Прошлый, 2020, год стал не лучшим для "Укрзализныци" - не только из-за пандемии и снизившихся показателей работы, но и из-за отсутствия постоянного руководителя. После затянувшегося кадрового конкурса лишь в конце августа Кабинет министров назначил председателем правления АО УЗ Владимира Жмака. Спустя полгода и неполный месяц сегодня, 17 марта, все тот же Кабмин принял решение об освобождении Жмака от занимаемой должности.
Этому предшествовало февральское решение набсовета компании об отмене создания правлением УЗ грузового филиала UZ-Cargo, создание парламентской временной комиссии по расследованию показателей работы ж/д компании и увольнение на прошлой неделе Иракли Эзугбая, директора по коммерческой работе и логистике УЗ.
ЦТС опросил участников рынка ж/д перевозок и экспертов, что же стало основной причиной резкого недовольства работой нового топ-менеджмента УЗ и как такие громкие кадровые решения скажутся на и без того не лучшем положении "Укрзализныци". Если коротко - рынок в недоумении.
Александр Ткачук, директор компании "Квадро Центр"
Откровенно говоря, немного растерян по ситуации с УЗ. Считаю, что версия о конфликте наблюдательного совета с правлением из-за разного видения проведения анбандлинга, является формальной.
Понятно, что Жмак не железнодорожник, еще и без мощной собственной команды. Но в сфере грузовых перевозок, благодаря Ираклию Эзугбая, произошли определенные сдвиги, суть которых в том, что грузы и пустые вагоны прибывают в пределах нормативных сроков, заявки на вагоны ЦТЛ обеспечиваются почти на 100%. Да, снизили вагонную составляющую. Но у грузовладельцев количество претензий к УЗ уменьшилась. Конечно, на фоне уменьшения объемов перевозок и фактора сезонности эти достижения выглядят не так уверенно, но оптимизм появился.
В сфере грузовых перевозок снижение ставок на вагоны ЦТЛ вызвало бурную реакцию у операторов, но в разрезе вагонной составляющей действует конкуренция, поэтому этот факт не может быть причиной отставки.
Почему дело идет к отставке? Версии:
- вмешательство в работу наблюдательного совета. Председатель правления интересовался займами, реструктуризацией долгов и т.д. (на пресс-конференции признал, что пытался получить доступ к протоколам наблюдательного совета);
- председатель правления в работе с профсоюзами в вопросах освобождения начал с шантажа (требовал отчет о предоставленных железной дорогой средствах), в дальнейшем отношение изменилось, но конструктив не достигнут;
- объявления о подписании меморандума с НАБУ и постоянное подчеркивание тесного сотрудничества с этим правоохранительным органом. Возникает вопрос, почему с другими силовыми структурами не были подписаны похожие меморандумы?
- при вступлении в должность Жмак озвучил, что грузовые тарифы не будут подниматься в течение 2021 года. Однако, в начале года уже прозвучали тезисы об увеличении тарифов на перевозку песка, щебня, что приводит к удорожанию стоимости "Большого строительства";
- операционные показатели не демонстрируют достаточной динамики, подтверждающих оздоровление АО УЗ.
Также не следует забывать, что в июне истекают полномочия членов наблюдательного совета. Процедура отбора что главы правления, что членов наблюдательного совета является достаточно длительной, поэтому снова появится проблема и.о., когда не предусматривается ответственность за стратегическое развитие предприятия, однако можно влиять на финансовые потоки и операционную деятельность Общества.
Говоря о последствиях, можно констатировать, что существует высокий риск роста стоимости железнодорожной перевозки с ухудшением уровня железнодорожных услуг.
Виктор Довгань, экс-замминистра инфраструктуры Украины (2016-2019), советник делегации ЕС в Украине
Основная причина кадрового решения по Жмаку, по моему мнению, - конфликт между правлением и наблюдательным советом. Пример - отмена решения о структуре UZ-Cargo и дальнейшее увольнение ответственного за это Иракли Эзугбая.
Владимир Жмак - профессионал, с классным опытом. Честно, я ожидал большего по корпоративной реформе компании. Хотя, до сих пор нет ответственных членов правления за стратегическое развитие и инвестиции.
Вместе с тем, среди достижений можно назвать подписание первого контракта о частной тяге и начало тендера по электрификации направления Долинская-Николаев. Минус - то, что так долго длится переговорная процедура по электровозам.
Освобождение председателя правления через полгода после назначения и дальнейший хаос с временно исполняющим обязанности руководителя компании однозначно ухудшит состояние УЗ - пример 2020 года это подтверждает.
Чего ждать дальше относительно работы УЗ? Все процессы очень затянуты во времени, надо быстрее принимать законопроект о железнодорожном транспорте, проводить анбандлинг, реструктуризацию кредитных обязательств и привлекать инвестиции (бюджетное финансирование, концессия вокзалов, приватизация непрофильных активов).
Владимир Омелян, экс-министр инфраструктуры Украины (2016-2019 гг.)
Я считаю, что это политическая расправа, которая не имеет ничего общего с реформой компании. Как видим, вообще не обсуждается существующая ситуация и не предлагаются пути выхода из кризиса. Фактически, заставили Иракли Эзугбая написать заявление об отставке, о чем он сам сказал на своей пресс-конференции. Сейчас происходит массированная медийная атака на самого Жмака, но вновь не называются причины. Мы не слышим четкой оценки ни со стороны временной следственной комиссии, ни со стороны Министерства инфраструктуры.
Поэтому для меня очевидно, что это политическое решение и Жмака хотят поменять на более лояльного человека. Команда Жмака - условная, потому что у него не было в управлении своих людей, кроме разве что 50/50 Иракли Эзугбая. Не секрет, что УЗ долгое время находилась под влиянием первого помощника президента Шефира. Это и Ермак. Мы видим желание Кирилла Тимошенко добавить к "Большому строительству" железнодорожный компонент. Считаю, что идет борьба в окружении Зеленского, кто будет контролировать компанию.
У Владимира Жмака так и не было карт-бланша относительно руководства компанией.
Что будет дальше? УЗ дотянула до 2021 года, но дотянет ли дальше - это открытый вопрос. Скорее всего, если не будет кардинального изменения отношения и финансовой поддержки со стороны государства и со стороны органов местного самоуправления, мы будем иметь полный коллапс пассажирских перевозок и будем иметь остановку грузовых перевозок по стране, кроме направлений, где будут работать крупнейшие грузоотправители. И это будет катастрофа для экономики Украины, потому что у нас нет альтернативного транспорта, способного перевезти грузы в таком объеме.
И тут у меня вопрос к Жмаку: с одной стороны он руководил компанией только 6 месяцев, с другой - он был во главе УЗ аж 6 месяцев. За это время мы не увидели быстрых реформ - за полгода можно было бы заложить основы внутри компании. Мы вновь видим отсутствие финансового плана на текущий год, который до сих пор не согласован. Вызывали дискуссии и отдельные кадровые назначения.
С другой стороны, у Владимира Жмака так и не было карт-бланша относительно руководства компанией. Плюс обострившийся конфликт с набсоветом.
Что касается дальнейших кадровых решений, то могут провести быстро новый конкурс, чтобы назначить полноценного руководителя. Но думаю, все же на этой стадии остановятся на руководителе в статусе и.о. Вероятно, это будет кто-то из нынешних членов правления или наблюдательного совета.
Владимир Гусак, генеральный директор Федерации работодателей транспорта Украины
Возможно, Владимир Жмак и его команда "слишком серьезно" восприняли цели о "превращении УЗ в образец эффективной организации бизнеса и в пример для подражания по уровню прозрачности, открытости и качества стандартов управления", которая ставилась при проведении открытого конкурса на должность председателя правления УЗ, который Жмак выиграл. Владимир Жмак и его команда действительно занялись наведением порядка на украинской железной дороге. И за полгода немало было сделано. Средний оборот грузового полувагона уменьшился с 9,91 суток в декабре 2019 года до 6,7 суток в декабре 2020 - это улучшение более чем на 32%! Владельцы грузов отмечают улучшение качества сервиса, которое отображается в скорости доставки грузов и количества одобренных заявок на грузовые перевозки. "Укрзализныця" начала закупку электроэнергии напрямую у государственного производителя электроэнергии "Энергоатома". Это позволит экономить около 4 млрд грн ежегодно.
Владимир Жмак в итоге начал долгожданную реформу УЗ - разделение на операторов инфраструктуры, пассажирских и грузовых перевозок с целью создания конкуренции там, где это возможно. Эта реформа предусмотрена стратегией и планом действий Кабинета министров Украины и Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС. О реформе УЗ много говорили несколько лет, но до Жмака никто ничего не делал.
Можно предположить, что многим не понравилось наведения порядка на железной дороге, и эти силы смогли организовать направленную атаку на Жмака и его команду. В частности, некоторое недоумение вызывают действия временной следственной комиссии Верховной Рады по вопросам УЗ. Комиссия почему-то решила сосредоточиться на критике нынешнего правления, которое работает чуть более полугода.
Но даже в пояснительной записке к постановлению ВРУ по создании ВСК справедливо отмечается, что "По результатам 2019 АО УЗ показало худшие показатели производственной деятельности со дня провозглашения независимости Украины почти по всем направлениям деятельности. Резкое ухудшение производственной дисциплины, состояния безопасности движения поездов происходят с начала 2017 по настоящее время". С такой формулировкой мы не можем не согласиться.
Новый исполняющий обязанности станет уже одиннадцатым руководителем УЗ за последние 7 лет - средний срок не более полугода!
Чем обернется снятие главы УЗ спустя полгода после назначения и чего ждать дальше? Это очень тревожный сигнал. И дело не только в лице председателя правления. Новый исполняющий обязанности станет уже одиннадцатым руководителем УЗ за последние 7 лет - средний срок не более полугода! Большинство в статусе и.о. И это на огромном предприятии, где должно быть долгосрочное планирование и менеджмент должен иметь долгосрочные стимулы - ведь с момента принятия решения и до его результатов проходят годы. Более того, Владимир Жмак был назначен после длительного конкурса с большим количеством претендентов. Какое у нас вообще качество государственного управления, если выбранный в результате такой тщательной процедуры руководитель работает чуть больше полугода?
Также вызывает много вопросов странная скорость, с которой было принято решение об увольнении Жмака. Только вчера премьер-министр поручил проанализировать работу наблюдательного совета и правления за 2017-2021 годы, а сегодня МИУ внесло представление на увольнение Жмака. А ВСК Верховной Рады планировала заслушать его 18 марта...
В любом случае, необходимо продолжать работу по повышению операционной эффективности украинской железной дороги и разделению АО "Укрзализныця" на операторов инфраструктуры, пассажирских и грузовых перевозок.
Читайте также Быстрые перемены без раскачки в год: Чего ждут от нового главы "Укрзализныци" Владимира Жмака