Нет результатов
В первой части повествования о похождениях участников проекта L.A.B. Logistics Agro Benchmark мы рассказали об особенностях транспортировки, генерации партий и портовой перевалки зерновых грузов в Германии, подкрепив информацию цифрами и фактами. На очереди – Франция.
Суфле из логистики
Суфле – блюдо французского происхождения, но участников проекта L.A.B. во Франции интересовали не гастрономические изыски, а логистические цепочки зерновых грузов Groupe Soufflet. Корпорация является одним из лидеров переработки пшеницы, крупнейшим производителем муки и замороженного теста в Европе, и одним из крупнейших поставщиков солодового ячменя на мировом рынке. Нам удалось проследить движение грузов компании от первичного звена, в лице фермера-поставщика ячменя, до порта на берегу океана. Сделали мы это не без помощи президента Украинской зерновой ассоциации Николая Горбачева.
- фермерское хозяйство
- фермеры реализуют зерно земельным кооперативам, те – сбывают крупным трейдерам
- фермеры хотят работать напрямую с портами, но не всегда могут сформировать нужный объем партии
- определиться с лучшей ценой помогают специальные консультанты
- терминал Silo P.Kruse
- в 2016 г. терминал перевалил 700 тыс. зерновых; мощности единовременного хранения – 80 тыс. т
- постоянный персонал – 15 чел.
- терминал принимает 100 авто в сутки
- соотношение по видам транспорта: 50% баржи, 35-40% авто, 10-15% ж/д
- cюда из разных городов Украины прибыли участники проекта Logistics Agro Benchmark. Ганновер дал старт агро-логистической экспедиции
- что случается в Амстердаме – остается в Амстердаме :)
- штаб-квартира Groupe Soufflet
- терминал Soufflet
- фермерское хозяйство
- 80% своих грузов во Франции Soufflet перевозит по реке
- автотранспорт используется на плече до 200 км
- грузоперевозки по ж/д нужно согласовывать за 3 месяца
- терминал в Ножане переваливает 270 тыс. т солода в год: 60% – в контейнерах, 40% – навалом
- штаб-квартира FranceAgriMer
- Франция выбрала стратегию развития железной дороги с уклоном на пассажирские перевозки
- допустимый максимальный вес грузовиков – 40 т
- грузовым поездам сложно вклиниться в плотный график пассажирского движения
- Франция намерена развивать сеть каналов; начаты работы по строительству канала Сена – Северная Европа
- терминал Socomac
- Panamax CAPTAIN J.NEOFOTISTOS
- мощность единовременного хранения – 160 тыс. т, мощность перевалки – до 2 млн т/год
- автотранспортом везут 90% зерновых грузов с радиуса 90-95 км
- соотношение по видам транспорта: 50% баржи, 40% авто, 10% ж/д
- при погрузке крупнотоннажных судов во внимание берется фактор морских отливов
- терминал Socomac
- мощность единовременного хранения – 125 тыс. т; годовая мощность перевалки – 2 млн т
- терминал обслуживают 17 человек
- от элеватора до причалов зерно подвозится автотранспортом – 7 машин на круге
- 1 машина грузится за 40 секунд
- соотношение по принимаемому транспорту: 83% – авто, 17% – ж/д
узнать, что там произошло
•••
l.a.b. logistics agro benchmark
германия - франция
Пройдемся по цепочке (не придерживаясь хронологии визитов на предприятия).
Ножан-сюр-Сен – городок с населением 6 тыс. жителей на берегу Сены, примерно в сотне километров от столицы. Тут расположена атомная электростанция, два энергоблока которой обеспечивают почти треть потребностей электроэнергии района Иль-де-Франс (Парижский регион).
Здесь же находится штаб-квартира Soufflet. Место выбрано не случайно – именно из этого городка за несколько десятилетий компания Мишеля Суфле разрослась от маленького семейного предприятия с одним элеватором до транснациональной корпорации. Столетний элеватор, доставшийся Мишелю в наследство от отца, тот сохранил – теперь напротив него, собственно, и находится штаб-квартира. Туда и направляемся.
Groupe Soufflet – цифры и факты: | 7000 человек работает в компании по всему миру; компания оперирует 220 элеваторами и 28 заводами в Европе, Азии и Южной Америке; во Франции у Groupe Soufflet 130 собственных вагонов-зерновозов; ежегодно в направлении портов компания отправляет 600 поездов с зерном; 80% своих грузов во Франции компания перевозит по реке (1-1,5 млн т в год); автотранспорт используется на плече до 200 км; стоимость транспортировки из Ножана в Руан: баржа 10 евро/т, авто – 13-15 евро/т, ж/д – 15-18 евро/т. |
Об этом нам рассказали управляющий директор компании Soufflet Nеgoce Жан-Франсуа Лепи и директор по логистике Groupe Soufflet Лионель Ле Марэ. А еще они поделились, что железная дорога во Франции проигрывает другим видам транспорта в гибкости и скорости организации грузоперевозок: так, баржу можно зафрахтовать за месяц до отправки груза, автотранспорт – буквально на следующий день, а вот с ж/д придется подождать – тут нужно организовывать логистику месяца за три, а лучше еще раньше. Но Soufflet видит перспективу в развитии железнодорожных перевозок (равно, как и речных) – компания ведет переговоры с государством о модели инвестирования в ж/д инфраструктуру, требующую модернизации.
В нескольких километрах от Ножана находится фермерское хозяйство, являющееся поставщиком солода для Soufflet. Фредерик, фермер, обрабатывает 340 га, из которых 50 – его собственная земля, остальную он арендует у соседнего замка. Говорит, что не прочь расширить свои владения, но это невозможно из-за высокого спроса на землю. Поэтому он и другие французские фермеры работают над увеличением производительности.
У Фредерика есть свои мощности для хранения зерна (может хранить до 80% урожая), но поскольку он уже в третьем поколении своей семьи сотрудничает с Soufflet и продает корпорации выращенный ячмень, то хранит у себя урожай он не долго – солод требует особых условий хранения, а потому лишние издержки ни к чему. Покупатель заинтересован в качестве продукции, а потому предоставляет Фредерику и ему подобным – посевной материал (при условии последующей продажи урожая именно Soufflet), обучающую литературу, лабораторные анализы и пр.
Чаще всего логистику от фермы до элеватора покупателя обеспечивает именно последний, но поскольку ферма Фредерика находится недалеко от Ножана, то обычно часть продукции он доставляет в город сам – на тракторе
Дальше в работу включается зерновой терминал на берегу Сены. За год он переваливает 270 тыс. тонн солодового ячменя. 40% отгружается навалом, остальные 60% - контейнерами. В контейнеры солод загружается в мешках. Загрузка одного контейнера происходит в течение 20 минут.
Из Ножана суда доставляют контейнеры в порт Руан, находящийся в 90 км от морского побережья. Если же груз идет в морской порт, как Ля-Рошель, то, поскольку баржи не могут выйти в море, контейнеры с них разгружаются в речном порту и далее в морпорт доставляются автотранспортом.
По пути в Руан баржи минуют Париж, органично вписываясь в антураж набережной французской столицы. Чуть поодаль от реки, вдали от туристических маршрутов находится штаб-квартира французской сельскохозяйственной ассоциации FranceAgriMer, с представителями которой обсудили общие проблемы логистики зерновых в стране.
FranceAgriMer – цифры и факты: | за последние годы доля крупнейших трейдеров во Франции выросла с 60% до 70%; допустимый максимальный вес грузовиков – 40 т, за нарушение – штраф и оплата услуг полиции за время нахождения грузовика на штраф-площадке; в 2000-2013 гг доля ж/д в перевозках зерновых упала с 17% до 9%; из-за развитого пассажирского сообщения, грузовым поездам сложно вклиниться в плотный график движения; в стране много заброшенных второстепенных ж/д путей, требующих модернизации – сюда завлекают частных инвесторов; государственное предприятие SNCF, управляющее железными дорогами, не имеет в парке вагонов-зерновозов; планируется расширение сети внутренних водных путей за счет строительства каналов. |
Сейчас запланирован переход к активной фазе строительства канала в Дюнкерке. Он должен стать началом системы каналов от Гавра до Роттердама
Людовик Парис FranceAgriMer
Пока же основная часть грузоперевозок проходит по рекам, основной из которых является Сена. Ключевой порт на реке – Руан, находящийся в 90 км от побережья Бискайского залива. Близость к побережью (фактор приливов и отливов) сказывается на ритме работы речного порта – приходится учитывать разница в уровне воды, которая достигает 4 – 4,5 метров. Для минимизации влияния этого фактора, на терминале Socomac, входящем в Groupe Soufflet, провели дноуглубление у причала. Это позволяет грузить панамаксы, и даже кейпсайзы, не обращая внимания на природные факторы. Но вывести груженное крупнотоннажное судно из порта можно все же только с приливом. Сейчас проходная осадка в порту составляет 10,5 м, в ближайшее время здесь проведут дноуглубление и увеличат ее еще на 1 метр.
Естественно, в Руане панамаксы грузят не полностью – только до 45 тыс. т, далее они догружаются в порту Ля-Рошель, расположенном непосредственно на берегу океана. Терминал с персоналом 30 человек работает круглосуточно, а ежесуточная норма погрузки составляет 25 тыс. т. Оборот за год составляет до 2 млн. т.
Зерно, приходящее на терминал Socomac для погрузки на морские суда, доставляется преимущественно баржами по реке (50%) и автотранспортом (40%) – по железной дороге сюда везут только 10% грузов. Забегая наперед, сравним эти показатели с портом Ля-Рошель: 83% - автотранспорт, 17% - ж/д.
В Руан автотранспортом везут 90% зерновых грузов с радиуса 90-95 км. Баржи здесь работают, как и в целом на Сене, в основном, дедвейтом 1500-2000 т. Но в нижнем течении реки встречаются баржи и до 4000 т – сцепки из двух барж по 2000 т.
Как рассказал руководитель терминала Socomac Фредерик Моншаблон, всего в порту Руана 6 зерновых терминалов. Их совокупные мощности хранения составляют 1 млн т, а годовая перевалка – 8 млн т. Это позволяет порту удерживать первую позицию по перевалке зерна во Франции.
До 1970-х гг ключевым портом по перевалке зерна во Франции был Марсель, но из-за удешевления фрахта, появилась возможность возить грузы на более дальние расстояния. Поэтому сейчас на Средиземном море портов не осталось – проще обойти морем, чем нести дополнительные издержки на железную дорогу и автоперевозки.
Фредерик Моншаблон Socomac
Вот и мы направляемся к морю, вернее к океану, еще точнее – Бискайскому заливу. Последние логистические опыты нашей L.A.B.оратории проводим в конечной точке зерновой логистики Groupe Soufflet – в порту Атлантик Ля-Рошель. Здесь находится еще один терминал Socomac.
Терминал Socomac в порту Атлантик Ля-Рошель – цифры и факты: | мощность единовременного хранения - 125 тыс. т; годовая мощность перевалки – 2 млн т; персонал терминала – 17 человек; принимаются ж/д составы по 22 вагона, 1 состав – 1300 т. Одновременно могут приниматься 2 состава; погрузка зерна на суда на 3-х причалах: для крупных, средних и малых судов; погрузочные машины принадлежат сторонней фирме, она же арендует у государства причалы и осуществляет перевалку на суда; условный пик (но не существенный) июль-август, в остальные месяцы по году – примерно ровная динамика. |
Примечательной особенностью данного терминала является то, что из-за удаленности причалов (0,5 – 1 км) от мощностей хранения здесь применяется подвоз зерна автотранспортом. Причем, делается это чрезвычайно эффективно. Загрузка автомобилей происходит со скоростью 1 тонна в секунду - один зерновоз загружается всего за 40 секунд. На круге работают 7 машин, перевозящих за сутки 3 000 т зерна. Ускоряет процесс и уникальная машина по измерению числа падения, проводящая анализ меньше, чем за минуту, вместо привычных 10-15 минут. Автомобили нанимаются терминалом - стоимость перевозки на 1 км составляет 1 евро/т, на 0,5 км – 0,75 евро/т.
Европейцы деньги считать умеют – потому, не желая дальше нести лишние издержки, развиваются и строят новый терминал непосредственно у причалов. Строят, как и раньше, из бетона – на века. Французы говорят, что со временем такие конструкции становятся только прочнее и могут служить 100-150 лет.
И в этом отличие Западной Европы от суровой украинской реальности - зная, что бизнес здесь будет развиваться по понятным и прогнозируемым правилам, владельцы терминальных мощностей с готовностью идут на новые затратные инвестиции с длительным сроком окупаемости.
Как отметил исполнительный директор УК "Мариупольская Инвестиционная Группа" Олег Иванюшенко, основная причина оптимизации и уменьшения затрат в бизнесе в европейских странах – в деловой культуре, культуре отношений между государством и бизнесом, между бизнес-партнерами. Где ключевым фактором является доверие, позволяющее исключить из цепочки излишние контрольные функции и посредников, что, в свою очередь, снижает затраты на их обслуживание и, соответственно, за счет этого на каждом звене достигается существенная экономия, а значит - и приемлемый экономический результат для всех.