"2018 год является, без преувеличения, знаковым для украинского рынка авиационных услуг", - так в комментарии ЦТС охарактеризовал прошлый год министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян. Его слова подтверждаются цифрами: в 2018 году продолжилась тенденция к росту пассажиропотока украинских аэропортов - по данным Госавиаслужбы, суммарный пассажиропоток воздушных гаваней страны составил 20,5455 млн человек. По сравнению с 2017 годом этот показатель увеличился на 24,5%. И обеспечен он был не только крупными аэропортами.
Столичные лидеры
Наиболее заметных успехов добились киевские аэропорты, чей суммарный пассажиропоток в 2018 году составил 15,42 млн человек.
Аэропорт Борисполь в прошлом году продолжил бить рекорды: в декабре воздушная гавань встретила 12-миллионного пассажира, а по результатам года достигла пассажиропотока в рекордные 12,6 млн человек (по сравнению с 2017 годом - плюс 19,4%). Это даже на 53 тыс. человек больше, чем предусматривалось финпланом предприятия на 2018 год. Выросли показатели как по прямым рейсам, так и по трансферному пассажиропотоку, который увеличился на 17% и составил более чем четверть от общего пассажиропотока, что еще раз подтверждает приверженность Борисполя хабовой модели развития.
Впрочем, в самом аэропорту признают, что в ближайшие годы скачкообразного роста пассажиропотока больше не будет. "Нормальное снижение темпа прироста пассажиропотока связано с ростом абсолютного числа пассажиров. В прошлом году мы обслужили 12,6 млн пассажиров и запланированные 14,4% (на 2019 год - ред.) в абсолютных цифрах соответствуют приблизительно 19% приросту 2018 года. Т. е., количественно мы прирастем приблизительно на столько же, но в процентах это будут уже несколько иные цифры", - отметил гендиректор предприятия Павел Рябикин.
В прошлом году аэропорт начал обслуживать рейсы целого ряда новых авиаперевозчиков. Среди них особняком стоит, конечно же, Ryanair, который в сентябре, наконец, начал выполнять рейсы в Берлин, а в конце октября-начале ноября - еще в 11 городов Европы. На 2019-й у крупнейшей авиакомпании континента также большие планы в отношении Борисполя - уже анонсирован старт весной рейсов в Манчестер, Афины, Софию, Пафос и Дублин, а осенью - в Дюссельдорф, Франкфурт, Карлсруэ/Баден-Баден и Нюрнберг, и это, судя по заявлениям менеджмента компании, только начало. Также в феврале должна начать полеты в Вену дочерняя компания Ryanair - Laudamotion.
С учетом активности ирландцев и некоторых других бюджетных авиакомпаний, в Борисполе уже запланировали расконсервировать терминал F, в котором будут обслуживаться исключительно пассажиры лоукостеров.
В плане развития инфраструктуры Борисполя, бесспорно, самым заметным проектом стал запуск 30 ноября железнодорожного Kyiv Boryspil Express, соединившего аэропорт с Центральным ж/д вокзалом Киева, который, несмотря на несколько серьезных поломок и скепсис пассажиров, уже перевез в/из Борисполя более 100 тыс. пассажиров.
Помимо ж/д инфраструктуры (построенной силами "Укрзализныци"), в прошлом году в Борисполе существенно продвинулись в строительстве паркинга, расширении трансферной зоны и зоны выдачи багажа в терминале D и т. д. Вместе с тем, самыми неотложными вопросами, решать которые аэропорту нужно будет, вероятно, уже в этом году, является строительство нового грузового терминала и второй взлетно-посадочной полосы.
Аэропорт Киев им. Сикорского (Жуляны), хотя и имеет куда более скромные показатели пассажиропотока - 2,81 млн пассажиров в год, может похвастаться внушительными темпами роста - плюс 51,9% в 2018 году. Как отмечают в самом аэропорту, хорошие показатели ему обеспечили рейсы в Минск (традиционное направление путешествующих в Россию), чартеры на египетские и турецкие курорты, и регулярные рейсы в Польшу.
Во многом своим успехом второй по величине киевский аэропорт обязан венгерскому лоукостеру Wizz Air, который в 2018 году нарастил свое присутствие, открыв из Жулян 4 новых маршрута. Компания продолжает укреплять свои позиции, правда, в недавнем комментарии прессе главный исполнительный директор компании Джозеф Варади отметил, что одним из факторов, которые могут помешать сотрудничеству с аэропортом Киев, является невозможность продления его ВПП, которая не способна принимать Airbus А321, которые постепенно вводит в свой флот Wizz Air.
Вместе с тем, растущий пассажиропоток стал причиной расширения терминала А. К действующему терминалу активно пристраивают новое крыло, в котором будут размещены 18 стоек регистрации, 9 дополнительных пунктов контроля авиационной безопасности, 18 стоек пограничного контроля, зона ожидания с ресторанами, барами и duty free. Все это уже весной-летом 2019 года позволит в два раза сократить время прохождения различных процедур для пассажиров.
Региональные "миллионеры"
Среди активно развивающихся больших аэропортов, находящихся за пределами Киевской области, пальму первенства уверенно держит Львов. Увеличив за 2018 год пассажиропоток на 47,9%, воздушная гавань "обскакала" аэропорт Одесса (который в 2017 году был третьим по пассажиропотоку в Украине). В прошлом году аэропорт им. Данила Галицкого обслужил почти 1,6 млн человек.
В прошлом году львовский аэропорт оказался в центре внимания сразу нескольких новых авиакомпаний. Во-первых, как и в случае в Жулянами, свое присутствие там увеличила Wizz Air. Известно, что всего за год лоукостер перевез на своих львовских рейсах 220 тыс. пассажиров, что в пять раз больше, чем годом ранее. Были открыты новые рейсы в Дортмунд, Гданьск, Катовице, Лондон, Вильнюс, Братиславу и Франкфурт. Также Львов попал в зону интереса Ryanair, которая осенью начала выполнять оттуда рейсы в Краков, Варшаву, Мемминген, Дюссельдорф и Лондон.
В 2018-м аэропорт получил II категорию ICAO, что существенно расширило его возможности к приему рейсов в плохую погоду, также аэропорт стал запасным для широкофюзеляжных Boeing 777 МАУ, полученных авиакомпанией в прошлом году. В данный момент на повестке дня - запуск трансатлантических рейсов, однако пока ни украинские, ни зарубежные перевозчики не уверены в рентабельности таких перелетов. Вроде бы заинтересованность в этом высказывал польский LOT, но пока это противоречит украинским нормам.
Аэропорт Одесса встретил миллионного пассажира в сентябре, за 2018 год его пассажиропоток составил 1,45 млн человек. В прошлом году эта воздушная гавань осталась в стороне от судьбоносных событий, в которые были вовлечены другие крупные аэропорты Украины. Однако внимание к нему перевозчиков постепенно растет. Так, в ноябре Дэвид О'Брайан заявил, что Ryanair всерьез изучает возможность летать отсюда. Также о переговорах с Одессой заявили в Wizz Air. "Мы заинтересованы в Одессе. Но мы должны видеть аэропорт в действии и понимать, что он подходит для нашей компании", - отметил исполнительный директор компании Джозеф Варади.
Пока же ближайшие планы перевозчиков насчет Одессы следующие: весной 2019-го стартуют внутренние рейсы в Одессу из Киева и Харькова SkyUp Airlines, а также рейсы в Прагу Czech Airlines, в Баку - Buta Airways.
Что касается инфраструктурных моментов, то в 2018 году в одесском аэропорту довели до ума пассажирский терминал и продолжили строительство новой ВПП. По состоянию на конец прошлого года полоса была готова примерно на половину.
Совсем немного не дотянул до показателя в 1 миллион аэропорт Харьков, но тем не менее, мы включили его авансом в категорию аэропортов-миллионников. Продемонстрировав прирост в 19,4%, эта воздушная гавань в 2018 году обслужила 962,5 тыс. пассажиров. Основной рост был обеспечен открытием новых рейсов в Лондон, Вену, Дортмунд, Катовице, Гданьск и Вроцлав от Wizz Air, новых сезонных рейсов в Тбилиси и Батуми от Myway Airlines; в Милан - от МАУ; в Барселону, Римини и Бургас - от SkyUp.
"Ожидаем по итогам текущего 2019 года обслужить более 1 млн пассажиров. Отметку в 1 млн пассажиров ожидаем достичь осенью", - прокомментировали ЦТС свои планы в харьковском аэропорту. "2019 год видим не менее активным: с большим количеством новых направлений, привлечением новых перевозчиков, рекордами по пассажиропотоку и количеству рейсов", - добавили в администрации воздушной гавани.
В частности, что касается следующего года, уже известно о запуске рейсов в Рим и Милан от Ernest Airlines с марта, Одессу - от SkyUp с июня, Краков - от Wizz Air сентября.
Маленькие, но динамичные
Самую лучшую динамику роста пассажиропотока демонстрируют небольшие украинские аэропорты. В частности, аэропорт Ривне в 2018 году обслужил 6,4 тыс пассажиров, что на 84% больше, чем годом ранее. Высокий показатель у Черновцов - 51,6% (более 73 тыс. пассажиров за год). Даже практически неработающий аэропорт Ужгород смог обслужить 250 пассажиров чартерных рейсов, что более чем на треть больше, чем в 2017 году.
Однако более показательны результаты аэропортов -"середняков". Так, на 14,9% результативнее по сравнению с предыдущим годом сработал аэропорт Запорожье. В этом году там обслужили более 400 тыс. пассажиров, и этот показатель мог бы быть еще больше, если бы не закрытие на ремонт единственной бетонной взлетно-посадочной полосы аэропорта весной. В ближайшем будущем в Запорожье рассчитывают на продолжение роста пассажиропотока и завершают строительство нового терминала.
Также существенно улучшил показатели аэропорт Херсон, который фигурирует в числе главных претендентов на звание лоукост-хаба на юге Украины. Его пассажиропоток превысил 100 тыс. человек, что оказалось на 41,7% больше, чем в 2017 году. Как и в случае с Одессой, сотрудничеством с воздушной гаванью интересовались Ryanair и Wizz Air, а в самом аэропорту, помимо этих перевозчиков, видят потенциальными партнерами Ernest, Pegasus, молдавскую FlyOne и "Белавиа".
На 15% улучшился пассажиропоток аэропорта Винница, который в прошлом году принял первый за долгие годы внутренний регулярный рейс (из Киева авиакомпании МАУ). Воздушные гавани Днепра и Ивано-Франковска остались примерно при своих прежних показателях, увеличив количество обслуженных пассажиров на 8% и 1,8% соответственно.
А единственным аэропортом, продемонстрировавшим в прошлом году негативную динамику, оказался Кривой Рог - воздушная гавань за год не досчиталась трети пассажиров чартеров.
Также в 2018 году на авиационной карте Украины стало двумя работающими аэропортами больше. Так, в июле были возобновлены полеты в Полтаву, а в декабре - в Николаев. Полтавский аэропорт, который, к тому же, в прошлом году впервые получил статус международного, успел до конца 2018 года обслужить 968 пассажиров, николаевский - 256.
Читайте также Год лоукостеров: Как низкобюджетные авиакомпании расширяли присутствие в Украине