Нет результатов
Уходящий год, конечно же, мог быть лучше, а изменения в отрасли – более динамичными. Но в целом 2018 год принес транспортной отрасли если не решение, то как минимум «свет в конце тоннеля» в решении проблем, которые накапливались в течение десятилетий.
На железной дороге, наконец-то, появились новые локомотивы и всерьез заговорили о локализации их производства в Украине. УЗ смогла привлечь 150 млн долл. от Европейского банка реконструкции и развития на обновление парка полувагонов. А новый наблюдательный совет, состоящий из профессионалов с опытом работы в лучших компаниях Европы, вселяет надежду, что эти позитивные изменения будут иметь продолжение в 2019 году и не утонут в политических интригах и борьбе за денежные потоки в год больших выборов.
Дорожная отрасль получила собственный специализированный фонд и четкую программу на будущие годы, состоящую не из красивых слов и принципов, а четких проектов, оцифрованных бюджетов с источниками покрытия. Децентрализация управления дорожным хозяйством прошла без провалов на местах, и отдельные регионы сразу почувствовали эффект от ее реализации. Объемы строительства и реконструкции дорог, фактически, удвоились, достигнув 3800 км за год.
На море, несмотря на фактическое блокирование азовских портов во второй половине года, сумели выйти на позитивную динамику грузопотока. Были запущены пилотные проекты концессии в портах Ольвия и Херсон, аграрии продолжили реализацию инвестиционных проектов по расширению перевалочных мощностей. Увеличились объемы транспортировки грузов по Днепру, понемногу обзаводятся флотом новые игроки на рынке речных перевозок.
Среди основных негативных трендов стоит отметить провал с законодательными инициативами. «За этот год не принято ни одного евроинтеграционного закона в сфере транспорта – совместно с парламентом продолжается работа по принятию законопроектов в сфере железнодорожного, внутреннего водного транспорта, а также перевозки опасных грузов», – констатируют в Министерстве инфраструктуры. Даже нашумевший закон О концессии, который поддерживали и международные финансовые учреждения и власть, так и не смог продвинуться дальше первого чтения.
То, что не удалось законодателям, старались наверстать на корпоративном уровне. Отчетливо, по вполне объяснимым причинам, прослеживается европейский вектор развития транспортных маршрутов. УЗ в прямом смысле прорубила тоннель в Европу – новый Бескидский, наконец, запущен в эксплуатацию; поездами соединили Киев с Вильнюсом и Ригой, а Мукачево – с Будапештом; венгерский Wizz Air за год существенно расширил маршрутную сеть в Украине, долетел и Ryanair, а уже в феврале в Киеве ждем австрийскую «дочку» ирландского лоукостера – Laudamotion. Аэропорты продолжают наращивать положительную динамику пассажиропотока – уже есть 20 млн, обслуженных пассажиров; а под конец года получен сертификат EASA, открывающий путь к возобновлению работы аэропорта Ужгород.
Motion – это движение. Будем надеяться, что в 2019 году в развитии инфраструктуры продвинемся дальше, а пока посмотрим на 12 ключевых событий транспортной отрасли 2018 года. Итоги подведем. Let's Go!
Локомотивы General Electric
В конце февраля УЗ подписала договор с GE на поставку тепловозов. Сотрудничество рассчитано на 15 лет. Стоимость проекта оценивается в 1 млрд долл. Подписанный рамочный договор подразумевает модернизацию до 75 локомотивов, а также поставку до 225 локомотивов до 2034 года и их долгосрочное техническое обслуживание. Цена покупки одного тепловоза составляет 4,68 млн долл. с НДС.
Одним из обязательных условий сотрудничества была локализация сборки на базе одного из украинских заводов. Для этого выбрали Крюковский вагоностроительный. Первоначальная локализация составила 10%, в дальнейшем планируется увеличить этот показатель до 40%.
В начале сентября в порту Черноморск выгрузили первый американский локомотив для УЗ. В ноябре провели первые испытания и сертификацию. Американско-украинские тепловозы получили синюю ливрею и название «Тризуб». И вот, спустя 10 месяцев после подписания договора, в декабре первые локомотивы GE вышли на маршруты.
Предполагается, что все 30 тепловозов из первой партии будут переданы в эксплуатацию УЗ до марта 2019 года. Однако, с учетом изношенности тягового состава УЗ многие эксперты отмечают, что новые тепловозы – хорошо, но для решения вопроса с тягой этого недостаточно. Да и по данным КВСЗ, после февраля следующую партию тепловозов из США здесь ждут не раньше 2020 года.
Программа развития дорог 2018-2022
В марте Кабмин утвердил Государственную целевую экономическую программу развития автодорог общего пользования государственного значения на 2018-2022 гг. Объем финансирования программы 298 млрд грн, из которых 178 млрд грн – за счет Государственного дорожного фонда, 113 млрд грн – за счет других источников.
За пять лет планируется объединить хорошими автодорогами все областные центры страны. «Укравтодор» планирует постепенно уходить от текущих средних ремонтов и осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию и новое строительство.
Глава «Укравтодора» Славомир Новак отмечает, что 1 евро, инвестированный в развитие дорог, дает 2,5 евро в ВВП. Таким образом, реализация Государственной целевой экономической программы развития автодорог общего пользования госзначения на 2018-2022 гг. должна принести более чем на 800 млрд гривен роста ВВП.
Согласно программе, к концу 2022 года в Украине может быть отремонтирована половина общей сети дорог государственного значения – около 20 тыс. км.
Ремонт дорог будет осуществляться по маршрутному принципу – небольшими участками, которые являются частью больших автомагистралей, пересекающих страну с запада на восток, либо с севера на юг.
По результатам исследования немецкого института GfK, 62% украинцев поддерживают реформы, которые внедряются в дорожной отрасли. Что изменилось за этот год? Во-первых, это фундаментальные изменения управления и финансирования. В этом году начал действовать Дорожный фонд. Второе – децентрализация. Мы передали местной власти не только дороги, но и финансирование. В этом году в рамках реализации GO Highway ремонтировали дороги в Винницкой, Черкасской, Львовской, Тернопольской, Хмельницкой областях.
В следующем году будем продолжать выполнять пятилетнюю программу ремонтов 2018-2022. Приоритетным проектом остается GO Highway. По отдельным бюджетным программам планируется ремонт дороги Одесса-Рени, Запорожье-Мариуполь, Николаев-Кропивницкий, Мерефа-Павлоград, Днепр-Решетиловка. Отдельный проект – строительство объездной дороги в Ривне.
Славомир Новак руководитель Государственного агентства автомобильных дорог Украины, о результатах года
Международные поезда
В этом году появилось больше удобных возможностей уехать в другую страну на поезде. Так, в марте «Железная дорога Молдовы» запустила поезд Кишинев-Одесса. В отличие от предыдущих составов, курсировавших по данному маршруту, поезд №642/641 находится в пути чуть более 3,5 часов, опережая, по утверждению молдавской стороны, автобус.
В сентябре УЗ отправила в первый рейс поезд «Четыре столицы» сообщением Киев-Минск-Вильнюс-Рига. Изначально поезд должен был быть «Пяти столиц», но по дороге потеряли Таллин. Эстония заинтересована в продлении маршрута. В декабре должна состояться встреча с УЗ по этому вопросу.
Кроме того, в декабре был запущен поезд сообщением Будапешт-Мукачево. Выполняет рейсы Венгерская пассажирская ж/д компания MÁV START. Для запуска этого маршрута УЗ обустроила новую платформу, которая находится в 500 метрах от ж/д вокзала Мукачево.
20 декабря «Укрзализныця» запустила новый поезд № 90/89 сообщением Львов-Перемышль. Поезд будет курсировать круглый год в дни повышенного пассажиропотока.
Оживление контейнерных линий
Начиная с апреля крупнейший мировой контейнерный перевозчик Maersk Line перестал осуществлять судозаходы в порт Одесса. Вместо этого компания выбрала альтернативные порты: Черноморск (Рыбный порт), Южный (терминал ТИС).
В Maersk Ukraine отмечали, что за многие годы у них сложились хорошие отношения с Одесским портом, однако в компании приняли решение о переходе на обслуживание в ТИС и Черноморский рыбный порт в связи с планами по развитию бизнеса в Украине и оптимизации судозаходов.
В компании говорят, что у этих портов есть свои сильные стороны. Первый имеет лучшую портовую и железнодорожную инфраструктуру в Украине. Второй – лучшие решения в электронной коммерции на рынке, что позволяет клиентам производить бесконтактное оформление своих грузов и экономить на административных расходах.
В середине апреля ТИС принял первый контейнеровоз по линии МЕ3 Maersk. К тому же судно Maersk Klaipeda, оказалось крупнейшим судном такого типа из тех, которые когда-либо заходили в порт Южный.
Оживились перевозки контейнеров и по железной дороге. Так, за 10 месяцев года объемы грузоперевозок УЗ в составе контейнерных поездов выросли на 39% в сравнении с аналогичным периодом 2017-го. Самих контейнерных поездов в этом году стало больше. В октябре запустили контейнерный поезд по новому маршруту Одесса-Порт – Киев-Лиски. До того «Укрзализныця» начала осуществлять перевозку контейнерных грузов поездами Одесса-Порт – Ивано-Франковск, Одесса-Порт – Днепр-Лиски, Одесса-Порт – Харьков-Лиски.
Бескидский тоннель
История проекта началась еще в 2001 году. Именно тогда состоялась первая серьезная встреча между ЕБРР и УЗ на которой поднимался вопрос строительства нового Бескидского тоннеля. Однако работы стартовали только в 2013 году. Спустя 4,5 года, теплым майским днем Президент Украины Петр Порошенко первым проехал через тоннель на мотрисе, торжественно «перерезав» синюю ленточку.
Стоимость строительства составила 2,292 млрд гривен. Проект финансировался ЕБРР и ЕИБ, а также из собственных средств УЗ. Длина нового Бескидского тоннеля составляет 1882 метра, ширина – 10,5 метров, высота – 8,5 метров. Он может пропускать 92 пары поездов в сутки со скоростью передвижения до 60 км/ч.
После открытия нового тоннеля, старый законсервировали и будут использовать его как аварийный. В конце октября УЗ отчиталась, что с введением регулярного движения через новый двухпутный Бескидский тоннель грузопоток вырос на 4,4% в сторону границы и на 8,2% в обратном направлении по сравнению со старым однопутным тоннелем.
В первую очередь, не реализована идея автоматической индексации тарифа на уровень индекса промышленных цен. Остались невоплощенными инициативы, касающиеся унификации порожнего пробега и упрощения тарифного сборника. Не удалось завершить начатый процесс разделения пассажирских поездов на классы и получить из госбюджета финансирование на приобретение пассажирского подвижного состава (19 млрд грн. – прим.) Хотелось бы, конечно же, быстрее продвигаться в плане обновления подвижного состава.
В следующем году нам необходимо выбрать партнера по электровозам. Планируем продолжить программу сотрудничества с GE. Сейчас отрабатываем финансирование. Если условия будут приемлемыми, пойдем дальше. Также должно завершиться приобретение грузовых вагонов за кредитные средства ЕБРР. Из ключевых инфраструктурных проектов – Долинская-Николаев. Тендерные процедуры займут от 2 до 4 месяцев. То есть, во втором квартале 2019 года мы собираемся начать работы. Еще один проект электрификации – Ковель-Изов. В проекте финплана на это предусмотрено 500 млн грн.
2019 год будет важным для нашей кредитной истории, ведь в следующем году нам необходимо погасить 300 млн долларов.
Евгений Кравцов исполняющий обязанности главы правления АО «Укрзализныця», о результатах года
Транспортная стратегия 2030
В конце мая Кабинет министров Украины утвердил национальную транспортную стратегию страны на период до 2030 года. Это основной документ, регулирующий развитие транспортной отрасли в стране. Как отмечается в документе, реализация стратегии будет способствовать интеграции Украины в ЕС.
Среди целей концепции: глобализация трансконтинентальных авиаперевозок, применение альтернативных видов топлива, массовая контейнеризация перевозок, сдерживание автомобилизации в городах за счет развития общественного и мускульного транспорта.
Планируется, что реализация данной стратегии позволит Украине уже в 2025 году занять место в топ-50, а в 2030 году – в топ-20 мирового рейтинга по индексу логистической эффективности, измеряемому Мировым банком.
Концессия портов
В сентябре международные консультанты завершили подготовку ТЭО для передачи в концессию ГП «Херсонский морской торговый порт» и ГП СК «Ольвия». Работа над проектами началась еще при министре Андрее Пивоварском и сейчас выходит на финишную прямую. Уже в середине следующего года должен быть проведен тендер.
В АМПУ отмечают, что потенциально 25 украинских и зарубежных компаний проявили заинтересованность в реализации проектов. В числе зарубежных – компании из США, Китая, Франции, Швейцарии, Великобритании, Японии, Турции, Катара и Южной Кореи. Среди потенциальных претендентов на концессию в основном портовые операторы, грузовладельцы и международные трейдеры.
ТЭО пилотных проектов в Ольвии и Херсоне разработаны в соответствии с действующим законодательством, но несмотря на это рынок все же надеется на принятие нового закона О концессиях, который был принят ВР в этом году пока только в первом чтении.
Морские порты Украины завершают 2018 год с позитивными показателями по перевалке. К концу декабря прирост должен составить более 1 млн т. Уже второй год подряд мы уверенно, почти по миллиону тонн в год наращиваем грузооборот, после его снижения в 2016 г.
В этом году, как и в 2017-м, капитальные инвестиции АМПУ в инфраструктурные проекты в портах составили более 1 млрд грн. Самые крупные проекты сейчас реализуются в 5 морских портах Украины: в Одессе, Николаеве и Мариуполе ведется работа по строительству новых и реконструкции действующих причалов, в Южном и Черноморске идет капитальное дноуглубление.
В 2018 году уже завершено несколько важных дноуглубительных проектов. В порту Южный проведено дноуглубление в рамках совместного проекта АМПУ, Cargill и MV Cargo. В Черноморске впервые за последние 20 лет проведена реконструкция подходного канала.
Райвис Вецкаганс руководитель АМПУ
Ryanair
Со второй попытки, уже в 2018 году, ирландский лоукостер все же зашел в Украину. Точнее, прилетел. 2017 год прошел в переговорах, публичных склоках, судебных исках – в итоге даже министр инфраструктуры Владимир Омелян, назвал это провалом. В этом году, конечно, было не легче – МАУ снова грозилась подать в суд, аэропорт Борисполь не согласовывал слоты, а ирландская компания уже продавала билеты. Но на сей раз обошлось без их возвратов.
И вот согласовав все и со всеми, в начале сентября авиакомпания выполнила первый рейс Берлин-Киев-Берлин. Заполняемость составила 96%. Спустя пару месяцев расширились до 10 маршрутов из Киева и 5 из Львова. Но недавно в компании заявили, что рассматривают возможность запуска рейсов еще в один аэропорт – Одессу, Харьков или Херсон. А в 2019 году Ryanair намерена запустить новые рейсы из Украины по пяти направлениям. В частности, из Киева в Манчестер, Дублин, Афины, Софию и Пафос.
«Долгий путь сверхсложных переговоров, поиска компромиссов, активное противостояние мне лично в публичной плоскости, судебные иски – все это сейчас в прошлом. Я выстоял и победил», – комментирует итог года с точки зрения прихода в Украину крупнейшего лоукостера Европы министр инфраструктуры.
UZ Cargo Wagon
6 ноября УЗ создала грузовую компанию UZ Cargo Wagon. Ее уставной капитал составляет 1 млн грн. Единственным учредителем является «Укрзализныця». Руководителем компании указан Андрей Мирошников, который также является заместителем директора филиала Центр транспортной логистики УЗ.
Компания будет управлять вагонами, которые она планирует закупить по кредитному соглашению с ЕБРР. За 150 млн долл планируется купить 6,5 тыс. новых полувагонов. Сделать это рассчитывают уже в следующем году. В УЗ отмечают, что создание этой компании позволит устанавливать реальные рыночные тарифы на грузовые перевозки.
Азовское море
В конце ноября корабли Военно-Морских Сил ВС Украины подверглись атаке со стороны военных кораблей и катеров РФ во время перехода из порта Одесса в порт Мариуполь. Российская сторона сначала заблокировала проход через Керченский канал, перегородив проход под Керченским мостом с помощью танкера. Затем наши катера и буксир захвачены спецназом РФ. Ночью в Киеве собрали срочное заседание СНБО, а уже на следующий день Верховная Рада поддержала введение военного положения в 10 регионах Украины и во внутренних водах Азово-Керченской акватории. После инцидента у Керченского пролива несколько дней суда не пропускались в порты Бердянск и Мариуполь.
Однако началось давление на украинские порты Азовского моря не с этой ситуации, а еще в апреле с выборочных проверок судов под разными флагами. Уже в мае участились случае остановок судов посреди Азовского моря. По данным Black Sea News, c 17 мая по 31 октября 2018 года было зафиксировано 110 таких остановок. При этом суда в российские порты проходят через канал без проверок. Стоит отметить, что в сентябре на Азовское море были переброшены украинские военные катера для споровождения судов, идущих в/из наших портов, после чего количество задержаний в море пошло на спад, а в ноябре и декабре таковые вообще не были зафиксированы.
Аудит ІМО
В июне Украина впервые прошла аудит Международной морской организации (ИМО – IMO – International Maritime Organization), которая является учреждением ООН, отвечающим за судоходство. Аудиторы проверяли национальное законодательство в сфере судоходства на предмет соответствия международным конвенциям. В частности, анализ выполнялся по следующим направлениям: безопасность жизни на море, предотвращение загрязнения с судов, стандарты обучения, сертификации и ведения вахты для моряков, грузовые линии, измерение тоннажа судов, а также предотвращение столкновений в море.
Украина успешно прошла аудит, но вместе с тем проверяющие сделали 9 рекомендаций и 1 одно замечание. Рекомендации касаются следующих направлений: обмен информацией с ИМО; улучшение государственной деятельности; устранение недочетов в системе мониторинга; Государственное агентство по рыболовству и безопасности рыболовных судов; контроль состояния флага (административные инструкции, независимая инспекционная программа); критерии для признания организаций; административные штрафы; система расследования несчастных случаев и система маршрутизации судов. Замечание аудиторов заключается в том, что стратегия развития отрасли нуждается в методологии.
Стоит отметить, что количество рекомендаций и замечаний для Украины является одним из самых низких в Европе.
Kyiv Boryspil Express
Запуск железнодорожного сообщения из Киева в аэропорт Борисполь состоялся в последний день ноября. Соединить столицу с ее главным аэропортом пытались с 2013 года. Тогда был задуман проект «Воздушный экспресс», на который выделили 370 млн долл китайского кредита. За пять лет проект видоизменялся не один раз.
В феврале этого года премьер-министр Владимир Гройсман написал у себя в Twitter: «Правительство поддержало строительство линии скоростного железнодорожного сообщения с аэропортом Борисполь. Есть реальное техническое решение, которое можем реализовать уже до конца года». Сказано-сделано.
Проект длиною в девять месяцев был реализован за 480 млн грн. Стоимость билета для пассажира – 80 грн. На маршрут поставили отремонтированные рельсобусы Pesa, на ж/д вокзале в Киеве сделали комфортную зону для ожидания, а в аэропорту – платформу и крытый переход.
Увы, без промахов не обошлось. Уже на второй день после запуска один из экспрессов сломался и некоторые пассажиры опоздали на поезда. Еще через день произошла новая поломка. Скорее всего, сказывается столь быстрый запуск проекта, да и отнюдь не самый новый подвижной состав. Пассажирам остается надеяться, что со временем работу наладят.
Как бы там ни было, по состоянию на 19 декабря экспресс в аэропорт Борисполь уже выполнил 1000 рейсов и перевез 30 тыс. пассажиров. Железнодорожники заверяют, что сейчас рельсобусы работают на линии ритмично, а УЗ и далее будет развивать этот проект.
* * *
2018 год одной строкой: блиц-оценка от министра инфраструктуры Владимира Омеляна
Провал года
— Укрзализныця
Достижение года
— Ryanair, General Electric, дороги. Я счастлив
Кадровое назначение года
— Их не было
Разочарование года
— НАБУ
Самый неудачный разговор года
— Их было много
Кто или что вас вдохновило?
— Семья, рождение дочери
Открытие года
— Бескидский тоннель, аэроэкспресс Борисполь-Киев
Этот год до сегодня одной фразой
— Все было лучше, чем я надеялся
Что сказал вам Президент на последней встрече
— Что все будет хорошо
Заглавное фото: Сергей Ристенко