Параметры
Что искать
Где искать
Сортировать

Нет результатов

ЗАГЛЯНУЛИ В ЕВРОПУ: L.A.B. Итоги

вторая часть

В первой части повествования о похождениях участников проекта L.A.B. Logistics Agro Benchmark мы рассказали об особенностях транспортировки, генерации партий и портовой перевалки зерновых грузов в Германии, подкрепив информацию цифрами и фактами. На очереди – Франция.

Суфле из логистики

Суфле – блюдо французского происхождения, но участников проекта L.A.B. во Франции интересовали не гастрономические изыски, а логистические цепочки зерновых грузов Groupe Soufflet. Корпорация является одним из лидеров переработки пшеницы, крупнейшим производителем муки и замороженного теста в Европе, и одним из крупнейших поставщиков солодового ячменя на мировом рынке. Нам удалось проследить движение грузов компании от первичного звена, в лице фермера-поставщика ячменя, до порта на берегу океана. Сделали мы это не без помощи президента Украинской зерновой ассоциации Николая Горбачева.

Ратцебург Любек Вестерау Йерсбек Гамбург Ганновер Мюнстер Амстердам Ножан-сюр-Сен Париж Руан Ля-Рошель ••• ••• ••• ••• ••• ••• ••• ••• ••• ••• ••• •••
ратцебург
×
28.09.2017 ×
  • штаб-квартира ATR Landhandel
Ключевая информация:
  • при экспорте зерна маржа ATR всего 0,5% от объема продаж
  • компанией делается акцент на переработку и продажу готовой продукции
  • ATR имеет 40 грузовиков (нанимает 60), оперирует флотом из 4 судов
Новости: ,1, ,2,
любек
×
28.09.2017 ×
  • терминал ATR Landhandel
  • Panamax ELENA VE
Ключевая информация:
  • мощности хранения: 100 тыс. т – склад напольного хранения, 60 тыс. т – силосы
  • перевалка – до 400 тыс. т/год
  • зерно на терминал закупается как напрямую с ферм, так и с около 70 пунктов приема
Новости: ,1, ,2, ,3, ,4,
вестерау
×
28.09.2017 ×
  • фермерское хозяйство
Ключевая информация:
  • фермеры реализуют зерно земельным кооперативам, те – сбывают крупным трейдерам
  • фермеры хотят работать напрямую с портами, но не всегда могут сформировать нужный объем партии
  • определиться с лучшей ценой помогают специальные консультанты
Новости: ,1, ,2,
йерсбек
×
28.09.2017 ×
  • фермерское хозяйство
Ключевая информация:
  • 300-500 га – наиболее распространенный размер ферм в Западной Германии
  • дотации ЕС фермерам – 300 евро за гектар
  • логистика в порты, ввиду их близости, – автотранспортом
Новости: ,1, ,2,
гамбург
×
29.09.2017 ×
  • терминал Silo P.Kruse
Ключевая информация:
  • в 2016 г. терминал перевалил 700 тыс. зерновых; мощности единовременного хранения – 80 тыс. т
  • постоянный персонал – 15 чел.
  • терминал принимает 100 авто в сутки
  • соотношение по видам транспорта: 50% баржи, 35-40% авто, 10-15% ж/д
Новости: ,1, ,2, ,3, ,4, ,5, ,6,
ганновер
×
26.09.2017 ×
  • cюда из разных городов Украины прибыли участники проекта Logistics Agro Benchmark. Ганновер дал старт агро-логистической экспедиции
мюнстер
×
27.09.2017 ×
  • штаб-квартира Agravis
  • зерновой терминал Agravis
Ключевая информация:
  • 50% продукции Agravis перевозит по рекам и каналам, 45% – автотранспортом, 5% – по ж/д
  • автоперевозки наиболее рентабельны на плече 200 км
Новости: ,1, ,2, ,3, ,4, ,5,
амстердам
×
30.09.2017 ×
  • что случается в Амстердаме – остается в Амстердаме :)
ножан-сюр-сен
×
04.10.2017 ×
  • штаб-квартира Groupe Soufflet
  • терминал Soufflet
  • фермерское хозяйство
Ключевая информация:
  • 80% своих грузов во Франции Soufflet перевозит по реке
  • автотранспорт используется на плече до 200 км
  • грузоперевозки по ж/д нужно согласовывать за 3 месяца
  • терминал в Ножане переваливает 270 тыс. т солода в год: 60% – в контейнерах, 40% – навалом
Новости: ,1, ,2, ,3, ,4, ,5, ,6,
париж
×
03.10.2017 ×
  • штаб-квартира FranceAgriMer
Ключевая информация:
  • Франция выбрала стратегию развития железной дороги с уклоном на пассажирские перевозки
  • допустимый максимальный вес грузовиков – 40 т
  • грузовым поездам сложно вклиниться в плотный график пассажирского движения
  • Франция намерена развивать сеть каналов; начаты работы по строительству канала Сена – Северная Европа
Новости: ,1, ,2,
руан
×
02.10.2017 ×
  • терминал Socomac
  • Panamax CAPTAIN J.NEOFOTISTOS
Ключевая информация:
  • мощность единовременного хранения – 160 тыс. т, мощность перевалки – до 2 млн т/год
  • автотранспортом везут 90% зерновых грузов с радиуса 90-95 км
  • соотношение по видам транспорта: 50% баржи, 40% авто, 10% ж/д
  • при погрузке крупнотоннажных судов во внимание берется фактор морских отливов
Новости: ,1, ,2, ,3, ,4, ,5,
ля-рошель
×
04.10.2017 ×
  • терминал Socomac
Ключевая информация:
  • мощность единовременного хранения – 125 тыс. т; годовая мощность перевалки – 2 млн т
  • терминал обслуживают 17 человек
  • от элеватора до причалов зерно подвозится автотранспортом – 7 машин на круге
  • 1 машина грузится за 40 секунд
  • соотношение по принимаемому транспорту: 83% – авто, 17% – ж/д
Новости: ,1, ,2, ,3,
Порты
Панамаксы
Баржи
Элеваторы
Офисы
Фермы
кликни на город, чтобы
узнать, что там произошло
3500 км по дорогам Германии, Нидерландов, Бельгии, Франции
10 городов
7 зерновых терминалов
5 головных офисов зернотрейдеров, корпораций и аграрных ассоциаций
3 фермерских хозяйства

l.a.b. logistics agro benchmark

германия - франция

Пройдемся по цепочке (не придерживаясь хронологии визитов на предприятия).

Ножан-сюр-Сен – городок с населением 6 тыс. жителей на берегу Сены, примерно в сотне километров от столицы. Тут расположена атомная электростанция, два энергоблока которой обеспечивают почти треть потребностей электроэнергии района Иль-де-Франс (Парижский регион).

АЭС в Ножане и столетний элеватор, с которого началась Groupe Soufflet

Здесь же находится штаб-квартира Soufflet. Место выбрано не случайно – именно из этого городка за несколько десятилетий компания Мишеля Суфле разрослась от маленького семейного предприятия с одним элеватором до транснациональной корпорации. Столетний элеватор, доставшийся Мишелю в наследство от отца, тот сохранил – теперь напротив него, собственно, и находится штаб-квартира. Туда и направляемся.

Groupe Soufflet – цифры и факты: 7000 человек работает в компании по всему миру; компания оперирует 220 элеваторами и 28 заводами в Европе, Азии и Южной Америке; во Франции у Groupe Soufflet 130 собственных вагонов-зерновозов; ежегодно в направлении портов компания отправляет 600 поездов с зерном; 80% своих грузов во Франции компания перевозит по реке (1-1,5 млн т в год); автотранспорт используется на плече до 200 км; стоимость транспортировки из Ножана в Руан: баржа 10 евро/т, авто – 13-15 евро/т, ж/д – 15-18 евро/т.

Об этом нам рассказали управляющий директор компании Soufflet Nеgoce Жан-Франсуа Лепи и директор по логистике Groupe Soufflet Лионель Ле Марэ. А еще они поделились, что железная дорога во Франции проигрывает другим видам транспорта в гибкости и скорости организации грузоперевозок: так, баржу можно зафрахтовать за месяц до отправки груза, автотранспорт – буквально на следующий день, а вот с ж/д придется подождать – тут нужно организовывать логистику месяца за три, а лучше еще раньше. Но Soufflet видит перспективу в развитии железнодорожных перевозок (равно, как и речных) – компания ведет переговоры с государством о модели инвестирования в ж/д инфраструктуру, требующую модернизации.

Во дворе у французского фермера

В нескольких километрах от Ножана находится фермерское хозяйство, являющееся поставщиком солода для Soufflet. Фредерик, фермер, обрабатывает 340 га, из которых 50 – его собственная земля, остальную он арендует у соседнего замка. Говорит, что не прочь расширить свои владения, но это невозможно из-за высокого спроса на землю. Поэтому он и другие французские фермеры работают над увеличением производительности.

У Фредерика есть свои мощности для хранения зерна (может хранить до 80% урожая), но поскольку он уже в третьем поколении своей семьи сотрудничает с Soufflet и продает корпорации выращенный ячмень, то хранит у себя урожай он не долго – солод требует особых условий хранения, а потому лишние издержки ни к чему. Покупатель заинтересован в качестве продукции, а потому предоставляет Фредерику и ему подобным – посевной материал (при условии последующей продажи урожая именно Soufflet), обучающую литературу, лабораторные анализы и пр.

Чаще всего логистику от фермы до элеватора покупателя обеспечивает именно последний, но поскольку ферма Фредерика находится недалеко от Ножана, то обычно часть продукции он доставляет в город сам – на тракторе

Дальше в работу включается зерновой терминал на берегу Сены. За год он переваливает 270 тыс. тонн солодового ячменя. 40% отгружается навалом, остальные 60% - контейнерами. В контейнеры солод загружается в мешках. Загрузка одного контейнера происходит в течение 20 минут.

Из Ножана суда доставляют контейнеры в порт Руан, находящийся в 90 км от морского побережья. Если же груз идет в морской порт, как Ля-Рошель, то, поскольку баржи не могут выйти в море, контейнеры с них разгружаются в речном порту и далее в морпорт доставляются автотранспортом.

По пути в Руан баржи минуют Париж, органично вписываясь в антураж набережной французской столицы. Чуть поодаль от реки, вдали от туристических маршрутов находится штаб-квартира французской сельскохозяйственной ассоциации FranceAgriMer, с представителями которой обсудили общие проблемы логистики зерновых в стране.

Баржа в Париже
FranceAgriMer – цифры и факты: за последние годы доля крупнейших трейдеров во Франции выросла с 60% до 70%; допустимый максимальный вес грузовиков – 40 т, за нарушение – штраф и оплата услуг полиции за время нахождения грузовика на штраф-площадке; в 2000-2013 гг доля ж/д в перевозках зерновых упала с 17% до 9%; из-за развитого пассажирского сообщения, грузовым поездам сложно вклиниться в плотный график движения; в стране много заброшенных второстепенных ж/д путей, требующих модернизации – сюда завлекают частных инвесторов; государственное предприятие SNCF, управляющее железными дорогами, не имеет в парке вагонов-зерновозов; планируется расширение сети внутренних водных путей за счет строительства каналов.

Сейчас запланирован переход к активной фазе строительства канала в Дюнкерке. Он должен стать началом системы каналов от Гавра до Роттердама

Людовик Парис FranceAgriMer
После насыщенной беседы в центральном офисе FranceAgriMer

Пока же основная часть грузоперевозок проходит по рекам, основной из которых является Сена. Ключевой порт на реке – Руан, находящийся в 90 км от побережья Бискайского залива. Близость к побережью (фактор приливов и отливов) сказывается на ритме работы речного порта – приходится учитывать разница в уровне воды, которая достигает 4 – 4,5 метров. Для минимизации влияния этого фактора, на терминале Socomac, входящем в Groupe Soufflet, провели дноуглубление у причала. Это позволяет грузить панамаксы, и даже кейпсайзы, не обращая внимания на природные факторы. Но вывести груженное крупнотоннажное судно из порта можно все же только с приливом. Сейчас проходная осадка в порту составляет 10,5 м, в ближайшее время здесь проведут дноуглубление и увеличат ее еще на 1 метр.

Естественно, в Руане панамаксы грузят не полностью – только до 45 тыс. т, далее они догружаются в порту Ля-Рошель, расположенном непосредственно на берегу океана. Терминал с персоналом 30 человек работает круглосуточно, а ежесуточная норма погрузки составляет 25 тыс. т. Оборот за год составляет до 2 млн. т.

Зерно, приходящее на терминал Socomac для погрузки на морские суда, доставляется преимущественно баржами по реке (50%) и автотранспортом (40%) – по железной дороге сюда везут только 10% грузов. Забегая наперед, сравним эти показатели с портом Ля-Рошель: 83% - автотранспорт, 17% - ж/д.

В Руан автотранспортом везут 90% зерновых грузов с радиуса 90-95 км. Баржи здесь работают, как и в целом на Сене, в основном, дедвейтом 1500-2000 т. Но в нижнем течении реки встречаются баржи и до 4000 т – сцепки из двух барж по 2000 т.

Как рассказал руководитель терминала Socomac Фредерик Моншаблон, всего в порту Руана 6 зерновых терминалов. Их совокупные мощности хранения составляют 1 млн т, а годовая перевалка – 8 млн т. Это позволяет порту удерживать первую позицию по перевалке зерна во Франции.

До 1970-х гг ключевым портом по перевалке зерна во Франции был Марсель, но из-за удешевления фрахта, появилась возможность возить грузы на более дальние расстояния. Поэтому сейчас на Средиземном море портов не осталось – проще обойти морем, чем нести дополнительные издержки на железную дорогу и автоперевозки.

Фредерик Моншаблон Socomac

Вот и мы направляемся к морю, вернее к океану, еще точнее – Бискайскому заливу. Последние логистические опыты нашей L.A.B.оратории проводим в конечной точке зерновой логистики Groupe Soufflet – в порту Атлантик Ля-Рошель. Здесь находится еще один терминал Socomac.

Терминал Socomac в порту Атлантик Ля-Рошель – цифры и факты: мощность единовременного хранения - 125 тыс. т; годовая мощность перевалки – 2 млн т; персонал терминала – 17 человек; принимаются ж/д составы по 22 вагона, 1 состав – 1300 т. Одновременно могут приниматься 2 состава; погрузка зерна на суда на 3-х причалах: для крупных, средних и малых судов; погрузочные машины принадлежат сторонней фирме, она же арендует у государства причалы и осуществляет перевалку на суда; условный пик (но не существенный) июль-август, в остальные месяцы по году – примерно ровная динамика.

Примечательной особенностью данного терминала является то, что из-за удаленности причалов (0,5 – 1 км) от мощностей хранения здесь применяется подвоз зерна автотранспортом. Причем, делается это чрезвычайно эффективно. Загрузка автомобилей происходит со скоростью 1 тонна в секунду - один зерновоз загружается всего за 40 секунд. На круге работают 7 машин, перевозящих за сутки 3 000 т зерна. Ускоряет процесс и уникальная машина по измерению числа падения, проводящая анализ меньше, чем за минуту, вместо привычных 10-15 минут. Автомобили нанимаются терминалом - стоимость перевозки на 1 км составляет 1 евро/т, на 0,5 км – 0,75 евро/т.

Европейцы деньги считать умеют – потому, не желая дальше нести лишние издержки, развиваются и строят новый терминал непосредственно у причалов. Строят, как и раньше, из бетона – на века. Французы говорят, что со временем такие конструкции становятся только прочнее и могут служить 100-150 лет.

И в этом отличие Западной Европы от суровой украинской реальности - зная, что бизнес здесь будет развиваться по понятным и прогнозируемым правилам, владельцы терминальных мощностей с готовностью идут на новые затратные инвестиции с длительным сроком окупаемости.

Как отметил исполнительный директор УК "Мариупольская Инвестиционная Группа" Олег Иванюшенко, основная причина оптимизации и уменьшения затрат в бизнесе в европейских странах – в деловой культуре, культуре отношений между государством и бизнесом, между бизнес-партнерами. Где ключевым фактором является доверие, позволяющее исключить из цепочки излишние контрольные функции и посредников, что, в свою очередь, снижает затраты на их обслуживание и, соответственно, за счет этого на каждом звене достигается существенная экономия, а значит - и приемлемый экономический результат для всех.

Facebook44 Twitter