2018 год вполне может войти в историю украинского авиарынка как "год лоукостеров". Помимо нашумевшего и ожидавшегося многими прихода Ryanair, в этом году существенно нарастил свое присутствие Wizz Air. Возможно, мы еще не стали свидетелями полноценной ценовой "битвы" между этими двумя авиакомпаниями, но такое соседство конкурентов не может не радовать. А на фоне гигантов продолжали работать и даже немного расширять маршрутную сеть компании масштабом поменьше.

"2018 год является, без преувеличения, знаковым годом для украинского рынка авиационных услуг. Долгий путь сверхсложных переговоров, поиска компромиссов, активное противостояние мне лично в публичной плоскости, судебные иски - все это сейчас в прошлом, - комментирует итоги авиационного года министр инфраструктуры Владимир Омелян. - Сейчас я лично очень счастлив, что мне удалось переломить монополию на рынке авиауслуг Украины и ввести абсолютно прозрачные и европейские правила игры. Нами как государством созданы условия для честной конкуренции, а все остальное регулирует рынок. Как результат - в Украину зашла самая большая лоукост авиакомпания Европы - Ryanair. Другой большой перевозчик, Wizz Air, объявил о создании дочерней компании в Украине, что даст возможность выполнять внутренние рейсы. Создана украинская авиакомпания SkyUP. Те перевозчики, которые уже работали на украинском рынке, вынуждены пересматривать свою ценовую политику в сторону уменьшения".

ЦТС решил подытожить успехи бюджетных авиаперевозчиков и тех, кто претендует на звание таковых, в Украине за уходящий год - и список получился не самый короткий.

Ryanair нечаянно нагрянет

Хотя сам по себе заход на рынок ирландского лоукост-гегемона был давно ожидаем, дата первого рейса оказалась сюрпризом. Вместо анонсированных конца октября-начала ноября 2018 года первый рейс был назначен на начало сентября. Да еще и по маршруту, которого изначально не было в списке украинских направлений Ryanair. После длившихся почти два года переговоров и отмены анонсированных на 2017 год рейсов, скандалов вокруг аэропорта Борисполь и вмешательства правительства, 3 сентября в столице приземлился борт первого регулярного рейса Ryanair Берлин-Киев-Берлин. Его заполненность составила порядка 96%. Стоит отметить, что продажа билетов на этот рейс стартовала в начале апреля, хотя, слот для данного рейса Борисполь согласовал уже по ходу…

С 28 октября по 2 ноября состоялся "большой разлет" Ryanair из Киева и Львова сразу по 16-ти направлениям в 7 стран Европы. Кстати, именно в ноябре лоукостер побил собственный рекорд пассажиропотока, перевезя за месяц 10,1 млн пассажиров на всех своих направлениях.

На 2019-й у ирландского перевозчика также грандиозные планы относительно Украины. Во-первых, в апреле-мае стартуют новые рейсы в Манчестер, Афины, Софию, Пафос и Дублин. Во вторых, с февраля из Украины начнет летать Laudamotion - австрийская "дочка" Ryanair с маршрутом Киев-Вена.

Однако, как стало ясно после переговоров коммерческого директора Ryanair Дэвида О'Брайана с министром инфраструктуры Украины и президентом Украины, и на этом ирландцы останавливаться не собираются. Компания активно изучает возможность запуска рейсов в другие города страны. В "шорт-листе" возможных новых аэропортов - Харьков, Херсон, Одесса.

Фото: Мининфраструктуры

Wizz Air укрепляет позиции

Венгерский лоукостер летом 2018 года отметил 10-летие работы на рынке Украины. Вместе со стартовавшим 14 декабря рейсом Львов - Франкфурт (Хан), Wizz Air к концу года обслуживает 36 направлений из Украины, 18 из которых были открыты в 2018 году.

Киев получил четыре дополнительных маршрута - в Лиссабон, Таллин, Берлин, Вену. Также перевозчик перевел рейс во Франкфурт, который до этого выполнялся в аэропорт Хан, в главный аэропорт немецкого города. Из Львова в этом году Wizz Air начал летать в Дортмунд (после 4-летнего перерыва), Гданьск, Катовице, Лондон (Лутон), Вильнюс, Братиславу и Франкфурт (Хан).

Однако главным событием стало возвращение лоукостера в Харьков. Крупнейший город восточной Украины долгое время был обделен вниманием бюджетных авиакомпаний, и только в апреле венгерская авиакомпания возобновила свою работу там, запустив рейс Харьков-Дортмунд. Летом стартовал рейс в Катовице, осенью - в Гданьск, Вроцлав, Лондон (Лутон) и Вену.

В Wizz Air говорят, что конкуренции с Ryanair не боятся - наоборот, надеются, что активность лоукостеров будет стимулировать украинцев больше летать. Однако уже на следующий день после того, как ирландцы объявили о запуске новых рейсов из Киева весной, состоялась встреча президента Украины Петра Порошенко и министра инфраструктуры Владимира Омеляна с генеральным директором авиакомпании Джозефом Варади. Во время нее топ-менеджер венгерского перевозчика озвучил намерение возобновить работу дочерней компании Wizz Air Ukraine, прекратившей работу в апреле 2015 года. В перспективе лоукостер намерен разместить 20 своих самолетов на базах в разных городах Украины.

Правда, окончательное решение по Wizz Air Ukraine еще не принято. Главные проблемы, которые мешают компании перезапустить свой украинский проект, это ограничение на перемещение валюты, нюансы налогообложения и необходимость лицензирования перевозок воздушным транспортом в соответствии с американскими либо европейскими нормами безопасности полетов. "Это проблемы, решение которых даст нам основание понимать, что мы не наступим на те же грабли, что в прошлый раз", - говорит Варади.

На 2019 год уже анонсированы следующие новые направления Wizz Air: Рига, Билунн, Бремен, Краков - из Киева, Копенгаген - из Львова, Краков - из Харькова. Для этого в Киеве будет размещен еще один самолет авиакомпании, в результате чего ее общий флот здесь достигнет 4 ВС.

Кроме того, в министерстве иностранных дел Венгрии предлагают организовать рейс Будапешт-Львов, который бы обслуживала именно Wizz Air. Также авиакомпанию называют одним из возможных "клиентов" аэропорта Ужгород - если, конечно, правительству удастся решить вопрос с диспетчерским обслуживанием воздушной гавани.

Фото: Аэропорт Киев

В тени гигантов

В 2018-м расширяла свою деятельность в Украине итальянско-албанская авиакомпания Ernest Airlines, начавшая полеты в декабре 2017-го (из Львова в Милан (Бергамо), Неаполь и Венецию и из Киева - в Милан (Бергамо) и Неаполь). В июне Ernest дополнил список своих маршрутов еще одним рейсом в Милан (на этот раз в аэропорт Мальпенса) и Рим из Львова и в Болонью - из Киева, а в октябре состоялись первые рейсы авиакомпании в Рим и Милан (Мальпенса) из аэропорта Киев.

В этом году перевозчик испытывал трудности с флотом, поскольку имел в распоряжении всего два самолета (Airbus A319-100 и A320-200) и даже вынужден был и продолжает арендовать воздушные суда у других авиакомпаний. Однако в начале декабря компании удалось выкупить новый Airbus A320-214, от которого отказался заказчик, так что теперь флот компании состоит из трех ВС.

Кстати, как можно понять со слов коммерческого директора Ryanair Дэвида О'Брайана, именно Ernest помешал ирландцам запустить сообщение между Италией и Украиной, заполучив свободную квоту.

В следующем году Ernest намерен расширить географию полетов из Украины, в частности, запустить рейсы из Киева в Геную, а также начать летать из нового для себя аэропорта Харьков (в Рим и Милан (Мальпенса).

Также, благодаря расширению взаимной квоты на полеты между Украиной и Турцией, новый рейс из Киева (Жуляны) в Измир 9 июля запустила Pegasus Airlines. Помимо указанного направления, перевозчик летает из Киева и Одессы в Анкару, из Львова, Харькова и Запорожья - в Стамбул.

Таким образом, в данный момент второй киевский аэропорт - Жуляны - обслуживает сразу три лоукостера. А вот flydubai, которая также позиционирует себя как лоукостер, в сентябре объявила о переводе своих ежедневных рейсов из аэропорта Киева в аэропорт Борисполь. Последнему это, кстати, позволит, вкупе с рейсами Ryanair, обеспечить рентабельность терминала F, который планируют расконсервировать весной 2019 года.

Гибридный лоукостер

Также аэропорт Киев имени Сикорского стал домом для новой украинской авиакомпании, позиционирующей себя как гибридный лоукостер. Создание SkyUP министр инфраструктуры Владимир Омелян анонсировал еще в прошлом году. В декабре 2017-го обещания министра приобрели конкретные очертания, однако оказалось, что заходящая на украинский рынок компания - не совсем лоукостер, а чартерный перевозчик, аффилированный с туроператором Join UP!, изначально нацеленный на выполнение перелетов из крупнейших городов Украины на курорты Турции, Египта, Кипра, ОАЭ. Первый рейс авиакомпании был выполнен 21 мая 2018 года из аэропорта Киев в Шарм-эль-Шейх.

Вместе с тем, в компании с самого начала не отказывались от идеи недорогих внутренних перевозок, которые и должны были стать фишкой, анонсированной министром. Перелеты из Киева, Львова и Харькова в Одессу SkyUP планировал запустить в апреле-мае 2018 года, однако старт этих рейсов сначала откладывался до осени-зимы 2018 года, а теперь - до весны 2019-го, причем, теперь из списка пропал Львов. Летать в Одессу из Киева и Харькова перевозчик планирует на протяжении летнего сезона, начиная со 2 июня. Похоже, что на этот раз начало полетов по Украине все же состоится - продажа билетов стартовала, причем их стоимость начинается от 490 грн (то есть, примерно столько же, сколько и билет на поезд).

Кроме внутренних рейсов, по завершению курортного сезона SkyUP анонсировала и свои первые международные регулярные рейсы. В октябре открылась продажа билетов на рейсы в Тбилиси, Софию, Барселону и Попрад из Киева. Причем, первые два стартуют уже до Нового года: Киев-Тбилиси - 27 декабря, Киев-София - 28 декабря. Остальные три начнут выполняться в январе.

А уже в мае-июне перевозчик начнет летать из столицы Украины в Батуми, Ларнаку, Римини, Неаполь, на Сицилию (Катанья), Аликанте, Тенерифе, Пальму-де-Майорку. Стоимость билетов на большинство рейсов стартует от 1,5 тыс. грн. Цена билета на самый продолжительный рейс - Киев-Тенерифе - начинается от 5,2 тыс. грн.

Однако тарифную политику авиакомпании сложно назвать политикой лоукостера: судя по системе бронирования, цена на билеты стабильна, независимо от даты покупки, кроме того, сравнение цены SkyUP на некоторых направлениях показывает, что перевозчик проигрывает уже летающим по этим направлениям лоукостерам, хотя и предлагает билеты несколько дешевле, чем классические авиакомпании.

Несколько слов о флоте SkyUP. В данный момент он состоит из трех Boeing 737-800 NG и одного Boeing 737-700 NG. Ранее руководство компании анонсировало получение к концу 2018 года еще одного воздушного судна.

Интересно, что один из своих самолетов компания намерена окрасить в ливрею футбольного клуба "Шахтер", так как является его официальным перевозчиком. Когда борт не будет занят перевозкой футболистов, его будут задействовать на обычных регулярных и чартерных рейсах. Однако пока - это лишь планы.

Также стоит отметить, что SkyUP подписала контракт с Boeing на поставку пяти новых 737 MAX к 2023 году, правда первым в стране обладателем ВС этого типа компания все же не станет - ее обогнала МАУ, которая анонсировала их получение уже в 2019-м.

Фото: Дмитрий Хапилин

Что дальше?

По словам министра инфраструктуры, сегодня активно пользуются услугами авиакомпаний лишь 5% украинцев, поэтому потенциал для развития рынка - огромен. Он считает, что за десять лет "приучить" летать можно будет каждого второго украинца. "Наша цель - чтобы это было в десять раз больше, 50%, уже к 2030 году. Я верю, что эта цифра достижима", - говорит министр.

Относительно ближайших перспектив чиновник сохраняет сдержанный оптимизм, отмечая, что 30% роста рынка авиаперевозок ежегодно не может сохраняться бесконечно - после революционного развития рынок постепенно перейдет к эволюционному.

"Что касается присутствия лоукостеров в региональных аэропортах, для этого необходимо два условия: взлетно-посадочная полоса и политика аэропорта, который заинтересован в привлечении новых авиакомпаний. МИУ не вмешивается в хозяйственную деятельность аэропортов. Мы создаем правила, а задача аэропортов - уметь ими пользоваться. Но лично мне хотелось бы видеть бюджетные авиакомпании в аэропорту Днепра, Николаева, Ужгорода и Херсона. Юг Украины важен как раз тем, чтобы наши граждане, которые живут в российском гетто в Крыму, имели бы возможность удобного авиационного соединения как с другими городами Украины, так и со странами Европы. Инфраструктура объединяет, и мы остаемся верными этому мотто", - уверяет Омелян.

Читайте также Два месяца с Ryanair: Отзывы украинских пассажиров

(Заглавное фото: Виталий Несенюк - Facebook/Vitaliy Nesenyuk)