Ремонты и строительство дорог остаются самым заметным достижением команды нынешнего президента Украины. Поэтому опыт "Большого строительства" пытаются масштабировать и на другие направления в сфере транспортной инфраструктуры, в частности, значительные анонсы были озвучены относительно развития "Укрзализныци". В планах - закупка нового подвижного состава для пассажиров, обновление грузового и локомотивного парков, электрификация и другие проекты, требующие миллиардных вложений.
Участники форума инфраструктуры и транспорта Mintrans сходятся во мнении, что для того, чтобы заявленные планы имели шанс на реализацию, а не остались просто картинками из презентаций, в первую очередь необходима международная финансовая поддержка. На чем в этих вопросах стоит сфокусироваться государству?
Джейсон Пеллмар, глава регионального представительства IFC в Украине, Беларуси и Молдове
Мне кажется очень важным, что МИУ взяло на себя лидерскую позицию, возглавив инфраструктурные проекты. Украина требует улучшения своей конкурентоспособности, и развитие инфраструктуры - один из шагов к этому. Многие проекты, которые сейчас реализует Министерство инфраструктуры, направлены на решение проблем в инфраструктуре страны, которые есть сегодня. Например, порты.
В части государственно-частного партнерства у команды президента и МИУ есть большие амбиции, но есть ограниченное фискальное пространство для того, чтобы их реализовать. Поэтому некоторые из них будут основываться на государственном ресурсе, но МФО играют большую роль для мобилизации международных инвестиций. В первую очередь не только для привлечения капитала, но и опыта. Украине необходимо сосредоточиться не только на строительстве, но и на операционном управлении. В концессии хорошо то, что инвестор остается в стране не только на время строительства, но и на протяжении всего жизненного цикла проекта.
Игорь Мазепа, генеральный директор инвестиционной компании Concorde Capital
В публичных финансах и инвестициях в инфраструктуру все работает так же, как и в частном бизнесе - нужен разумный баланс между собственными деньгами и заемными. Когда рынки капитала открыты для привлечения средств, нужно идти и брать эти деньги.
Из того, что я сейчас вижу, правильно было бы, чтобы деньги, которые выделяются на инфраструктуру, были направлены не на финансирование подрядов, а на финансирование процентных ставок и стоимости денег, которые государство привлекает с рынка. И такие займы должны быть максимально длинными. Цикл 7 лет - недостаточный, чтобы экономика могла создать дополнительную стоимость, и потом правительство могло вернуть эти деньги кредиторам.
Но тут важно напомнить о балансе. Concorde уже выступала советником "Укрзализныци", когда компания не смогла сохранить баланс между собственными и заемными средствами и оказалась в дефолте. И каждый случай такого дефолта точно не добавляет репутации ни компании, ни рынку, ни самой стране.
Браян Бест, директор инвестиционно-банкового департамента Dragon Capital
Украина должна быть страной, которая может привлекать 10-20 млн долл. в год, но мы видим, что за последние 20 лет мы так и не достигли этих показателей. Сейчас мы видим, что появилось желание инвестировать в основные секторы экономики, в частности, инфраструктуру. И это должно стать основным двигателем роста.
Мы считаем, что инвестиции в инфраструктуру - это хорошая точка отсчета, которая поможет направить не только экономическое развитие, но и инвестиционный рост в стране, в целом.
Инвесторы таких компаний, как "Укравтодор" ожидают, что к ним будут возвращаться, чтобы получать дополнительный капитал. Долгосрочные отношения выгодны обеим сторонам. Дальнейшие инвестиции и четко сформулированная политика в этом вопросе станут хорошим сигналом для инвесторов.
Стефан Вайлер, управляющий директор рынков долгового капитала JP Morgan
Мы вместе с нашими партнерами финансируем несколько проектов, в частности, "Укравтодора", которые уже показали очень хорошие результаты и имели позитивный отклик от международного финансового сообщества.
Международные инвесторы очень внимательно следят за Украиной, как за рынком, который развивается. Главное - это стратегическая важность этих проектов для правительства, поэтому инвесторы более спокойно и охотно в них инвестируют. Мне кажется, что будет еще больше новых проектов и возможностей для инвестирования в стране - морские и речные порты, например. В частности, речь идет о концессии.
Однако, я считаю, что Украина использует не все возможности для привлечения частного сектора в развитие инфраструктуры. Если мы посмотрим на подобные рынки, например, Турции и Латинской Америки, и то, как они используют рынки инфраструктурного инвестирования, то они делают это более эффективно. Поэтому Украине еще есть куда расти.
Привлечь международных инвесторов для проектов с нуля может быть сложно. И тут мы видим и важную роль локальных банков, которые могут более охотно финансировать такие проекты. Тогда международные кредиторы тоже более спокойны и открыты.
Глеб Бондар, старший партнер юридической фирмы Avellum
Если говорить с юридической точки зрения о том, возможно ли сейчас привлекать финансирование на инфраструктурные проекты, то ответ - да. Возможно ли это делать быстрее и дешевле? Скорее, да.
Сейчас основной акцент в финансировании проектов сделан на МФО, так как они готовы брать на себя риски, в том числе политические. Если говорить о возможности привлечения капитала на международных рынках - это перспективный источник, но нужно учитывать, что такие проекты очень зависят от политических изменений. Любое неосторожное политическое заявление влияет как на перспективу такого финансирования, так и на его стоимость.
С моей точки зрения, сейчас не в полную меру используются внутренние возможности финансирования. А именно, от физических и юридических лиц, банков. Мы уже видим определенный интерес украинских банков принимать участие в проектах как совместно с иностранными банками, так и напрямую. Уже много лет поднимался вопрос возможности кредитования украинскими банками в консорциумах, но есть определенные юридические ограничения для этого. Мы рассчитываем, что в ближайшее время данный вопрос будет решен.
Читайте также "Большое строительство" вагонов: Ждать ли отрасли восстановления объемов производства