Зачем покупать электроэнергию непосредственно у "Энергоатома"?
"Укрзализныця" является одним из крупнейших в стране потребителей электроэнергии - ежегодная потребность компании составляет 6 млрд кВт-ч электроэнергии, из которых 1 млрд кВт-ч э/э используется для сектора пассажирских перевозок. Каждый год УЗ тратит на закупку электроэнергии до 7,5 млрд грн.
В связи с критическим положением компании, в целях экономии финансовых ресурсов, стал вопрос о налаживании закупки электроэнергии непосредственно у производителя - "Энергоатома". В частности, новый руководитель АО УЗ Александр Камышин озвучил это среди своих краткосрочных целей.
Летом текущего года Кабинет министров разрешил государственным генерирующим компаниям продавать АО "Укрзализныця" электроэнергию по долгосрочным двусторонним договорам на специальных сессиях электронных аукционов неделимыми 100 лотами со сроком поставки до 36 месяцев.
Министр инфраструктуры Александр Кубраков в ходе обсуждения вопроса отметил, что таким решением будет создан хороший прецедент, поскольку "Укрзализныця", имея ровный график потребления, "является идеальным клиентом для НАЭК "Энергоатом".
Сколько купили и сколько сэкономили?
30 сентября 2021 года "Укрзализныця" впервые закупила крупный объем электроэнергии у "Энергоатома" по прямым договорам на срок свыше 1 года. УЗ купила более 4,9 млн МВт/ч электроэнергии, которую должна получить до конца 2022 и которая будет использована исключительно для нужд ж/д компании. То есть, этим контрактом закрывается более 80% годовой потребности "Укрзализныци".
Как отметили в АО УЗ, общая стоимость всего закупленного объема составила 6 млрд 554 млн грн, стоимость 1 МВт/ч - 1105 грн (без НДС). Ожидаемая экономия на закупке до конца 2022 года составила более 4 млрд грн.
"Укрзализныця" получила электроэнергию по самой низкой цене напрямую от государственного производителя, а "Энергоатом" - стабильного потребителя", - прокомментировал Александр Камышин.
Пострадал ли "Энергоатом"?
Несмотря, на, казалось бы, выгодные условия поставки электроэнергии, сразу же прозвучала критика в адрес "Укрзализныци". УЗ обвиняют в закупке на нерыночных условиях, что, якобы невыгодно "Энергоатому", а также в том, что закупка проведена через посредника и создается схема для перепродажи электроэнергии другим компаниям.
Что касается первого пункта, то, по оценкам энергетических экспертов, "Энергоатом" продал УЗ электроэнергию не в ущерб себе, а со 100% накруткой, поскольку себестоимость 1 КВт/ч составляет ориентировочно 50-60 коп.
Сможет ли УЗ продать электроэнергию третьим лицам?
Что касается "посредника", то закупка была проведена через компанию "Энерго Сбыт Транс", которая является дочерней компанией самой "Укрзализныци". Эта компания была создана после вступления в силу Закона "О рынке электрической энергии", в котором было предусмотрено требование о разделении компаний генерации, поставщиков и потребителей электроэнергии.
Еще в июне, когда принималось решение Кабмина о разрешении "Энергоатому" продавать крупные партии э/э сроком до 36 месяцев, звучала информация, что "излишки э/э могут быть проданы структурами "Укразлизныци" другим участниками рынка в размере до 20% объема, приобретенного на спецсессиях".
Однако сейчас в УЗ утверждают, что информация уже устарела. "По условиям договора с "Энергоатом", поставщик УЗ "Энерго Сбыт Транс" не имеет права продавать электроэнергию третьим лицам (кроме УЗ и аффилированным с ней компаниям)! В случае нарушения этого условия, "Энергоатом" имеет право приостановить отпуск электроэнергии и взыскать штраф в размере 20% от стоимости электроэнергии, проданной третьей стороне. Более того, Постановлением КМУ от 22.09.21г о двухсторонних договорах продажи электроэнергии убрана норма, позволяющая продавать электроэнергию третьим лицам", - поясняет Валерий Ткачев, замдиректора департамента коммерческой работы "Укрзализныци".
"Закупленный на специальном аукционе объем электроэнергии предполагается исключительно для нужд "Укрзализныци" - никакой перепродажи трейдерам или коммерческим структурам не будет", - подтверждает Руслан Чайковский, директор "Энерго Сбыт Транс".
Для кого невыгоден контракт?
В целом, в УЗ уверены, что сделка с "Энергоатомом" выгодна не только ж/д монополисту, но и всему рынку. В компании говорят, что уменьшили таким образом давление на рынок со стороны энерготрейдеров, поскольку купленная дешевая электроэнергия, это то, что должно было стать долей трейдеров и, что в конечном счете со значительной накруткой они бы продали той же самой "Укрзализныце".
Таким образом была выполнена основная задача - зафиксировать стабильную минимально возможную цену, благодаря прямому договору с государственной генерирующей компанией без вмешательства коммерческих трейдеров.