01

Что такое ИМО?

ИМО - это транслитерация англоязычной аббревиатуры Международной морской организации (IMO - International Maritime Organization). ИМО является специализированным учреждением ООН, отвечающим за судоходство. Эта организация возникла в 1948 году, ее штаб-квартира находится в Лондоне. Основная задача ИМО - это разработка, принятие и внедрение международных правил, призванных устранить дискриминационные нормы, а также сделать торговое судоходство более безопасным и экологичным. Поэтому слоганом ИМО является "Безопасное, защищенное и эффективное судоходство в условиях чистого океана".

Сейчас в состав ИМО входит 174 государства, еще три являются ассоциированными членами (Гонконг, Макао, Фарерские острова). Украина стала участницей организации в 1994 году, хотя к некоторым международным конвенциям по судоходству наша страна присоединилась еще в советский период.

02

Зачем ИМО проводит аудит стран-участниц?

В июне 2002 года 19 государств-членов ИМО предложили внедрить систему аудита на подобие той, которая была принята в 1999 году Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). Спустя год, в ноябре 2003 года, члены ИМО собрались на очередную ассамблею, где утвердили Резолюцию A.946(23). Основным ее лейтмотивом стала необходимость внедрения добровольной системы аудита государств-участников организации. Аудит должен был "обеспечить последовательную и эффективную имплементацию инструментов ИМО".

Еще несколько лет были потрачены на окончательную разработку и детализацию самой системы аудита. В сентябре 2006 года Дания стала первой страной, которая добровольно согласилась пройти аудит ИМО. Уже через год аудит прошли порядка 50 государств. Из соседей Украины добровольный аудит проходили Польша (в апреле 2010 года) и Турция (в октябре 2013 года).

В декабре 2013 года на ассамблее ИМО аудит был признан обязательным для государств-членов организации. Это решение вступило в силу с 1 января 2016 года. С того времени аудиторы в течение года посещают по несколько десятков стран. До июня 2018 года Украина не проходила аудит ИМО.

03

Как проводится аудит?

Формальным стартом аудита служит подписание Меморандума между государством-членом ИМО и самой организацией. Однако этому подписанию предшествует продолжительная подготовительная работа, которая может растянуться на несколько лет. Так произошло и в случае с Украиной. Подготовка нашей страны к аудиту ИМО началась еще в конце 2015 года, а подписание меморандума состоялось 18 мая 2018 года. На подготовку ушло 2,5 года.

В аудите принимает участие минимум три представителя ИМО из разных стран. В среднем, процесс аудита длится порядка семи дней. За это время аудиторы проверяют национальное законодательство страны в сфере судоходства на предмет соответствия международным конвенциям.

Анализ выполняется по следующим направлениям: безопасность жизни на море (Конвенция 1974 года о безопасности жизни на море (СОЛАС) 1974 года и Протокол 1988 года); предотвращение загрязнения с судов (Конвенция МАРПОЛ); стандарты обучения, сертификации и ведения вахты для моряков (STCW 1978); грузовые линии (Международная конвенция по грузовой марке 1966 года и протокол 1988 года); измерение тоннажа судов (Международная конвенция по обмеру судов 1969 года); а также предотвращение столкновений в море (Правила предупреждения столкновений судов в море 1972 года).

04

Каковы результаты аудита ИМО в Украине?

Полный отчет об аудите ИМО, как правило, публикуется несколько месяцев спустя. В Министерстве инфраструктуры Украины уже обнародовали предварительные результаты. Глава ведомства Владимир Омелян отрапортовал: "Украина успешно прошла аудит ИМО. Я благодарю всю команду министерства за успешную работу. Украина подтвердила свой статус морской державы, и крайне важно, что такой же является оценка наших международных партнеров, в частности, Международной морской организации". Как видим, 2,5 года подготовки не прошли зря, и это именно тот случай, когда чиновники качественно выполнили свою работу.

Вместе с тем, аудиторы нашли ряд недочетов. По результатам визита, Украине сделали 9 рекомендаций и 1 замечание. Как удалось выяснить ЦТС, рекомендации касаются следующих направлений: обмен информацией с ИМО; улучшение государственной деятельности; устранение недочетов в системе мониторинга; Государственное агентство по рыболовству и безопасности рыболовных судов; контроль состояния флага (административные инструкции, независимая инспекционная программа); критерии для признания организаций; административные штрафы; система расследования несчастных случаев и система маршрутизации судов. Замечание аудиторов заключается в том, что стратегия развития отрасли нуждается в методологии.

Дальше перед украинской стороной стоит задача по исправлению отмеченных недочетов. "В течение 3 месяцев сделаем План выполнения рекомендаций, особенное внимание - контроль государства за флагом", - уточнил заместить министра инфраструктуры Виктор Довгань. После этого министерство и подконтрольные ведомства должны приступить к внедрению в жизнь указанных рекомендаций.

Стоит отметить, что количество рекомендаций и замечаний для Украины является одним из самых низких в Европе. "При среднем количестве замечаний к каждой стране по итогам аудита - более 22, у Украины - менее 10, а предостережение всего одно. Мы - среди самых лучших европейских стран!", - подытожил Владимир Омелян.

05

А если бы провалили?

Исследователь морского права Лоуренс Баркью, много лет работающий в Секретариате ИМО, указывает на один немаловажный риск для страны, которая не пройдет аудит - это потеря репутации. Такой исход, по мнению эксперта, неизбежно влияет на инвестиционный климат государства. Схожей точки зрения придерживается и украинское руководство отрасли. "Если бы мы провалили этот аудит на развитии наших морских портов и привлечении мировых компаний можно было бы ставить крест, десятки тысяч украинцев потеряли бы достойную работу", - категорично отметил министр Владимир Омелян.

Также в ведомстве отмечают, что неудачное прохождение точно бы не поспособствовало интересу со стороны иностранных партнеров инвестировать средства в портовую отрасль Украины.

Кроме того, негативные результаты аудита ИМО наверняка вызвали бы пересмотр ставок по страхованию морских перевозок из-за возросших рисков в украинских портах. Как следствие, затраты на логистику украинских экспортеров и импортеров существенно возросли бы, тем самым ухудшая их позиции на внешних рынках.  

Читайте также Экзамен морской отрасли