"Стратегия - это Библия для инфраструктуры", - так красноречиво называет министр инфраструктуры Владимир Омелян Национальную транспортную стратегию Украины до 2030 года. Весь прошлый год документ обсуждался на конференциях и круглых столах. Оценки бизнеса были весьма противоречивы: стратегию критиковали за декларативный характер и отсутствие конкретики касательно сценариев развития транспортной отрасли страны. Сейчас правительство готовится к скорейшему ее утверждению. Удалось ли снять противоречия с бизнесом и наполнить документ реальным смыслом или отрасль получит очередной "документ для шухляды" без четкого видения его реализации, как это часто бывает с правительственными стратегиями, - вопрос открытый.

"Относительно Национальной стратегии, она готова, и мы ждем ближайшего заседания Кабмина, чтобы ее утвердить", - сообщил Владимир Омелян, выступая на позавчерашнем совместном брифинге с гендиректором по вопросам мобильности и транспорта Европейской Комиссии Хенриком Хололеем. Представитель ЕС также говорил о важности транспортной стратегии и о законах, которые Украине следует принять в связи со вступлением в силу Соглашения об ассоциации.

После брифинга мы встретились с Хенриком Хололеем, чтобы узнать его мнение о транспортной стратегии Украины, которая в скором времени будет принята, а также о шагах, которые правительство должно предпринять, чтобы этот документ не повторил судьбу своих предшественников и не превратился в очередной набор деклараций.

 

Господин Хололей, какие требования Еврокомиссии к транспортной стратегии Украины, которая была разработана при финансовой поддержке ЕС?

Я считаю, что транспортная стратегия является важной основой для планирования и определения приоритетности ваших действий. Это первый аспект. Во-вторых, Европейский Союз приветствует создание документа, который показывает, каким Украина видит развитие своей инфраструктуры, своей транспортной политики, своего рынка. Для нас это будет полезным инструментом в планировании нашего сотрудничества, в планировании нашей помощи и при ведении нашего диалога с Украиной в вопросах транспорта.

В-третьих, Национальную транспортную стратегию нужно рассматривать как живой документ. Жизнь вокруг нас меняется очень быстро, и перед транспортным сектором может возникнуть ряд новых вызовов, которые мы не можем спрогнозировать сейчас. Это связано с быстрым развитием цифровых технологий, с использованием искусственного интеллекта и т.д. Вот почему очень важно сохранить стратегию открытой для поправок и обновлений. Вы должны понимать, что этот документ нужно утвердить, но не навсегда - он должен быть открытым для изменений.

Представители бизнеса отмечают, что правительство Украины очень медленно реагирует на изменения. При каких условиях должны вноситься поправки и изменения в стратегию?

Очень важно реагировать не медленно, а быстро. Транспортная система должна соответствовать развитию бизнеса. Например, в прошлом году значительно вырос объем экспорта из Украины в Европейский Союз. Более того, он определенно будет расти и в этом году. Это означает увеличение потребности в перевозках грузов и продуктов из Украины в Центральную и Западную Европу по железной дороге. А это, в свою очередь, требует увеличения пропускной способности и улучшения эффективности железной дороги. Конечно, если вы не предвидите такого резкого увеличения, вы проиграете.

Если меняется экономическая среда, то вы должны менять и свою стратегию. Мы видим, что Украина уже пережила очень большие перемены. В прошлом ключевым экспортным рынком была Россия. Сегодня из-за напряженных отношений с Россией Украина вынуждена искать новые рынки. И запуск новых поездов между Украиной и ЕС откроет эту новую возможность. В то же время, это приведет к увеличению трафика в западном направлении и гораздо большей нагрузке на железнодорожную инфраструктуру. Именно поэтому вы должны улучшить железнодорожное сообщение с ЕС. Вот как вы должны реагировать - вы должны думать наперед.

120

Министр Владимир Омелян упомянул сегодня некоторые инфраструктурные проекты - строительство европейской колеи, GO Highway. Как вы их оцениваете?

Мы положительно оцениваем такие проекты. Для нас очень важно четко понимать приоритеты украинского правительства. И я понимаю, что, например, GO Highway является таким приоритетом. Этот проект соединит два морских порта и две страны. И, конечно же, именно этот проект увеличит потенциал Украины как логистического и транзитного узла. Для GO Highway будет доступно европейское финансирование, но ЕС не может быть единственным донором, вам также необходимо привлекать другие международные финансовые институты.

Если говорить о евроколее, она также обладает хорошим потенциалом. Это означает, что вы можете напрямую поставлять продукцию в Западную Европу по железной дороге без каких-либо дополнительных перегрузок. Евроколея значительно увеличит грузооборот между ЕС и Украиной. Если Украина будет более тесно связана с ЕС, от этого выиграют все стороны. К тому же, если мы посмотрим на сам Европейский Союз, то строительство железных дорог с европейской колеей (1435 мм) имеет огромное значение для улучшения связи между членами ЕС.

Многие представители бизнеса в Украине разочарованы тем, что в проекте Национальной транспортной стратегии отсутствуют конкретные цели и механизмы их достижения. Что вы скажете на этот счет, как исправить ситуацию?

Я считаю, что стратегия - это основа, в которой содержатся направления, определенные приоритеты и фокус. Стратегия сама по себе не может быть детализированной. Я хочу подчеркнуть важность шагов, которые последуют после принятия стратегии. Я имею в виду план действий, в котором должны быть более подробные и конкретные действия, которые необходимо предпринять для реализации стратегии. То есть после принятия стратегии вам необходимо одобрить определенный план действий. Внедрение стратегии невозможно без действий. Поэтому вам нужно действовать в каждой отрасли, упомянутой в документе.

Министр сказал, что Национальная стратегия транспорта может быть принята на следующей сессии Кабинета Министров Украины. Как вы считаете, этот срок реальный?

Я надеюсь, что это так. Я думаю, что этот документ очень важен для Украины, поэтому его принятие неизбежно.

Читайте также Украина должна определиться с приоритетами транспортной политики - интервью с Филиппом Бургель-Верне