Сегодня в Министерстве инфраструктуры Украины состоялся круглый стол, посвященный обсуждению Национальной транспортной стратегии Украины до 2030 года. Это уже второе мероприятие подобного плана – в ноябре прошлого года также собирался круглый стол, на котором общественности и бизнесу представляли Концепцию обновления Национальной транспортной стратегии (НТС).

Тогда от презентации ждали многого, но в итоге завышенные ожидания не оправдались - отраслевой общественности представили упакованный в красивые презентации набор из целей, приоритетов и принципов без какой-либо конкретики, механизмов реализации и сроков.

Насколько ощутим прогресс в разработке Стратегии, прибавилось ли конкретики, появилось ли четкое видение развития инфраструктуры на ближайшие полтора десятилетия?

ЦТС побывал на круглом столе в МИУ, чтобы услышать ответы на эти вопросы.  Предлагаем вашему вниманию основные тезисы, озвученные на обсуждении.

Читайте также Украина должна определиться с приоритетами транспортной политики – интервью с Филиппом Бургель-Верне


"Я надеюсь, что в ближайшее время мы сможем завершить обсуждение и дать стране видение, как развивается инфраструктура и как развивается государство. Стратегия - это Библия для инфраструктуры, но нам нужно смотреть шире. Цифровая инфраструктура - это то, что движет экономикой будущего",- заявил министр инфраструктуры Владимир Омелян, открывая мероприятие.

По его словам, разрабатываемый документ устанавливает множество задач, таких как имплементация директив ЕС в рамках Соглашения об ассоциации, внедрение принципов корпоративного управления и прозрачности принятия решений, развитие конкуренции и либерализация рынков, обеспечение надлежащего финансирования модернизации транспортной инфраструктуры, повышения уровня транспортных сервисов.

Министр призвал разработчиков документа смотреть шире на развитие инфраструктуры и учитывать быстрые изменения на транспортном рынке.

"Транспортная стратегия станет основополагающим документом для продвижения реформ. Цель стратегии - усовершенствование транспортной инфраструктуры и законодательства, в соответствии с европейскими директивами. Мы понимаем, что изменения и реформы - это не один день и мы присоединимся к этому процессу и будем поддерживать его", - сообщил присутствующим Йоханес Бауер, представитель Еврокомиссии в Украине.

"Больше 30 млрд евро необходимо инвестировать в инфраструктуру до 2030 года. Кроме того, необходимо дополнительно привлекать 8-10 млрд евро частных инвестиций каждый год", - отметила Александра Клитина, руководитель проектного офиса при МИУ.

Между тем, организаторы представили собравшимся краткосрочные перспективы для пассажирских и грузовых перевозок.

Среди краткосрочных приоритетов (на 3-5 лет) в сфере грузоперевозок названы:
- разработка новой методики начисления портовых сборов (снижение их размера на 30-40%);
- пересмотр системы тарифообразования на транспорте;
- стратегический план развития портов, реформа АМПУ и обновление портовой инфраструктуры;
- повышение эффективности ж/д перевозок (уменьшение времени оборачиваемости вагонов, обновление парка локомотивов);
- переориентация перевозок с автомобильного и ж/д транспорта на внутренние водные пути.

Краткосрочными приоритетами в пассажирских перевозках разработчики видят:
- введение электронного билета;
- развитие новых направлений скоростного межрегионального сообщения и сообщений со странами ЕС;
- развитие региональных аэропортов, открытое небо с ЕС;
- либерализацию пассажирского рынка услуг на транспорте;
- обновление транспортной инфраструктуры городов;
- внедрение современных технологий и замену устаревших стандартов.

В глобальном плане авторам Национальной транспортной стратегии удалось выделить 5 приоритетов до 2030 года:

1. Внедрение эффективного государственного управления в транспортной сфере.

2. Обеспечение качественных транспортных услуг и интеграция транспортного комплекса Украины в международную транспортную сеть.

3. Обеспечение устойчивого финансирования транспортного комплекса.

4. Повышение уровня безопасности на транспорте.

5. Достижение городской мобильности и региональной интеграции в Украине.

Читайте также Вопросы без ответов: как обсуждали транспортную стратегию Украины