Сегодня в Украинском доме состоится обсуждение проекта Национальной транспортной стратегии Украины до 2030 года. "Это будет ключевой документ, который определит дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры, которая станет локомотивом развития украинской экономики", – заявлял летом министр инфраструктуры Владимир Омелян. Бесспорно, такой документ нужен, но вот каким он должен быть – другой вопрос.

Как известно, разработка стратегии ведется при поддержке ЕС, а именно Группы поддержки Украины. Мы обратились к транспортному эксперту данной группы Филиппу Бургель-Верне с просьбой разъяснить, что же должна включать в себя Национальная транспортная стратегия Украины и что нужно для того, чтобы она была воплощена в жизнь, а не стала очередной ненужной бумажкой.

Какие ключевые положения должны содержаться в Национальной транспортной стратегии Украины?

Действующая Национальная транспортная стратегия Украины (НТСУ), принятая в 2010 году и которая будет действовать до 2020 года, содержит много уместных идей. Тем не менее, этому документу не хватает глобального видения и последовательности. В нем перемешаны принципы, цели, приоритеты и даже конкретные проекты. Поэтому четкое направление политики, как и ее реализация, и механизмы контроля, терялись. Обновление НТСУ, осуществляемое Министерством инфраструктуры при помощи проекта технической помощи ЕС, должно учесть данные аспекты.

Задача состоит в том, чтобы установить четкие и всеобъемлющие приоритеты интермодальной политики.

Первая задача состоит в том, чтобы установить четкие и всеобъемлющие приоритеты интермодальной политики, поэтому украинская транспортная система должна рассматриваться в целом. И этих приоритетов не должно быть слишком много, потому что слишком много приоритетов будет означать отсутствие таковых.

Вторая задача заключается в создании наиболее подходящего сочетания действий для различных видов транспорта. Куда же должны быть направлены внимание органов государственной власти и потоки государственных денег? На железную дорогу, автотранспорт, внутренние водные пути, судоходство, авиацию? Или на все сразу? Но в каких пропорциях, и с какой целью? А как насчет интермодальности? Что должно быть сделано внутри самих видов транспорта? Например, строительство совершенно новых автомагистралей или ремонт существующих? Я понимаю, что это сложный вопрос, который необходимо решать. Но в этом и заключается суть настоящей транспортной политики.

Третий пункт состоит в поиске правильного баланса между внутренним развитием и внешними связями. ЕС и его восточные партнеры-соседи (Беларусь, Украина, Молдова и три страны Южного Кавказа) решили расширить европейские транспортные маршруты в Панъевропейскую сеть. Карты для железных и автомобильных дорог транспорта были согласованы с обозначенным фокусом на развитии транспорта в контексте отношений между ЕС и Украиной. С другой стороны, благодаря своему географическому положению Украина может развивать транзит между ЕС и странами Центральной Азии, и даже Китаем. Но в какой мере эти действия могли бы послужить внутренним транспортным потребностям Украины? Я имею в виду транспорт в городах или сообщение между областями. Именно украинские власти ответственны за создание соответствующей комплексной политики в этом направлении.

Интеграция различных видов транспорта является ключевым фактором для успеха стратегии. Самый лучший ж/д комплекс не сможет принести пользу для развития торговли без эффективной работы портов.

В-четвертых, украинская транспортная политика должна учитывать отношения с ЕС и полностью соответствовать Соглашению об Ассоциации между Украиной и ЕС, подписанным двумя сторонами. Речь идет не только о сообщении с ЕС, но и о соответствии стандартам и требованиям ЕС. Например, свободный рынок железнодорожных перевозок, аналогичный европейскому, должен быть создан и в Украине. Но эти изменения должны быть предусмотрены во всеохватывающей транспортной стратегии, а не в отдельности. Предполагаемая интеграция различных видов транспорта является ключевым фактором для успеха стратегии. Самый лучший ж/д комплекс не сможет принести пользу для развития торговли без эффективной работы портов. Не говоря уже о переходе на внутренние водные пути в целях защиты окружающей среды или энергоэффективности.

Вы говорили о балансе между внутренним развитием и внешними связями. Что вы имели в виду?

Украинская транспортная политика должна быть всеобъемлющей. Правительство, Министерство инфраструктуры и другие органы, безусловно, должны проводить транспортную политику в соответствии с потребностями граждан Украины, например, в сфере безопасности инфраструктуры. Политика также должна служить украинскому бизнесу независимо от его специализации: будь то перевозки сырья на заводы в пределах Украины или перевозки зерна в порты для экспорта. В то же время, они не могут забывать о развитии торговых отношений между Украиной и ЕС, а также с другими партнерами. Этот пункт включает в себя, в частности, сосредоточение внимания на узких местах транспортных маршрутов между Украиной и ЕС. У нас есть хороший пример – Бескидский тоннель в Карпатах. Это узкое место на железной дороге между Львовом и Венгрией, Словакией, Румынией будет устранено благодаря кредиту Европейского инвестиционного банка. Другим примером может служить привлечение инвесторов в портовые терминалы. Как определить приоритеты и распределить финансовые ресурсы по различным направлениям – это и является балансом между внутренним развитием и внешними отношениями, о чем я говорил раньше.

Не думаете ли вы, что фокус на узких местах является краткосрочным приоритетом, и мы должны думать о более стратегическом приоритете?

В настоящее время, Украина не имеет в своем распоряжении достаточно развитых аналитических инструментов для определения приоритетов в области инфраструктурных проектов. Что стоит на кону? Это создание очень хорошего статистического аппарата и способность развивать планирование. Только при этих условиях появится возможность определять приоритеты на реально осведомленной основе. Мы готовы оказать техническую помощь в этом вопросе, то есть ЕС готовит круг полномочий для реализации большого проекта – создание транспортного моделирования и генерального плана развития транспорта.

Вы, безусловно, правы, что Украина нуждается в стратегических приоритетах в области транспортной инфраструктуры, но пока этот новый инструмент не начнет давать результат, мое предложение заключается в том, что следует сосредоточиться на очевидных узких местах, как Бескидский тоннель, о котором я только что упомянул. Другим примером могло бы стать улучшение сообщения портов с внутренними районами, например, в Одессе и Николаеве, строительство объездных дорог для предотвращения попадания грузовиков в центры городов со всеми последствиями в плане ухудшения состояния окружающей среды или заторов городского транспорта и т.д.

Органы государственной власти должны внедрять соответствующие инструменты мониторинга, в том числе ключевые измеримые показатели эффективности и механизмы отчетности.

За 25 лет независимости украинское правительство приняло много стратегий и государственных программ в транспортной отрасли, но эти документы не дали реального эффекта. Что правительство и министерство должно сделать, чтобы избежать таких нереальных стратегий в будущем?

Органы государственной власти должны внедрять соответствующие инструменты мониторинга, в том числе ключевые измеримые показатели эффективности и механизмы отчетности. Но что также важно – это мобилизация стейкхолдеров. Когда я говорю о стейкхолдерах, я имею в виду не только государственные органы и учреждения, но и транспортных потребителей, провайдеров транспортных услуг, регионы, города, граждан, и гражданское общество тоже. Конечно, у всех них могут быть разные точки зрения. Это нормально. Собирание взглядов, даже совершенно разных, является единственным способом для принятия обоснованных политических решений. И когда вы мобилизируете стейкхолдеров, вы должны год за годом объяснять, что вы сделали, и каковы результаты.

Что вы имеете в виду под мобилизацией?

Посадить их за круглый стол и говорить с ними о детальных действиях, прописанных в стратегии: нормативно-правовая среда, ценообразование, сборы и другие вещи. Министерство организовало 17 ноября круглый стол для сбора мнения стейкхолдеров о стратегии, эти действия являются хорошим шагом в этом направлении.

Транспортное сообщество должно понять, что для воплощения реформ в жизнь нужно время. Это не вопрос нескольких недель или месяцев. Даже лет, когда речь идет о таких вопросах, как коррупция. 

Но много транспортных компаний, грузоотправителей и других стейкхолдеров  часто жалуются на государственные органы. Самой популярной жалобой является "они не слышат нас!". Можно ли согласовать интересы обеих сторон?

Для меня мобилизация стейкхолдеров также является интересом органов государственной власти. Их обязанность заключается в том, чтобы принимать обоснованные решения и объяснять, как и почему они были приняты, тем более, когда они трудно принимаются. В то же время, транспортное сообщество должно понять, что для воплощения реформ в жизнь нужно время. Это не вопрос нескольких недель или месяцев. Даже лет, когда речь идет о таких вопросах, как коррупция. Нет необходимости еще раз подчеркивать, что Украина не может измениться без устранения коррупции. В транспорте есть хороший знак: один из заместителей министра Омеляна отвечает за борьбу с коррупцией.

Что ЕС хочет услышать от украинских бизнесменов? Понимаете ли вы позицию украинского бизнеса?

Есть несколько жалоб, которые мы слышим от украинского бизнеса. Серьезная жалоба – это коррупция. Другая – это непредсказуемость тарифов. Также я слышал от некоторых транспортных потребителей о грабежах и подобного рода вещах. Другой проблемой является предсказуемость сроков поставок, которая является очень важной. Без предсказуемости тарифов и времени доставки у вас будут большие неприятности. Таможенные процедуры оформления грузов необходимо улучшить, ведь операторы стремятся избавиться от траты времени и коррупции. Есть, однако, перспективные наработки. Например, реализация концепции "единого окна" на Одесской таможне.

ЕС является консультантом по разработке Национальной транспортной стратегии Украины. Считаете ли вы, как представитель ЕС, достаточной обратную связь от украинского бизнеса?

У нас есть контакты с украинским бизнесом, которые позволяют понять их проблемы, о которых я говорил. Мы также находимся в контакте с бизнес-организациями, наподобие EBA. Контакты с помощью таких организаций, как ЦТС, также полезны. Прошлогоднее исследование ЦТС "Отраслевой контроль" позволило нам лучше понять точку зрения украинского бизнеса в отношении транспорта. Кроме того, одной из важных задач проекта технической помощи ЕС является улучшение координации между компетентными органами и другими заинтересованными сторонами в области транспорта.

Реформы также зависят от Верховной Рады, которая должна принять сейчас и в будущем много транспортных законов, чтобы изменения произошли.

Вы приезжаете в Украину в течение нескольких лет. Что вы можете сказать о нынешнем министре инфраструктуры и его предшественниках? Как обстоит ваше сотрудничество с Министерством инфраструктуры в рамках создания транспортной стратегии?

У меня было очень мало контактов с министром Бурбаком. Так что я не могу ничего сказать о нем и его правлении. Но у меня было гораздо больше контактов с министром Пивоварским. Он был реформатором, в этом я не сомневаюсь ни капли. Он проделал хорошую работу. Я твердо убежден, что министр Пивоварский смог бы запустить много изменений, если бы он остался дольше. Сейчас министр Омелян, один из заместителей Пивоварского и начальник аппарата, возглавляет ведомство шесть месяцев. Он также мыслит реформаторски и уже продемонстрировал свою готовность мобилизовать людей и продвигать изменения. Но реформы также зависят от Верховной Рады, которая должна принять сейчас и в будущем много транспортных законов, чтобы изменения произошли.

Министр инфраструктуры Владимир Омелян сообщил, что концепция Национальной транспортной стратегии будет готова к концу года. Этот срок реален?

На самом деле, это запланированный срок. Я надеюсь, что на этот раз удастся вписаться в эти временные рамки. Будет ли стратегия завершена к концу этого года или в первом квартале следующего года – не столь уж важно. Основная цель – хорошо выполненная работа.

Это окончательная версия документа или только предварительный вариант?

Мы говорим о стратегии. Этот документ подлежит пересмотру, который, несомненно, состоится, но перед тем, как попасть в долгосрочную политику, он должен быть прочным. Однако это только начало истории, которая в течение года должна быть воплощена путем реализации целого ряда различных действий. Только на этом этапе таких действий определено 120.

В какой степени подход к созданию Национальной транспортной стратегии Украины совпадает с европейской практикой? Есть ли что-то уникальное в нашей стране?

В Европе нет настоящей государственной политики без ярко выраженных стратегий и без согласованных пределов ответственности органов государственной власти, которые отвечают за их реализацию и результаты. В этом смысле то, что разрабатывается министром Омеляном, очень близко к практике ЕС. Я сравнил структуру будущей НТСУ на данном этапе и "Белую книгу по транспорту", утвержденной Еврокомиссией в 2011 году. Оба документа, конечно, похожи формами оценки, проблемами и видением. Кроме того, в "количественном" выражении новая НТСУ в значительной степени соответствует "Белой книге": 5 приоритетов в отношении 4-х стратегических целей в "Белой книге", 26 мер против 40 инициатив и 120 запланированных действий против 131.

Какой план реализации транспортной стратегии?

Во-первых, Министерство инфраструктуры опубликовало выдержку из транспортной стратегии на своем сайте, и каждый может отреагировать на нее. Затем эти реакции, а также замечания и вопросы, полученные в ходе круглого стола, будут использованы для разработки окончательной версии. Как я уже говорил, цель состоит в том, чтобы завершить работу до конца года. Во-вторых, мониторинг имплементации стратегии и анализ ее результатов по показателям эффективности будет проводиться на регулярной основе, в то время как отдельные действия будут внедряться постепенно.

Читайте также Фокусируемся на прозрачности всей отрасли, а не отдельных проектов – интервью с управляющим CoST