"Укрзалызниця" создала грузовую компанию UZ Cargo Wagon для управления вагонами, которые она планирует закупить по кредитному соглашению с Европейским банком реконструкции и развития. Благодаря этому УЗ сможет устанавливать рыночные цены на перевозки. Частники говорят, что рынок может отреагировать как повышением ставок, так и снижением. Но, в любом случае, произойдет это не сразу.
Старые отдельно, новые отдельно
Шесть с половиной тысяч новеньких полувагонов. Именно столько купит УЗ за 150 млн долл. кредитных средств от ЕБРР. Соглашение стороны подписали 9 ноября. Руководитель "Укрзализныци" Евгений Кравцов в тот день сообщил радостную новость на своей странице в Facebook: "Несколько часов назад подписали долгосрочное кредитное соглашение с ЕБРР на приобретение новых грузовых полувагонов… Мы получаем 150 млн долл. под хорошую процентную ставку. Она ниже, чем на банковском рынке Украины и международных рынках капитала. На эти деньги мы построим самый востребованный подвижной состав - грузовые полувагоны".
Под эти вагоны УЗ создала отдельную дочернюю компанию - UZ Cargo Wagon LLC. Зарегистрирована компания была 6 ноября 2018 года. Ее уставной капитал составляет 1 млн грн. Единственным учредителем является УЗ. Руководителем компании указан Андрей Мирошников, который также является заместителем директора филиала Центр транспортной логистики УЗ.
В Украине действует мораторий по отчуждению государственного имущества. Для того, чтобы можно было отдать эти вагоны в залог по кредиту ЕБРР, необходимо было уйти от этой нормы.
Создание отдельной компании было обязательным условием по структуре сделки с ЕБРР. "В Украине действует мораторий по отчуждению государственного имущества. Для того, чтобы можно было отдать эти вагоны в залог по кредиту ЕБРР, необходимо было уйти от этой нормы. Поэтому было принято решение о создании SPV - балансодержателя по данным вагонам", - объясняет в комментарии ЦТС директор по стратегическому развитию и инвестиционной политике УЗ Антон Саболевский.
Участники рынка говорят о том, что создание новой компании было продиктовано условиями ЕБРР, чтобы отделить новые вагоны от старого парка УЗ. "Такой шаг, скорее всего, сделан с той целью, чтобы за счет прибыли на новых вагонах не покрывать расходы по старому подвижному составу. Это выглядит вполне логично: необходимо отделить новые активы, чтобы они зарабатывали на свою окупаемость и дальнейшее обновление парка", - считает директор компании "Квадро Центр" Александр Ткачук.
Зарабатывать по-новому
Реформирование УЗ предполагает создание вертикалей по функциональному принципу - грузовая работа, пассажирские перевозки дальнего сообщения, пригородные пассажирские перевозки, содержание инфраструктуры. Еще в 2016 году шли разговоры о том, что грузовая компания будет создана до конца года. Однако, в марте 2017 года УЗ создала пассажирскую компанию, а вот до грузовой дошли только сейчас. Правда управлять она будет не всеми вагонами, а только теми, которые купят по кредиту, предоставленному ЕБРР. По крайней мере пока что. "Пока по решению Наблюдательного совета эта компания может осуществлять управление только парком вагонов по проекту ЕБРР. Но мы уже готовим бизнес-план по дальнейшему развитию компании. Деталями пока поделиться не могу", - говорит Антон Саболевский.
В "Укрзализныце" полагают, что ее клиенты оценят парк новых вагонов выше по цене, чем парк других вагонов под управлением УЗ.
В УЗ отмечают, что создание этой компании позволит устанавливать реальные рыночные тарифы на грузовые перевозки. Вагоны смогут работать на рынке как частный парк и зарабатывать значительно больше, чем парк инвентарный. "Мы рассчитываем на то, что наши клиенты оценят парк новых вагонов выше по цене, чем парк других вагонов под управлением УЗ. Очень надеемся, что нам удастся реализовать эту дифференциацию с запуском онлайн аукционов с Прозоро", - уточнил Антон Саболевский.
По мнению Александра Ткачука, после создания UZ Cargo Wagon ситуация с тарифами на пользование вагонами начнет постепенно выравниваться с помощью рыночных механизмов. "Но самое главное - что отныне не будет понятия "частный подвижной состав и вагоны УЗ". Новое юрлицо, по сути, "оформляет" рынок вагонов с единой системой ценообразования", - отметил он.
Однако, не все участники рынка настроены так оптимистично. Александр Криворучко, руководитель Ассоциации собственников вагонов, отмечает, что увеличение парка - это хорошо, но на практике, в зависимости от того, как эта компания будет управлять вагонами, цена может как вырасти, так и несколько снизиться. "Вот, например, при легком "покровительстве" под эти вагоны может быть дана устная команда давать больше "тяги", чтобы вагоны, так сказать, хорошо ездили и вот - аренда может быть установлена на уровне 1100-1200 грн или даже выше, но благодаря обороту эта ставка может быть интересна арендаторам. Таким образом рынок отреагирует на эту новость ростом средних ставок. Но есть, конечно, и другой вариант - ставка в 900 грн. Но часто при работе с УЗ имеет место официальный и неофициальный платеж…", - отмечает он.
Как бы не развивалась ситуация с появлением новой компании, эти изменения не произойдут сразу. Как верно подметил Александр Криворучко, эти вагоны сначала нужно построить. Тендер на полувагоны ЕБРР уже объявлен. Евгений Кравцов отмечал, что первые поставки ожидаются еще до конца 2018 года. Сроки поставки всех вагонов неизвестны. Но, когда в августе прошлого года, старший банкир ЕБРР Марк Магалецкий заявил о начале подготовки к тендеру на закупку вагонов, речь шла о поставке всех вагонов за 12 месяцев с момента подписания договоров на производство и поставку. Так что, вероятно, в полном объеме изменения рынок сможет прочувствовать не ранее, чем через год.
Читайте также Либерализация рынка ж/д тяги: Как ее видит бизнес