь, в комментарии ЦТС директор по коммерческой работе и логистике АО УЗ Иракли Эзугбая, констатировал, что в 2020 году произошло существенное сокращение доходов компании от грузовых перевозок. При этом, по его словам, анализ среднемесячных значений показывает, что улучшение ситуации началось с сентября 2020 года, когда был назначен новый председатель правления АО "Укрзализныця".

1

"Необходимо также отметить, что в данных консолидированной финансовой отчетности, которая проверялась независимым аудитором, операционный результат сегмента "грузовые перевозки" всегда был положительным.

После существенного падения, был достигнут рост уровня доходов от грузоперевозок:

июль 2020 года - 10 544 958 тыс. грн;

сентябрь-декабрь 2020 - 22 036 013 тыс. грн.

Среднемесячное значение:

июль 2020 - 5 272 479 тыс. грн;

сентябрь-декабрь 2020 - 5 509 003 тыс. грн", - рассказал Эзугбая, сопроводив комментарий соответствующими презентационными материалами.

2

"Привлекает внимание также значительное сокращение доли вагонов УЗ в общей нагрузке в течение периода июнь 2018 - июнь 2020. Существует несколько причин потери доли рынка УЗ и существенного роста частного парка вагонов в 2018-2020 году:

- искусственный дефицит вагонов УЗ, который был создан в 2018-2019 годах;

- нерыночные цены на аренду вагонов УЗ в 2019-2020 годах;

- дерегулирование вагонной составляющей тарифа в феврале 2018 года.

Ставки аренды УЗ на полувагоны стала выше рыночных значений с 3 квартала 2019 года и оставалась такими задолго до 4 квартала 2020 года. Это привело к потере доли рынка УЗ. Аналогичная ситуация наблюдалась и для зерновозов - период, когда ставки УЗ были большие рыночных, длился с 4 квартала 2019 до 4 квартала 2020 года.

Сверхвысокие ставки аренды на вагоны УЗ способствовали оттоку заказов в парк частных перевозчиков и способствовали его развитию", - прокомментировал директор по коммерческой работе и логистике АО УЗ.

3

Кроме того, он обратил внимание на значительное сокращение объемов перевозки грузов в период июнь-август 2019 года. Как пояснил Иракли Эзугбая, эксперты связывают это с созданием искусственного дефицита локомотивов, что приводило к появлению брошенных поездов и в дальнейшем к росту штрафных санкций за просрочку сроков доставки. Как и Владимир Жмак, он обратил внимание, что положительная динамика по уменьшению уплаченных штрафов УЗ начала наблюдаться с ноября 2020 года: "В октябре 2020 года удалось преодолеть проблему дефицита локомотивов (в течение периода январь 2019 - февраль 2020 наблюдалась среднедневная нехватка локомотивов в количестве 57 единиц). Искусственно созданный дефицит привел к значительному количеству брошенных поездов (в период с января 2019 по февраль 2020 среднесуточное значение составляло от 60 до 226 единиц). Это соответственно приводило к росту выплат штрафов за несвоевременную доставку грузов, в ноябре был зафиксирован слом этого тренда".

Согласно данным предоставленной презентации, во второй половине 2020 года УЗ удалось добиться увеличения погрузки: в августе-декабре этот показатель составлял 117 млн т (в то время как за аналогичные периоды 2019 и 2018 гг. - 110 и 114 млн т соответственно).

"За последние 5 месяцев 2020 года остановлена тенденция сокращения объемов перевозки, которая длилась с июня 2019 года. За период август-декабрь 2020 было перевезено 78850 млн ткм (за аналогичные периоды 2019 и 2018 гг. - 75591 и 79135 млн ткм соответственно). В ноябре было зафиксировано рекордное значение данного показателя за последние 3 года: 16039 млн ткм (ноябрь 2019 - 14920; ноябрь 2018 - 15853)", - резюмировал Эзугбая.

Напомним, вчера глава УЗ Владимир Жмак сообщил, что состоялось первое заседание ВСК по вопросам проверки и оценки состояния УЗ, однако руководство "Укрзализныци" на заседание комиссии приглашено не было. По итогам заседания ВСК у народных депутатов возник ряд вопросов к нынешнему правлению АО УЗ. Как заявил глава "Укрзализныци", компания предоставляет депутатам все запрашиваемые документы, а также правление компании готово пройти проверку на полиграфе.

Читайте также Грузоперевозки по железной дороге в 2020 году: Топ-5 трендов

4

5

6