2020 год стал годом глубокого кризиса в авиации. В украинских реалиях это отразилось, прежде всего, на показателях отечественных авиакомпаний и аэропортов. Двузначные цифры процентов снижения пассажиропотока красноречиво говорят о состоянии отрасли. И если крупным аэропортам прошлый год принес крутое снижение оборотов, то небольшим региональным - фактическое прекращение работы.

 

Снижение пассажиропотока 

По данным Государственной авиационной службы, в 2020 году суммарный пассажиропоток аэропортов Украины сократился на 64,4% по сравнению с 2019 годом и составил 8,664 млн человек. Для сравнения, в 2019 году только один Борисполь обслужил 15,26 млн пассажиров.

В 2020 году показатели и столичных, и региональных аэропортов были куда скромнее. Так, по итогу прошлого года в Украине остался всего один аэропорт-миллионник. К сожалению, нам не удалось собрать информацию по пассажиропотоку по некоторым региональным аэропортам: часть из них, фактически, не работают как минимум с марта, еще часть отказались предоставлять данные, ссылаясь на очень низкие показатели. Мы не стали пытаться вычислять цифры по таким воздушным гаваням, учитывая, что многие из них в 2020 году успели обслужить всего по несколько пассажирских рейсов.

Показатели же остальных аэропортов выглядят следующим образом:

Борисполь - 5 157 848 человек. Падение пассажиропотока на 66%. Осуществлено 47 524 взлета и посадки.

Львов - 878,5 тыс. человек. Падение пассажиропотока - 60,4%. Тем не менее, по количеству обслуженных пассажиров Львовский аэропорт уверенно вышел на второе место в Украине, хотя еще в 2019 году уступал столичным Жулянам. Выполнено 9 850 взлетов и посадок.

Киев им. Сикорского (Жуляны) - 704,5 тыс. человек. Снижение пассажиропотока на 73,1%. При этом в воздушной гавани было осуществлено 12 805 взлетов и посадок.

Одесса - 698 706 пассажиров. Падение пассажиропотока по сравнению с предыдущим годом - 59%. Выполнено 9 282 взлета и посадки.

Харьков - 659 263 пассажира. Снижение пассажиропотока - 51%. Количество выполненных взлетов и посадок - 7 576.

Запорожье - 326 217 пассажиров. Этот аэропорт продемонстрировал сравнительно небольшое снижение пассажиропотока - всего на 24,8% и прочно закрепился на 6-м месте рейтинга, которое занимал и в 2019 году. Осуществлено 4 087 взлетов и посадок.

Днепропетровск - 136 691 пассажир. Эта воздушная гавань также сохранила свою позицию с 2019 года. Сокращение пассажиропотока - на 59,7%. Обслужено 4 174 взлета и посадки.

Херсон - 61 048 пассажиров. Снижение пассажиропотока - 60,4%. Число выполненных взлетов и посадок - 1 082.

Ивано-Франковск - 11,9 тыс. человек. Падение пассажиропотока составило 88,6%. Более точную цифру в аэропорту предоставить не смогли, однако уточнили, что международными рейсами обслужено 113 человек и все это - пассажиры чартерных рейсов. Осуществлено 808 взлетов и посадок.

Черновцы - 4 181 пассажир. После объявления карантина худшими месяцами стали апрель и июнь, когда услугами авиапредприятия не воспользовался ни один человек. В остальные месяцы количество пассажиров колебалось в пределах 4-27 человек. В целом пассажиропоток по итогу года снизился на 94,5%.

Винница - 1 235 человек, несмотря на отсутствие регулярных рейсов и чартерных программ. Падение пассажиропотока - 96,9%.

Полтава - 199 человек. Падение пассажиропотока на 96%. ЦТС сообщили, что фактически с февраля 2020 года аэропорт не обслуживает пассажирские рейсы.

Не удалось получить цифры по таким воздушным гаваням, как Кривой Рог, Ривне, Николаев, Ужгород. Что касается последнего, в Закарпатской областной администрации ЦТС рассказали, что аэропорт в 2020 году периодически обслуживал суда малой авиации, что подтверждается и данными "Украэроруха". Суммарно на все указанные в этом абзаце аэропорты приходится примерно 24 тыс. пассажиров.

Переориентация на грузы

2020 год характеризовался высокой активностью грузовой авиации - как во всем мире, так и в Украине. И хотя в целом о росте грузопотока говорить не приходится (ведь с закрытием пассажирских рейсов сократилась и перевозка грузов и почты в багажных отделениях пассажирских судов), на смену пассажирским пришли грузовые авиаперевозики. В интервью ЦТС глава DHL Express в Украине Вадим Сидорук отметил, что объемы электронной коммерции в 2020 году выросли не только по направлению в Украину, но и из Украины. В связи с этим компания прошлой осенью добавила к своей частоте шестой, субботний рейс из аэропорта Борисполь.

Сам Борисполь пока не преуспел в строительстве нового грузового терминала, хотя этот вопрос стоит на повестке дня уже не первый год. В сентябре тогдашний гендиректор аэропорта Павел Рябикин отмечал, что идет процедура передачи имущества - земельного участка для нового терминала. Администрация воздушной гавани отказалась от предыдущего проекта, предусматривавшего закрытие половины складов имеющего терминала на полтора года, теперь вопрос за Киевской обладминистрацией. К сожалению, в Борисполе задерживается строительство не только грузового терминала, но и других инфраструктурных объектов. "На данный момент все объекты капитального строительства остановлены. Часть из них законсервированы", - констатировал в августе Георгий Зубко, коммерческий директор предприятия.

По итогу 11 месяцев 2020 года перевозка грузов через Борисполь снизилась на 10% - это, по словам директора по стратегическому развитию аэропорта Антона Борисюка, незначительное снижение. На фоне недостатка провозных мощностей почтовые и логистические компании стали все чаще обращаться к нестандартным транспортным решениям. Например, из Борисполя 31 октября АО "Укрпошта" для доставки посылок в США использовала Ан-124 "Руслан" "Авиалиний Антонова". Этот рейс был выполнен в сотрудничестве с Windrose, а чуть позже данный перевозчик взял в лизинг грузовой Airbus A330 для грузоперевоок в Украину из Нью-Йорка и Гонконга.

Активно используют свой пассажирский флот для перевозки грузов базирующиеся в Борисполе МАУ и SkyUp.

Но сильнее всего развитие грузовой авиации заметно в аэропорту Львов. В декабре "Нова Пошта" открыла во Львове центральную сортировочную станцию, создав таким образом второй в Украине хаб для международных отправлений. Теперь во Львов прибывают чартерные рейсы с грузами НП из США, также компания планирует направлять туда и чартеры из Китая (так же, как и в Киев). Напомним также, что ранее у компании уже была налажена доставка посылок между Львовом и Ригой.

Чартерные рейсы с посылками во Львов стал выполнять и Meest. Компания в прошлом году выполнила несколько доставок из США на крыльях авиакомпаний LOT и Windrose.

"Польская авиакомпания LOT начала ставить на рейсы Варшава-Львов широкофюзеляжные самолеты Boeing 787, которые доставляют посылки из Америки с перегрузкой в столице Польши", - отметила директор аэропорта Татьяна Романовская. По ее словам, в 2020 году предприятие смогло увеличить обработку грузов. Это, в частности, помогло завершить год без убытков и сохранить персонал.

Фото (здесь и выше) - Юрий Танчин

Кризис - время для развития?

Несмотря на пандемию и связанный с ней кризис, ряд региональных аэропортов продолжили развивать свою инфраструктуру в 2020 году. Так, 19 октября в Запорожском аэропорту заработал новый пассажирский терминал - гордость коммунального предприятия и всего города. Строительство терминала было завершено еще в мае, но лишь в октябре воздушная гавань получила соответствующий сертификат. Площадь терминала составляет 12 тыс. кв. м, пропускная способность - 400 пассажиров в час. Кроме того, в здании заложены резервы для увеличения этого показателя.

А в декабре сертификат строительной готовности получила новая взлетно-посадочная полоса аэропорта Одесса. По словам главы "Укринфрапроекта" Кирилла Хомякова, строительство первой очереди и 1 пускового комплекса 2 очереди завершено. Далее - процедура сертификации в Государственной авиационной службе для возможности осуществления полетов. "Вскоре самолеты смогут пользоваться новой взлетно-посадочной полосой", - уверяет чиновник.

Тем временем в Днепре в сентябре стартовали первые работы по строительству нового терминала и взлетно-посадочной полосы. 15 сентября, в сети появились фото, демонстрирующие начало работ по строительству терминала компанией DCH, а на следующий день в Днепропетровской облгосадминистрации проинформировали об официальном старте мероприятий, предшествующих возведению новой ВПП. Естественно, это пока лишь подготовительные работы. "Первый этап - перенос метеорологического оборудования, трансформаторных подстанций, 15-ти километров сетей связи, энергопитания. Эти работы позволят после завершения тендера по выбору генподрядчика незамедлительно приступить к выполнению основных строительных работ", - отметил глава госпредприятия "Фининпро" Олег Тарасюк. Что касается пассажирских терминалов, то новый международный терминал и VIP-терминал будут иметь 6 выходов на посадку, рядом будет построено офисное здание для работников аэропорта и парковка на 1,2 тыс. мест.

Также вскоре к списку принимающих пассажиров аэропортов может присоединиться воздушная гавань Житомира. В июле специальная комиссия признала ее готовой к обслуживанию международных рейсов. Согласно заключению комиссии, теперь у Кабинета министров есть основания для открытия в данном аэропорту международного пункта пропуска через государственную границу. В таком случае он сможет принимать международные рейсы - правда, с ограничениями. Чтобы их снять, аэропорту еще необходимо удлинить и расширить ВПП, установить систему посадки ILS.

Новый терминал аэропорта Запорожье. Фото - Facebook/Владимир Буряк

ПЦР-тесты в аэропортах - новая реальность

Одним из следствий пандемии стало то, что аэропорты по всему миру, включая Украину, начали внедрять комплекс эпидемиологических мер: разметка для социального дистанцирования, ограничения на доступ в пассажирские терминалы для провожающих и встречающих, температурный скрининг, станции сантиайзинга и т.д.

А начиная с конца весны - начала лета в аэропортах Украины один за другим начали открываться лаборатории/пункты сбора биологического материала для тестирования пассажиров на коронавирус. Поскольку по прибытию в ряд стран демонстрация негативного теста является обязательной, работа лабораторных сотрудников с пассажирами в аэропортах стала новой реальностью.

С 16 июля возможность сдать ПРЦ-тесты прямо в аэропорту получили пассажиры, вылетающие/прибывающие во Львов, с 18 июля - Харьков, с 21 июля - Одессу, 29 июля - аэропорт Киев им. Сикорского (Жуляны). 2 октября линию быстрого ПЦР-тестирования пассажиров на COVID-19 открыли в Борисполе. Все материалы находящаяся там лаборатория обрабатывает в своем медицинском пункте, расположенном непосредственно возле терминала В аэропорта, поэтому пассажиры могут получить результаты за шесть часов.

Читайте также Плюс "миллионник" и расширение географии лоукостеров: Пассажиропоток аэропортов Украины 2019