"Очень радостно начать говорить о новой инфраструктуре, потому что весь последний год мы говорили только о сокращении проектов", - говорит Георгий Зубко, коммерческий директор аэропорта Борисполь. К нему ЦТС обратился с вопросами о том, на что будет направлен многомиллионный кредит ЕИБ, о выделении которого стало известно в феврале. Также мы расспросили, какие запланированные проекты и мероприятия ждут аэропорт в 2021 году и чего ждать, скорее всего, не стоит.
В прошлом месяце стало известно о решении Европейского инвестиционного банка предоставить МА "Борисполь" кредит в размере 270 млн евро для развития инфраструктуры, в частности - на реконструкцию летной зоны №2. Какие объекты фактически подлежат реконструкции и что именно будет сделано?
Строительство второй летной зоны - это важный для нас проект. В объемы реконструкции входит: строительство новой взлетно-посадочной полосы, двух рулежных дорожек, расширение существующих перронов, установка нового инженерно-технического оборудования (новое светосигнальное, радионавигационное, метеооборудование), также это аварийно-спасательные станции и дополнительные системы, которые входят в ту часть аэродрома.
Целью реконструкции является обеспечение аэропорту Борисполь соответствия требованиям международных стандартов и рекомендуемой практики ICAO для гражданских аэродромов, которые удовлетворяют правилам безопасной эксплуатации судов с кодовой буквой F - Airbus A380, Boeing 747 (800).
Речь идет именно о строительстве новой ВПП?
Фактически мы говорим о строительстве новой полосы.
То есть, старая полоса будет демонтирована и на ее месте появится новая?
Она будет, условно, в той же части аэродрома, но, вероятно, (это будет зависеть от проектного решения), не на том же месте. Возможно, она будет немного сдвинута - это определят проектанты.
Какие этапы и сроки работ?
2021-2022 годы - проведение тендера на определение проектной организации. Далее - проектные работы и прохождение экспертизы проектной документации.
2023-2026 годы - проведение тендера на определение строительной организации, строительные работы и ввод в эксплуатацию.
В 2028 году Борисполь планирует реконструкцию основной ВПП. Ввод в эксплуатацию новой полосы спланирован таким образом, чтобы успеть до начала реконструкции?
В том числе.
Работы по реконструкции второй летной зоны будут финансироваться только за счет ЕИБ? Ожидаются ли инвестиции со стороны государства, самого предприятия?
Согласно нашему договору, ЕИБ финансирует 90% стоимости проекта. Остальные 10% будут выделены аэропортом из собственных средств. Мы считаем, что это очень хорошие условия со стороны ЕИБ.
Когда ожидается первый транш кредита?
Первый транш ожидается в конце 2022 - в начале 2023 года. Это будет зависеть от проведения наших процедур - определения подрядчика по проектным работам и затем - по строительным работам.
Как будет происходить возврат кредита?
Кредит предоставляется сроком на 20 лет, включая льготный период - 3 года (период, когда предприятие не выплачивает ни тело кредита, ни проценты).
Насколько критичным в данный момент является строительство второй летной зоны? Есть ли у аэропорта в ближайшие годы потенциал для развития пассажиропотока, для которого может понадобиться вторая ВПП и сопутствующая инфраструктура?
По результатам 2019 года у нас уже была высокая потребность в реконструкции второй летной зоны. Время кризиса, пандемии и спада пассажиропотока мы хотим использовать для модернизации и подготовки инфраструктуры к будущему росту пассажирских перевозок. Это происходит не за один год, и у нас сейчас есть хорошая возможность, качественные условия, надежный партнер (в лице ЕИБ) для того, чтобы планомерно развиваться и оставаться конкурентными на авиационном рынке. Мы переживем эту тьму. Дальше снова будет рост, и мы хотим быть к нему готовы.
Мы переживем эту тьму. Дальше снова будет рост, и мы хотим быть к нему готовы.
В прошлом году реализация инфраструктурных проектов Борисполя застопорилась не только из-за коронавируса, но и из-за задержки с принятием финплана. Не случится ли в этом году то же самое?
Действительно, отсутствие финплана в первые 9 месяцев прошлого года существенно усложнило нашу жизнь. В этом году мы очень рассчитываем на то, что профильным министерством и Кабмином он будет принят более оперативно. Он нами уже подан.
Какие инфраструктурные проекты в работе сейчас? Что планируется на ближайшее время?
В данный момент мы планируем реализовать ряд инфраструктурных проектов - которые, собственно, и "ждут" принятия финплана. Это расширение перрона терминала D (проект, который находится в работе и который не был реализован в том объеме, в котором мы хотели, в прошлом году). Дальше мы говорим про реконструкцию склада горюче-смазочных материалов (так называемых топливный комплекс). Затем - у нас давно на повестке начало строительства грузового терминала и автостанции. Что касается автостанции, мы рассчитываем в III-IV кварталах 2021 года провести процедуру открытых торгов и подписание договора, выдачи аванса на строительные работы по этому объекту.
Пересматривает ли предприятие свои предыдущие планы относительно расширения в связи с кризисом в авиации? Какие проекты могут "пойти под нож"?
Мы неоднократно пересматривали наши планы, в том числе в разделе капитального строительства. В связи с кризисом пришлось отложить на неопределенный срок некоторые проекты, которые мы все равно видим как важные - но не первой необходимости. Это строительство нового офисного центра (которое есть в нашем стратегическом плане развития). Также мы можем обозначить как отложенное расширение процессора и галереи пассажирского терминала D. По последнему мы уже объявляли тендер на проектирование, но торги не состоялись по причине несоответствия квалификационных требований участников. А потом наступил период пандемии, поэтому мы решили этот проект тоже отложить.
Предусматриваются ли аэропортом какие-либо антикризисные мероприятия на текущий год?
Мы составили и утвердили план на 2020-2021 годы, который предусматривает и повышение эффективности работы персонала предприятия и много других различных мероприятий. В 2020 году были оптимизированы многие процессы, частично перераспределены полномочия. Часть сотрудников были выведены в простой. Это большой динамичный операционный план, который меняется в зависимости от обстоятельств и конъюнктуры рынка.
Читайте также Аэропорты Украины в 2020 году: Основные тренды