По итогам прошлого года крупнейший мировой контейнерный перевозчик Maersk Line перевез через украинские порты более 200 тыс. TEU, сохранив лидерство по данному показателю.
Но в начале марта портовую отрасль Украины взбудоражила новость о том, что с 1 апреля Maersk исключает морской порт Одесса из своей ротации. В Администрации порта сразу же заявили, что не вынуждали датскую компанию к принятию такого решения. В самой Maersk предстоящий уход из Одессы обосновали экономическими причинами, и напомнили, что остаются в портах Южный и Черноморск.
За подробностями, мы обратились к генеральному директору Maersk Ukraine Роману Колоянову.
В блиц-интервью ЦТС топ-менеджер также рассказал о доле украинского рынка в общем объеме контейнерных перевозок компании, используемом флоте, ожиданиях от прихода крупных азиатских инвесторов в Украину и сотрудничестве с Днипровским речным портом.
Роман, с какого года Maersk Line работает в Украине?
Maersk работает в Украине с 1993 года, мы одна из первых мировых контейнерных линий, которые пришли в Украину. И 2018 год для нас юбилейный - 25 лет.
Какое место занимает Украина в бизнесе компании? Какие объемы перевозите ежегодно?
Украина важна для нашего бизнеса, что подтверждается работой двух магистральных сервисов через Украину.
Что касается объемов перевозок, то в масштабах Украины это значительные цифры: общий контейнерооборот превышает 200 000 TEU в год,
Но в рамках бизнеса компании - это не так много - 0,6-0,7% от общего количества контейнеров, которые Maersk перевозит по всему миру.
Чем вызвано решение Maersk Line об уходе из Одесского порта?
За многие годы работы в Одесском порту у нас сформировались хорошие рабочие отношения как с Администрацией порта, так и с контейнерными терминалами, которые были нашими партнерами в разные периоды времени, и такими отношения и сохраняются. Принятое решение вызвано нашими планами по развитию бизнеса в Украине и оптимизацией совершаемых судозаходов. Мы понимаем, что для рынка данное изменение было неожиданным, но бизнес на то и бизнес, чтобы искать и предлагать что-то новое. И я уверен, что данное решение своевременное и принесет определенные выгоды нашим клиентам.
Бизнес на то и бизнес, чтобы искать и предлагать что-то новое. И я уверен, что данное решение своевременное и принесет определенные выгоды нашим клиентам.
Почему вы решили сосредоточить бизнес в порту Южный, в частности, на терминале ТИС?
На самом деле мы сосредотачиваем бизнес в двух терминалах: ТИС (Южный) и Рыбный порт (Черноморск).
У каждого из них есть свои сильные стороны: первый имеет лучшую портовую и железнодорожную инфраструктуру в Украине, что очень важно для многих клиентов в сегодняшних реалиях.
Второй имеет лучшие решения в электронной коммерции на рынке, что позволяет клиентам производить бесконтактное оформление своих грузов и экономить на административных расходах.
Какие линии из портов Украины продолжат работу в дальнейшем?
Линии или сервисы, как мы их называем, остаются без изменений: это наш сервис ME3, который связывает напрямую Украину с портами арабского мира и Индии, и сервис ECUMED, который связывает порты Латинской Америки с Украиной. Само собой, оба сервиса принимают грузы во все страны мира, которые мы обслуживаем.
К сожалению, несмотря, на наше многолетнее присутствие в Украине и совершение порядка 150 судозаходов в год, регистрация наших линий (сервисов) в портах Южный и Черноморск не подтверждены решениями "Укртрансбезпеки", которая по формальному признаку отказала в признании наших сервисов линиями загранплавания.
Поэтому наши сегодняшние судозаходы в Украину не признаются АМПУ линейными.
В этом Украина печально уникальна, поскольку нигде в мире никто не сомневается в том, что Maersk Line - линия по определению.
"Укртрансбезека" по формальному признаку отказала в признании наших сервисов линиями загранплавания.
Суда каких размеров сейчас используются на линиях в украинские порты?
На сегодняшний день сервис МЕ3 представлен судами размером 7000 TEU, которые совершают еженедельные судозаходы в Украину.
Сервис ECUMED использует меньшие суда - по 3500 TEU, и также с еженедельным заходом в Украину.
Как, по-вашему, повлияет приход мировых инвесторов DP World и Hutchison Ports на работу украинских портов и на деятельность Maersk Line в Украине?
Мы приветствуем приход крупных международных компаний в Украину. Это должно позитивно сказаться на развитии портовой инфраструктуры и стандартах перемещения грузов.
Крупные международные компании приносят свой опыт и знания о лучших практиках в транспортной индустрии, что помогает ускорить трансформационные процессы и переход на качественно новый уровень, как ведения бизнеса, так и процедур, которые сопровождают транспортные потоки.
С 1 апреля Maersk Line будет работать в только в двух портах - Южный и Черноморск. Интересны ли вам другие украинские порты?
С точки зрения заходов судов-контейнеровоз в Украине есть только 3 порта, способных их полноценно обслуживать - это Южный, Одесса, Черноморск.
Есть определенные требования по глубинам акватории, длине причалов, оснащенности перегрузочной техникой, площадкам для хранения контейнеров, которые определяют способность терминалов обслуживать контейнеровозы.
Если не привязываться к судозаходам, то мы уже сотрудничаем с Днипровским речным портом, который является точкой входа/выхода контейнерного поезда, который мы используем, а также портом погрузки/выгрузки для каботажного сервиса "Укрречфлота" из портов Большой Одессы в Днепр в период речной навигации.
Читайте также Как УЗ, ТИС и Maersk контейнерный поезд запускали
