Украинские аэропорты продолжают стремительный рост: после проседания в 2014-2016 годах, за последние несколько лет воздушные гавани сначала вышли на довоенный уровень, а затем ощутимо его превысили. Так, за последние 5 лет суммарный пассажиропоток аэропортов Украины увеличился более чем в два раза, а в сравнении с докризисным 2013 годом - почти на 61%. Суммарный пассажиропоток, согласно оперативным данным Государственной авиационной службы, по итогу 2019 года составил 24,3 млн человек, что на 18,45% больше, чем в 2018 году.
Удовлетворение отложенного спроса украинцев на перелеты выразилось в том числе в расширении маршрутной сети лоукостеров: из 29 новых маршрутов, открытых авиакомпаниями из городов Украины в 2019 году, 21 приходится на Ryanair и Wizz Air (поэтому в этом тексте мы их упомянем еще не раз).
В то же время, крупнейший отечественный перевозчик, МАУ, сократил полетную программу, объясняя это экономической оптимизацией. Весной-летом авиакомпания отменила часть рейсов из Киева в Запорожье, Херсон, Ивано-Франковск, Баку, Минск, Ригу, Женеву, Амман и Анкару, полностью отменила полеты в Винницу и уменьшила частоту полетов в Афины, Стамбул, Ереван. С ноября МАУ полностью прекратила рейсы в Пекин, Минск, Ригу и Амман, но увеличила частоту полетов в некоторые города Европы, Канаду, Индию. Для другого крупного украинского перевозчика, SkyUp, 2019-й, напротив, стал годом развития. Все эти тенденции отразились на пассажиропотоке украинских аэропортов.
Отдельной строкой стоит сказать об Ernest Airlines. В марте авиакомпания открыла рейсы из Жулян в Геную, а в апреле в Киеве встретила своего миллионного пассажира на украинских рейсах. В сентябре компания открыла представительство в столице Украины и даже намеревалась сделать здесь базу… Но в декабре у перевозчика начались проблемы и к началу 2020 года все рейсы Ernest были остановлены. Кроме Киева, перевозчик летал во Львов, Одессу и Харьков, причем перелеты в последние два города в 2019 году только стартовали.
Столичные тяжеловесы
В 2019-м произошло некое перераспределение пассажиропотока между аэропортами: сразу несколько небольших авиапредприятий потеряли пассажиров, зато крупные - еще сильнее укрепили позиции. Так произошло со всеми большими аэропортами Украины, кроме столичных Жулян, которые сработали в минус (2,6 млн пассажиров против 2,8 млн в 2018 году).
Этому есть сразу несколько причин. Во-первых, в сентябре, который считается одним из пиковых месяцев для авиаперевозок, там в течение 10 дней ремонтировали ВПП, из-за чего рейсы были частично переведены в Борисполь. Во-вторых, в 2019 году Жуляны потеряли сразу несколько перевозчиков: весной украинская SkyUp окончательно переместилась в Борисполь, осенью все рейсы туда перевел турецкий Pegasus.
В аэропорту намекают, что они особенно страдают из-за скидки на аэронавигационное обслуживание для Борисполя, благодаря которой стоимость услуг авиакомпаниям в нем примерно на треть ниже, чем в других аэропортах. В таких условиях перевозчики все чаще делают выбор в пользу конкурента. Впрочем, у Жулян есть перспективы поправить свои позиции - как за счет роста Wizz Air, так и привлекая новые компании. К примеру, летом 2020 года из этого аэропорта планируют возить туристов Ellinair и Pegasus (при этом продолжая летать в Борисполь).
Сам Борисполь отличился традиционно рекордными показателями. Помимо того, что на него пришлось больше 60% всего пассажиропотока аэропортов Украины, он еще и ощутимо "подрос" в сравнении с прошлым годом. В 2019-м аэропорт обслужил 15,26 млн человек, а это на 21% больше, чем годом ранее. Для справки: в 2018-м прирост пассажиропотока составил 19,4%. А это значит, что Борисполь растет все быстрее.
Показательным стал запуск в марте терминала F. Он стал "терминалом для лоукостеров" и к середине декабря успел обслужить 2 млн пассажиров. Осталось лишь дождаться, когда там наконец заработает duty free и появятся заведения с горячим питанием. В вопросе аренды площадей в терминале F лед тронулся лишь под конец 2019 года - уже до конца февраля победитель аукциона обещает открыть первый магазин беспошлинной торговли в терминале.
В ушедшем году свое присутствие в Борисполе нарастил Ryanair, к которому в феврале присоединилась "дочка" Lauda (сейчас у австрийской компании уже два направления из Киева - Вена и Штутгарт). Помимо уже указанных компаний-"перебежчиков" из Жулян, свои первые рейсы из главного столичного аэропорта в прошлом году выполнили Aigle Azur (летала с апреля по сентябрь, пока не обанкротилась), а также возобновили полеты SAS и Air Serbia. Было у Борисполя в 2019 году и несколько громких шатдаунов: в октябре последний рейс в Киев выполнила British Airways, а в ноябре - Brussels Airlines. Свое решение перевозчики объяснили тем, что киевское направление больше не является для них коммерчески оправданным.
Несколько слов стоит сказать и об инфраструктуре столичных воздушных гаваней. Так, аэропорт Киев им. Сикорского в мае прирос новым "крылом" терминала А. Туда сразу перенесли контрольные пункты, открыли новые магазины и заведения общепита. Тем не менее, решение куда более важного для Жулян вопроса - о продлении и адаптации полосы под более тяжелые типы ВС - пока только обсуждается. Ну а Борисполь в том же месяце наконец открыл паркинг на 1 тыс. автомобилей. Ж/д экспресс в аэропорт, запущенный в ноябре 2018 года, несмотря на замечания скептиков, стал очень популярен - 27 декабря он перевез миллионного пассажира. Более того, в подмогу польским Pesa на линию вышел первый отечественный дизель-поезд ДПКр-3 производства Крюковского вагоностроительного завода.
"Миллионники" в регионах
Если в 2018 году сенсационные новости, касающиеся развития лоукост-авиации, в основном обходили региональные аэропорты (за исключением Львова и Харькова), то 2019-й стал в этом плане по-настоящему урожайным.
Львовский аэропорт прогнозируемо стал третьим в Украине по количеству обслуженных пассажиров в 2019 году. В процентном соотношении его пассажиропоток вырос почти на 39% и составил более 2,2 млн человек. Среди авиакомпаний, обеспечивших Львову стабильный рост, стоит отметить SkyUp, которая открыла из этого аэропорта два внутренних рейса - в Киев и Харьков, - а также начала обслуживать такие перспективные направления, как Прага, Шарджа, Тель-Авив и Париж. Также в октябре Wizz Air начал летать из Львова на Кипр, а в ноябре туда зашел азербайджанский лоукостер Buta Airways.
Как и в прошлом году, пятерку лидеров по пассажиропотоку замыкают Одесса и Харьков. И если в нашем прошлогоднем обзоре мы включили Харьков в список аэропортов-миллионников авансом, то в этом году он там оказался вполне оправданно, обслужив 1,34 млн человек (+39%). Аэропорт Одесса нарастил пассажиропоток на 17%, до 1,69 млн человек.
Для Одессы 2019 год был примечателен постепенным переводом рейсов в новый терминал и продолжением строительства новой взлетно-посадочной полосы. Непосредственно ВПП уже почти готова, с августа строители занимаются рулежными дорожками и перронным комплексом. Обновленная инфраструктура Одесскому аэропорту придется как нельзя кстати, ведь в прошлом году он стал очередной площадкой битвы между Ryanair и Wizz Air. Ирландцы начали летать оттуда в июне в Краков (в октябре добавив Берлин, Вроцлав, Гданьск, Катовице и Познань), венгры - в ноябре сразу по шести направлениям - Будапешт, Берлин, Гданьск, Вроцлав, Катовице и Братиславу.
Да и другие перевозчики демонстрируют явную заинтересованность Южной Пальмирой. Летом туда из Киева и Харькова летал SkyUp (сезонные рейсы, закрыты на зиму), кроме того, были открыты регулярные рейсы авиакомпании в Римини, Барселону, Кутаиси и Ереван. В Одессу из Киева и Тель-Авива на летние месяцы открыла рейсы также Windrose. В мае в Одессу зашла Buta Airways с рейсами в Баку.
В том же месяце азербайджанская авиакомпания начала летать из Харькова. Последний, как и Одесса, летом принял первый рейс Ryanair в Краков. В октябре полетная программа лоукостера из этого города пополнилась Вильнюсом и Познанью. Свой рейс в Краков из Харькова в августе запустила и Wizz Air. Из потерь - Wizz Air в феврале 2019 года прекратил выполнение рейсов в Лондон.
Весомый взнос в рост пассажиропотока Харькова сделал и украинский перевозчик SkyUp, который, помимо уже упомянутых внутренних рейсов, в 2019 году начал обслуживать такие направления, как Шарджа и Париж (сезонные рейсы), Барселона, Ларнака, Кутаиси, Римини, Прага, Тбилиси.
Небольшие аэропорты: тренды задает Юг
Как мы уже писали, рост пассажиропотока небольших воздушных гаваней в 2019 году замедлился, и несколько из них даже продемонстрировали негативную динамику. Это такие аэропорты, как Винница, Ивано-Франковск и Кривой Рог. Что касается Винницы, на ее судьбу повлияло намерение предыдущего правительства закрыть аэропорт на реконструкцию. Она так и не состоялась, но авиакомпании уже внесли изменения в свои полетные программы, отменив ряд регулярных и чартерных рейсов в 2019 году. Как результат, этот аэропорт показал самое стремительное сокращение пассажиропотока - минус 34%.
К счастью, эта негативная тенденция коснулась не всех. Сумасшедший рост в процентном соотношении показал Николаев (+8767%), однако это все лишь потому, что в 2019 году чартерные рейсы оттуда выполнялись регулярно, а в 2018 году был обслужен всего один борт, так что сравнение не совсем корректно. Примерно такая же ситуация сложилась и в Полтаве.
Кого можно поздравить с однозначным успехом, так это Запорожье и Херсон. В процентах их прирост составил всего 8,4% и 2,6% соответственно, но перед ними открываются многообещающие перспективы. В декабре первый рейс из Херсона в Краков выполнил Ryanair. На 2020 год у перевозчика уже есть планы - помимо уже запущенного в январе маршрута в Катовице, начнут обслуживаться рейсы в Вену. До конца года в компании намерены обслужить около 100 тыс. путешественников из/в Херсон.
Тем временем Запорожье в 2020 году станет пятым аэропортом Украины, в который будет летать Wizz Air. Причем, сразу из шести городов Европы - Будапешта, Вильнюса, Вены, Вроцлава, Гданьска и Кракова. Об этом в компании объявили в октябре прошлого года. А пока Запорожье получило сообщение с Барселоной, Тель-Авивом и Шарджей на Крыльях SkyUp. Правда, последнее было приостановлено в связи необходимостью облета воздушного пространства Ирана. В инфрастурктурном плане у Запорожского аэропорта в прошлом году тоже все было в порядке: на протяжении года активно велось строительство новенького терминала. В декабре оно было завершено и началась подготовка ко вводу его в эксплуатацию, которая планируется в марте.
А вот развитие аэропорта Днепропетровск явно ограничено инфраструктурными проблемами: очередной тендер на проектирование его ВПП был заблокирован. Искать проектанта для новой "взлетки" будут уже в пятый раз. Общее число обслуженных пассажиров в 2019 году составило 388,9 тыс. человек, а это значит, что отставание от соседнего Запорожья не сокращается уже второй год подряд.
На западе Украины слегка подросли Черновцы, которые в прошлом году обслужили 76,8 тыс. пассажиров (+5%), скачок на 441% совершил Ужгород. Это связано с тем, что в 2018 году этот аэропорт практически не работал, а в 2019-м - несколько месяцев принимал рейсы "Мотор Сичи". Однако с ноября они не выполняются в связи с оптимизацией маршрутной сети перевозчика.
Читайте также Подросли за год: Пассажиропоток аэропортов Украины 2018
Заглавное фото - Олег Беляков