9 ноября на Центральном железнодорожном вокзале Киева прошел форум "Большое строительство: новая железная дорога", при участии президента Украины, руководства Министерства инфраструктуры и "Укрзализныци", международных финансовых организаций и народных депутатов. В ходе форума было представлено видение и амбициозные планы по модернизации "Укрзализныци". За три года компанию хотят вывести на абсолютно новый уровень управления и вложить сотни миллиардов гривен в обновление основных фондов. Но остается открытым главный вопрос: где возьмут столько денег и удастся ли преодолеть накопленные годами системные проблемы, включая коррупцию?

255328513_4839560756077674_584581650708767578_n 

Электрификация и инфраструктура

Как было заявлено на форуме, масштабные изменения коснутся инвестирования в электрификацию и ремонт путей. За следующих два года "Укрзализныця" должна электрифицировать 500 км путей, планирует начать строительство нескольких путейных участков для ускорения пассажирского сообщения с регионами и, согласно планам, отремонтирует около 3 тыс. км путей. "Это смена подходов к инфраструктуре. В Украине есть большая часть железных дорог, которые не электрифицированы. Несколько месяцев назад в Черкассах стартовал проект электрификации от Черкасс до станции Тараса Шевченко. Также есть проект электрификации ж/д на участке Житомир - Новоград-Волынский. Это даст возможность жителям страны более комфортно и быстро передвигаться. Плюс еще четыре участка уже начаты и будут завершены в этом и следующем году", - подчеркнул в свою очередь премьер-министр Украины Денис Шмыгаль.

255391036_1986325018205750_5958194663964022470_n

Глава правления АО "Укрзализныця" Александр Камышин добавил, что в планах компании до конца текущего года завершить не менее 50 км электрификации на тех участках, которые в работе: "Это будет двойная норма всего, что было сделано за последние 8 лет".

Приоритетными проектами на следующий год станут: Долинская-Николаев-Колосовка, Ворожба-Сумы, Житомир - Новоград-Волынский. Также планируется начать строительство участка на Мариупольском направлении стоимостью 3,5 млрд грн, после завершения которого поезд из Киева в Мариуполь будет доезжать за 10 часов. Кроме того, планируется строительство участка по направлению к Черновцам, чтобы избежать пересечения границы с Молдовой. Также в 2022 году планируют закончить электрификацию участков Ковель-Изов-Госграница, Черкассы - им. Т. Шевченко.

255487453_1986325171539068_1076484972623059055_n

Вагоны, поезда, локомотивы

Большому строительству - большие инвестиции. Амбициозным планом руководства страны и отрасли предлагается в течение ближайших трех лет существенно обновить пассажирский подвижной состав. В частности, для дальнего сообщения речь идет о закупке 10 новых скоростных электропоездов класса "Интерсити" и ремонте 2 поездов Skoda, закупке 500 новых спальных вагонов и капитальном ремонте еще 150 единиц.

Также уже в следующем году планируется запуск в производство первых капсульных вагонов - так в УЗ и МИУ называют плацкартные вагоны нового формата. Для улучшения регионального сообщения основные инвестиции будут сделаны в закупку 80 электропоездов, 60 из которых будут курсировать по маршрутам City Express, модернизацию еще 60 электропоездов для проекта City Express силами самой "Укрзализныци" и строительство 20 дизель-поездов

"С этого года мы начали процесс системного обновления поездов дальнего и регионального следования, а также пригородных электропоездов. Это огромный государственный заказ, который не только создаст новое лицо УЗ, но даст толчок украинскому машиностроению и промышленности. Уже через два года пассажиры почувствуют реальные изменения в качестве услуг украинской железной дороги”, - отметил министр инфраструктуры Александр Кубраков.

255666802_1986325008205751_6043383933170031393_n

Обновление, согласно заявленным анонсам, ждет не только пассажирский сектор, но и грузовые перевозки. Министерство инфраструктуры финализирует проект приказа, который предусматривает урегулирование механизма продления срока эксплуатации грузовых вагонов на железнодорожном транспорте. Начиная со следующего года должна стартовать масштабная программа обновления грузового парка, которая в период до 2028 года подразумевает инвестиции в размере 100 млрд грн в 46 тыс. единиц новых полувагонов и зерновозов. Возникает вопрос, откуда возьмутся указанные миллиарды? Для финансирования программы правительство намерено запустить программу лизинга. "Мы понимаем, что эта программа не заработает без доступного и понятного лизингового механизма - мы это закладываем, планируем в бюджете 2022 года", - отметил Александр Кубраков. 

В части обновления тягового парка было заявлено, что до конца года все же будет подписан договор с компанией Alstom на закупку 130 электровозов (хотя в самой Alstom ожидали подписания еще в октябре). Также планируют огласить тендер на закупку еще 40 тепловозов

Читайте также Настойчивое предложение: Какая модель обновления вагонного парка нужна рынку

Финансы

Ожидается, что уже этот год "Укрзализныця" закончит с положительным финансовым результатом, даже несмотря на то, что по итогу первого полугодия убыток составил 1,4 млрд грн, а по итогу прошлого года - 11,9 млрд грн. 

По словам Александра Камышина, за счет увеличения тарифов на грузовые перевозки, в 2021 году компания получит дополнительные 2 млрд грн, в следующем году - 12 млрд грн. Еще один шаг, сделанный на пути к стабилизации финансового положения, - продажа грузовых вагонов на Prozorro. "Мы эффективно распродаем грузовые вагоны на Prozorro, что позволяет увеличить доходы. Это уже дало прибыль в сентябре и ноябре, которая позволяет перекрыть убытки за первое полугодие. В результате у нас есть все перспективы для того, чтобы год был прибыльным, несмотря на то что ограничения, связанные с пандемией, существенно ударили по пассажиропотоку", - заявил Камышин. Кроме того, он напомнил, что был заключен прямой контракт с компанией "Энергоатом" на поставку электричества, что позволит экономить еще минимум 4 млрд грн в год. Также был начат процесс продажи непрофильного имущества. Как уже отмечалось ранее, до конца года компания планирует получить за счет этого минимум 500 тыс. грн. 

"Мы как команда работаем над тем, чтобы увеличивать наши доходы и сокращать расходы, но без государственной финансовой поддержки УЗ не сможет развиваться и вернуть культуру строительства, которая есть внутри компании. Второе - мы должны строить отношения с местными властями и найти модель, которая позволит нам на базе PSO софинансировать новые поезда", - сказал глава "Укрзализныци".

Читайте также О системных изменениях и направлениях развития железной дороги

Закупки

Три приоритета, на которых планирует сосредоточиться УЗ, - это закупка электроэнергии и дизельного топлива, элементов верхнего строения пути и вагонной составляющей. Чтобы не допустить повторения ситуаций, когда у компании оставалось запаса топлива на 3-4 суток, в "Укрзализныце" хотят заключать контракты напрямую с производителями топлива и минимизировать сотрудничество с ненадежными трейдерами.

Также в УЗ намерены работать над системой планирования закупок. Сейчас уже объявлены торги по закупке необходимых материалов. В рамках тех процедур, которые в этом году уже были отработаны, в начале октября закупили около 8 тыс. т рельсов. Кроме того, уже законтрактована закупка 700 т накладок на рельсы, 800 тподкладок, 778 ед. рамных рельс, 515 ед. крестовин, 2,7 тыс. бандажей для локомотивов и 11,1 тыс. цельнокатаных колес. 

"Сейчас перед нами стоит вызов, как уменьшить количество транзакций и риски от этого; второе - улучшить прозрачность этих транзакций. Поэтому мы планируем сделать долгосрочные договоры и централизовать закупки. В будущем речь будет идти о трехлетних и даже пятилетних контрактах", - отметил член правления "Укрзализныци" Орест Логунов.

255449680_1986325238205728_8991529151222258848_n

Управление и диджитализация 

Поскольку компания планирует инвестировать большие средства и запускать сложные проекты, необходимо контролировать эти процессы. Поэтому в "Укрзализныце" заявляют, что меняют подходы к контролю. Внимание будет сосредоточено на основных вещах: контроль использования запасов и прозрачности закупок, контроль расходов (в частности, эффективное использование запасов, нормирование расходов, систематичность проверок), запуск работы контрольно-ревизионных комиссий. Это должно дать результат в следующем году с точки зрения оборотного капитала и высвободить 1,9 млрд грн, получить дополнительный доход от реализации непрофильных активов в сумме 1,5 млрд грн и еще 1,9 млрд грн от продажи металлолома. 

В частности, предполагается: внедрение инструментов оперативного прогнозирования результатов деятельности компании, более гибкая и оперативная корректировка при прогнозе отклонений от финансового плана, использование сценарного моделирования рисков, запуск новых проектов по автоматизации с фокусом на документообороте, зарплате и кадрах, закупках, казначействе. 

Что касается диджитализации, то компания сфокусируется на четырех направлениях. Первое - "Е-колея", которое будет предусматривать мониторинг строительства инфраструктуры. "Будет использоваться опыт "Укравтодора", который показал, что при правильном контроле за строительством, даже сложные проекты возможно сделать прозрачными. В следующем году должно быть направлено более 10 млрд грн на эти проекты, и мы должны понимать, как они развиваются", - отметил член правления АО УЗ Евгений Лященко.

Второе направление - "Е-билет". "У нас есть два больших направления - пригородные перевозки и дальние. Это две разные системы, но наша задача сделать так, чтобы они развивались в будущем как одна. Но на первых этапах это будут два разных продукта для пассажиров", - говорит Лященко. - Третье - "Е-вагон". С точки зрения контроля за использованием вагонов прозрачной системы нет, но есть технологии навигации и другие, которые смогут сделать этот процесс не очень дорогим, но мы получим хороший результат, в том числе с точки зрения прибыли. Четвертое - IoT платформа для учета электроэнергии. Это новая технология, которая позволяет работать с большими объемами данных. Все эти проекты планируется запустить уже в 2022 году". 

Читайте также "Большое строительство" вагонов: Ждать ли отрасли восстановления объемов производства