Нет результатов
На Рейне пробки, на знаменитых немецких автобанах, как оказалось, – тоже. Но и в случае с баржами, и в ситуации на дороге никто не пытается быть «умнее» других, все везут и едут по общим для всех правилам – как результат – каждый достигает поставленной цели.
Как им, европейцам, вообще это удается? Каковы особенности транспортировки зерновых? Как формируются партии грузов, чем везут, откуда, куда? И кто сколько зарабатывает на каждом из этапов логистической цепочки? Ответы на эти и другие вопросы в Германии и Франции искали участники проекта Logistics Agro Benchmark.
За 11 дней мы проехали 3,5 тыс. км по дорогам Германии, Голландии, Бельгии и Франции, провели более 15 встреч с фермерами, зернотрейдерами, портовиками, экспертами по вопросам агрологистики.
За нашими «похождениями» и открытиями вы имели возможность следить в спецрубрике L.A.B. Подведем итог первого этапа проекта.
действующие лица
олег иванюшенко Исполнительный директор УК «Мариупольская инвестиционная группа» |
|
артем мазный Исполнительный директор ООО «УкрТрансАгро» |
|
павел плотников Директор ООО «УТА Логистик» |
|
антон шапран Директор ООО «Маритайм Логистикс» |
|
андрей шкляр Руководитель экспертного направления ЦТС-Консалтинг |
|
владислав решетняк Главный редактор портала ЦТС |
|
мария сахарова Руководитель по коммуникациям УК «МИГ» |
|
андрей стародубцев Начальник обособленного подразделения HarvEast Logistics |
Наследники Ганзы
Любой, кто мало-мальски знаком с историей Средневековья, слышал о Ганзейском союзе – политическом и экономическом объединении городов Северной Европы, удерживавшем на протяжении нескольких веков лидирующие торговые позиции в регионе. В период своего наибольшего расцвета Ганза охватывала до сотни портов, а общий флот Союза состоял почти из тысячи судов. И так уж сложилось, что в ходе немецкой части нашего «инфраструктур-тура» мы побывали в трех городах, являвшихся членами Ганзейского союза – такие они, живые традиции истории.
Первым из городов стал Мюнстер, город, основанный самим Карлом Великим в качестве монастыря – отсюда и название. Как член Ганзы, город впервые упоминается в XIV веке. И по сегодняшний день сохранилась его привязка к старшему торговому «товарищу» - Гамбургу. Именно в Гамбурге сегодня генерируются экспортные партии зерновых, которые формирует компания Agravis Raiffeisen AG, являющаяся одной из крупнейших в области сельскохозяйственной торговли на севере Германии. В Мюнстере находится одна из 2-х ее штаб-квартир и перерабатывающий завод на берегу канала Дортмунд-Эмс.
- фермерское хозяйство
- фермеры реализуют зерно земельным кооперативам, те – сбывают крупным трейдерам
- фермеры хотят работать напрямую с портами, но не всегда могут сформировать нужный объем партии
- определиться с лучшей ценой помогают специальные консультанты
- терминал Silo P.Kruse
- в 2016 г. терминал перевалил 700 тыс. зерновых; мощности единовременного хранения – 80 тыс. т
- постоянный персонал – 15 чел.
- терминал принимает 100 авто в сутки
- соотношение по видам транспорта: 50% баржи, 35-40% авто, 10-15% ж/д
- cюда из разных городов Украины прибыли участники проекта Logistics Agro Benchmark. Ганновер дал старт агро-логистической экспедиции
- что случается в Амстердаме – остается в Амстердаме :)
- штаб-квартира Groupe Soufflet
- терминал Soufflet
- фермерское хозяйство
- 80% своих грузов во Франции Soufflet перевозит по реке
- автотранспорт используется на плече до 200 км
- грузоперевозки по ж/д нужно согласовывать за 3 месяца
- терминал в Ножане переваливает 270 тыс. т солода в год: 60% – в контейнерах, 40% – навалом
- штаб-квартира FranceAgriMer
- допустимый максимальный вес грузовиков – 40 т
- грузовым поездам сложно вклиниться в плотный график пассажирского движения
- Франция намерена развивать сеть каналов; начаты работы по строительству канала Сена – Северная Европа
- терминал Socomac
- Panamax CAPTAIN J.NEOFOTISTOS
- мощность единовременного хранения – 160 тыс. т, мощность перевалки – до 2 млн т/год
- автотранспортом везут 90% зерновых грузов с радиуса 90-95 км
- соотношение по видам транспорта: 50% баржи, 40% авто, 10% ж/д
- при погрузке крупнотоннажных судов во внимание берется фактор морских отливов
- терминал Socomac
- мощность единовременного хранения – 125 тыс. т; годовая мощность перевалки – 2 млн т
- терминал обслуживают 17 человек
- от элеватора до причалов зерно подвозится автотранспортом – 7 машин на круге
- 1 машина грузится за 40 секунд
- соотношение по принимаемому транспорту: 83% – авто, 17% – ж/д
узнать, что там произошло
•••
l.a.b. logistics agro benchmark
германия - франция
То, что такие заводы и элеваторы в Германии преимущественно строятся на берегу каналов и рек, пожалуй, и стало одним из открытий первого дня агрологистичейской экспедиции – водный транспорт самый дешевый и самый востребованный, а значит, под него и строится инфраструктура. Мы, конечно же, были осведомлены о развитости системы внутренних водных путей в Западной Европе, но услышать конкретные цифры и увидеть на практике – совсем другое дело.
Agravis и река – цифры и факты: | 50% грузов перевозится по рекам и системе каналов, 45% - автомобильным транспортом, 5% - по железной дороге; |
автотранспорт рентабелен на плече до 200 км - чаще всего используется для доставки продукции от фермерских хозяйств до речных терминалов; | |
водным транспортом перевозится ежемесячно 20 - 50 тыс. т импортных грузов; | |
ежегодно компания фрахтует до 2000 речных судов; | |
используются баржи до 1500 т, длиной – до 67 м, с осадкой 2,5 – 2,8 м; | |
если экспорт идет через Гамбург, то импорт предпочтителен через голландский Роттердам. |
В Роттердаме перевалка с судна на баржу стоит 1 – 1,3 евро за тонну… В Германии, практически, не осуществляется перевалка с борта на борт. Перевалка через терминал стоит здесь примерно 4,5 евро за тонну.
Томас Виггеринг Agravis Raiffeisen AG
Перерабатывающий завод находится сразу же через дорогу от головного здания компании. Со стороны города в заводские ворота один за одним заезжают грузовики. К слову, в Германии, как и в Украине, ограничение максимальной полной массы автомобилей – 40 т. Водители сами осуществляют погрузку – на терминале эти операции автоматизированы.
На канале разгружаются баржи. Скорость разгрузки – 1500 т в сутки, но все 24 часа здесь использовать не могут – из-за близости городской застройки, предприятие работает только с 6:00 до 22:00, дабы в ночное время не беспокоить сон бюргеров.
А пока в Мюнстере оператор крана должен успеть выгрузить до темноты зерно с прибывшей баржи, нам нужно спешить дальше - в Вольный и ганзейский город Гамбург и столицу Ганзы – Любек.
В окрестностях Любека знакомимся с самым первым звеном зерновой логистической цепочки – посещаем фермерские хозяйства. Здесь они небольшие – если в Восточной Германии, как отголосок колхозной системы, встречаются хозяйства площадью 2 – 3 тыс. га, то на Западе 300 – 500 га – норма. Фермерством занимаются из поколения в поколение – одной из посещенных нами ферм уже более 230 лет, другая – ведет историю с 1913 года.
Хозяйства полностью укомплектованы необходимой техникой – здесь не принято брать ее в лизинг, чаще всего – покупают сразу. Есть свои силосы для зерна, позволяющие хранить до 70-80% собранного урожая. Большая часть земель находится в аренде, но фермеры получают дотации от ЕС в размере до 300 евро за гектар. Все эти факторы, а также дешевые кредиты, даже при достаточно низкой маржинальности, все же позволяют немецким аграриям продолжать уверенно вести свой бизнес.
Эта уверенность подчеркивается и тем, что местные фермеры не продают урожай с поля, а всегда выжидают более выгодную цену – вплоть до зимы, а то и весны. Определить лучшую цену помогают специальные консультанты, которых фермеры одной округи нанимают вскладчину. А реализуют свою продукцию они либо крупным трейдерам, либо посредникам в лице аграрных кооперативов. Ввиду близости портов Гамбург и Любек транспортировка туда зерна осуществляется автотранспортом, цена которого закладывается в цену реализуемой продукции.
Это, однако, не означает, что фермеры не хотели бы продавать зерно напрямую в порт – к этому они стремятся, но не всегда возможно накопить необходимые объемы, которые заинтересуют крупного трейдера.
Одной из тех компаний, которые стоят в логистической цепочке между фермером и портом является ATR Landhandel. Располагая собственными портовыми терминалами и мощностями для хранения зерна, компания генерирует значительные его объемы, закупая напрямую у фермеров и реализуя на экспорт. Вместе с тем, как и в большинстве случаев в Германии, основной фокус нацелен на производство продукции с добавленной стоимостью. Так, значительная часть зерновых идет в переработку – производятся комбикорма, которые далее также направляются на экспорт либо реализуются на внутреннем рынке.
Для перевозки агропродукции ATR Landhandel использует 40 собственных грузовиков, еще 60 автомобилей нанимаются при необходимости. Есть у компании и собственный флот – 4 судна дедвейтом 1300 – 3170 тонн.
Топ менеджер ATR Людвиг Штриве рассказал, что суда работают преимущественно на Балтике – везут пшеницу из Эстонии, через балтийские порты доставляют и украинскую кукурузу. Но в планах компании упростить логистику доставки украинской агропродукции – здесь присматриваются к использованию железной дороги с данной целью.
Сейчас я ищу партнера, который бы смог помочь организовать такое прямое железнодорожное сообщение. Я знаю, что в нескольких местах на территории Западной Украины ж/д колея европейского стандарта заходит вглубь Украины. Поэтому мы хотели бы грузить прямо в Украине, чтобы далее избежать дополнительной перегрузки с украинской колеи.
Людвиг Штриве ATR Landhandel
Немецкий топ-менеджер отмечает, что хоть речная логистика зерновых и популярна в Германии, но железная дорога является прекрасной альтернативой для тех, кто не имеет доступа к водным путям. Ратует за ж/д перевозки Людвиг Штриве еще и потому, что терминал ATR в Любеке имеет удобные подъездные пути как ж/д, так и для автотранспорта – рядом заезд с автобана. Поэтому здесь компания накапливает и хранит значительные объемы зерна - склад напольного хранения вмещает 100 тыс. тонн (в момент нашего визита заполнен он был под завязку), еще 60 тыс. т позволяют хранить силосы на терминале. Управляются со всем этим хозяйством всего 8 человек, а в пиковые периоды могут привлекаться еще до 6 сотрудников. На терминале компании в порту Росток персонал насчитывает 10 человек при мощности предприятия в 500 тыс. т. Примечательно, что в скором времени ATR намерена полностью автоматизировать терминал в Ростоке.
А еще примечательно то, как два этих терминала загружают один панамакс. Поскольку в Любеке порт находится на реке, то глубины здесь небольшие – максимальная допустимая осадка 8,7 м. Соответственно, крупнотоннажные суда частично грузят в Любеке, а остальную часть партии догружают в Ростоке, где допускается осадка до 13 м.
Нам удалось подняться на борт одного из таких судов. 225-метровый балкер Elena VE должен был принять в свои трюмы 23 тыс. т зерна в первом порту и догрузиться до 60 тыс. т – во втором. Интересно и то, что для формирования партии для одного такого панамакса, ATR закупает зерно в среднем у 30 небольших фермерских хозяйств.
ATR Landhandel – цифры и факты: | В период сбора урожая зерно продают только РФ и Украина; наличие дешевых мощностей для хранения позволяет немцам выжидать время для лучшей цены; |
В Германии существует переизбыток портовых мощностей для хранения и перевалки зерновых; | |
Каждая третья тонна зерновых приходит в Германию из Черноморского региона (Россия, Украина); | |
При экспорте зерна маржа ATR всего 0,5% от объема продаж, но компания борется за каждые 5 центов. |
Завершаем знакомство с ганзейскими городами в Гамбурге – здесь L.A.B. побывал на терминале Silo P.Kruse, мажоритарная доля которого принадлежит ADM. Само предприятие имеет мощности единовременного хранения 80 тыс. тонн, а за 2016 год им было сделано 9 оборотов, но здесь хотят достичь годового оборота в 1 млн тонн. Работают над этим круглосуточно – в режиме нон-стоп ежесуточно принимается более 100 автомобилей-зерновозов. Везут автотранспортом с разных расстояний, которые порой достигают и 400-600 км. В целом, предприятие принимает с авто 35-40% зерновых грузов. Остальное везется сюда по реке или железной дороге – 50% и 10-15% соответственно. Ж/д работает на дальних расстояниях, в основном, при доставке из Чехии и Словакии.
Скорость погрузки на суда здесь в среднем составляет 8-9 тыс. т в сутки, но иногда достигает и 10 тыс. т. А обслуживают терминал всего 15 человек.
Немцы считают только основной персонал, задействованный на постоянной основе на терминальных мощностях. Все вспомогательные работы выполняются с привлечением специалистов на аутсорсинге, либо же - в головных офисах управляющих компаний (бухгалтерия, IT) и не имеют прямого отношения к работе терминалов. У нас же все эти кадры числятся в штате предприятия.Также в Германии более либеральное трудовое законодательство, позволяющее более гибко подходить к построению графика работы персонала.
Артем Мазный исполнительный директор ООО "УкрТрансАгро"
Покидая порт, проезжаем мимо маневрового локомотива-памятника, движемся вдоль нескончаемых рядов железнодорожных путей, ведущих к многочисленным терминалам. Вагоны-хопперы, платформы, контейнеры, цистерны подтверждают статус Гамбурга как главного железнодорожного порта Европы. Если абстрагироваться от зерновых, то более 40% контейнерных и 45% прочих грузов доставляется в порт именно ж/д транспортом, доля автотранспорта составляет также около 40%, остальное выпадает на долю речной логистики.
После Гамбурга наш путь лежит на юг – в Париж, по дороге туда команда L.A.B. посещает один инфраструктурный объект в соседних Нидерландах, оказавший важное влияние в т.ч. и на развитие АПК этой страны. Речь о 32-километровой дамбе Афслёйтдейк, 78 лет остававшейся самой протяженной морской дамбой в мире.
Сооружена она была в 1927-1933 гг, чтобы защитить от наводнений внутренние территории Нидерландов. Отгородившись от вод Северного моря в этом месте, голландцы смогли осушить новые земли для использования в сельском хозяйстве, а образовавшееся пресноводное озеро Эйсселмер стало важным резервуаром воды для нужд АПК. Для поддержания уровня воды, дренажа осушенных земель и обеспечения судоходства по краям 32-метровой дамбы построены шлюзы.
Сегодня в Нидерландах обсуждаются проекты модернизации шлюзов, которые бы позволили заходить в Эйсселмер судам большего водоизмещения (один из проектов предусматривает ширину шлюза 25 м и длину – 140 м) для увеличения объемов грузоперевозок.
Порты Руан и Ля-Рошель, контейнеры с солодом и баржи в Париже. Об этом и многом другом, об особенностях агрологистики во Франции – во второй части L.A.B. Итоги.