Прошло два года с тех пор, как в Польше состоялся один из самых громких дебютов на фондовой бирже. Речь идет о национальном грузовом ж/д перевозчике PKP Cargo. Это было первое IPO среди железнодорожных перевозчиков Европы (если не считать РФ). К тому же, PKP Cargo является второй по объемах ж/д компанией ЕС, после Deutsche Bahn, и ее выход на биржу стал важным индикатором для рынка.

Мы отслеживали деятельность компании спустя год после IPO, теперь же посмотрим, что произошло за год следующий. Первое, что бросается в глаза – это неугомонное стремление PKP Cargo к расширению. На этом направлении польский перевозчик столкнулся с рядом проблем, хотя были и успехи. Тем временем, на днях руководство PKP Cargo утвердило стратегию развития до 2020 года. Одна из главных тем документа - расширение бизнеса за пределами Польши. Компания планирует увеличить долю грузоперевозок за рубежом с нынешних 2% до 22%. Основная ставка в этом процессе делается на страны Центральной и Южной Европы. К тому же, определенные достижения PKP Cargo уже имеет.

PKP Cargo работает в ряде стран Европы, а именно: в Чехии и Германии – с 2010 года, в Словакии – с 2011 года, в Австрии и Бельгии – с 2012 года, в Литве - с 2014 года. После покупки AWT список пополнился за счет Словении, Хорватии, Румынии и Болгарии.

Читайте также Взлет PKP Cargo: год после первого IPO среди грузовых ж/д компаний Европы

Дорога на Балканы Пожалуй, главным результатом второго последебютного года PKP Cargo является приобретение 80% акций чешского грузового ж/д перевозчика AWT. Соглашение о заключении сделки было достигнуто в канун Нового года – 30 декабря 2014 года, а под контроль PKP Cargo чешский перевозчик перешел пять месяцев спустя. Сумма сделки – 103 млн евро.

Как компания, AWT является небольшой, однако она стала первым зарубежным активом PKP Cargo, а ее приобретение дало полякам ряд бонусов. "В долгосрочной перспективе это платформа для развития за рубежом", – так охарактеризовал сделку аналитик польского банка Pekao Марцин Гонтрз.

Во-первых, AWT обладает перегрузочным терминалом Острава-Пасков. Комплекс расположен на востоке Чехии, неподалеку от словацкой и польской границы. Кроме того, терминал является важным элементом в перевозке грузов от портов Адриатического моря до Балтийского моря. Так, другая польская компания – Rail Polska совместно с Baltic Rail – еще с 2011 года оперирует контейнерным поездом по маршруту Копер – Вроцлав - Острава – Копер, используя терминал Острава-Пасков. Вполне возможно, что PKP Cargo вынашивает планы по запуску подобного поезда.

Во-вторых, AWT оперировал в ряде стран Центрально-Восточной Европы, где не работал PKP Cargo. Речь идет о Словении, Хорватии, Румынии и Болгарии. Таким образом, польский перевозчик получил доступ к Балканскому региону. Не удивительно, что в нынешнем году PKP Cargo стал еще более активным в этом регионе. Так, в марте между польской компанией и национальным грузовым ж/д перевозчиком Хорватии HŽ Cargo было заключено соглашение о партнерстве.

PKP Cargo может принять участие в повторной приватизации HŽ Cargo

А на днях хорватские СМИ опубликовали еще более сенсационную информацию. Газета Vecernji list сообщила, что PKP Cargo может принять участие в повторной приватизации HŽ Cargo. Если сделка состоится, то польская компания может стать собственником 40% акций хорватского перевозчика, а значит и доступ к портам Адриатики.

Читайте также Уроки приватизации: почему продажа ж/д компаний на Балканах вышла из моды

Домашние провалы Несмотря на успех за рубежом, в Польше PKP Cargo постигла целая серия провалов планов по покупке мелких ж/д перевозчиков. Еще в прошлом году у PKP Cargo сорвалась покупка Lotos Kolej, занимающую 8% польского рынка грузовых ж/д перевозок. Конец 2014 года также ознаменовался провалом. Польскому перевозчику не удалось приобрести одного из крупных игроков рынка – компанию CTL Logistics. По информации польского издания Rynek Kolejowy, стороны не сошлись в условиях продажи.

Еще более запутанной выглядит история с покупкой PKP Cargo 49% акций Pol-Miedź Trans, которая входит в состав государственного горнодобывающего холдинга KGHM Polska Miedź. Еще в сентябре прошлого года в польских СМИ появилась информация о возможной продаже компании. В начале февраля PKP Cargo и KGHM Polska Miedź достигли предварительных договоренностей и заключении окончательного соглашения во втором квартале 2015 года. К концу октября сообщений о проведении сделки не было. 28 октября Адам Пурвин заявил, что приобретение акций Pol-Miedź Trans находится в процессе, однако деталей не раскрыл.

Аналогичная участь может постичь еще две компании – чешскую Unipetrol Doprava и польскую Orlen Koltrans. Обе компании специализируются на транспортировке нефтепродуктов. При чем польская госкомпания PKN Orlen контролирует чешскую Unipetrol. Дальнейшая перспектива этих сделок пока не ясна, поскольку для их проведения требуется согласие регуляторных органов Польши и Чехии.

Акции падают А как же обстоят дела с финансовыми показателями PKP Cargo. Если смотреть на прибыль перевозчика, то мы видим хорошую динамику. Так, чистая прибыль PKP Cargo за первое полугодие 2015 года выросла на 22% (по сравнению с аналогичным периодом 2014 года) и составила 156 млн злотых (около 37 млн евро). Однако при этом доход компании уменьшился на 37% и составил 2,06 млрд злотых (около 500 млн евро).

pkp

Что касается акций, то их стоимость едва не достигла прошлогоднего пика (94,74 злотых за акцию), но при этом кривая очень не стабильна. В начале июня акции PKP Cargo достигли отметки в 93,22 злотых, но уже в конце июля начался спад. Эта тенденция продолжается и сейчас. В начале сентября акции установили антирекорд стоимости – 63,54 злотых.

Летом PKP Cargo объявила о продаже 1376 вагонов, 210 поломанных вагонов и 256 локомотивов.

Финансовые аналитики объясняют это проблемами рынка грузоперевозок, который переживает не лучшие времена как в Польше, так и в пределах ЕС. "2015-й год, вероятно, будет самым сложным для отрасли грузовых ж/д перевозок на протяжении многих лет", – считает Збигнев Обара, аналитик польского банка Alior. При этом эксперт отмечает, что на скачок стоимости акций повлияла покупка чешской AWT. Как бы там ни было, инвесторы все еще доверяют PKP Cargo, резюмирует Збигнев Обара.

Инвестиции в подвижной состав Какие же основания есть у инвесторов для доверия PKP Cargo? Первое – это статус. Несмотря ни на что, PKP Cargo удалось удержать звание лидера на польском рынке. Перевозчик транспортирует в Польше почти 48% всех грузов, которые перевозятся по железной дороге. А если взять другой показатель – объем выполненной работы – то доля PKP Cargo составляет почти 57% (данные за 2014 год). Что касается результатов первого полугодия этого года, то в пределах Польши компания перевезла 49,3 млн тонн грузов, что на 1% меньше прошлогодних показателей за прошлый год, а за рубежом – 2,9 млн тонн, или на 136% больше. Не удивительно, что в новой стратегии увеличение перевозок за рубежом ставится как основная задача компании.

С этой целью в сентябре было заключено соглашение с немецким концерном Siemens на поставку 15 мультисистемных локомотивов общей стоимостью 75 млн евро. "Это наша самая большая инвестиция в подвижной состав за долгое время. Мы сделали еще один серьезный шаг в направлении улучшения международных позиций PKP Cargo и укрепления нашего присутствия на рынках соседних стран", – заявил президент компании Адам Пурвин. При этом перевозчик постепенно распродает старый подвижной состав. Летом было объявлено о продаже 1376 вагонов, 210 поломанных вагонов и 256 локомотивов.

Вместе с тем, нужно быть очень осторожным, ведь конкуренты не дремлют. Главный конкурент PKP Cargo – немецкий Deutsche Bahn Schenker – наращивает потенциал в Польше. Его дочерняя компания DB Schenker Rail Polska дышат полякам в спину.

Читайте также Интервью с главой Freightliner PL: Лакмусовой бумажкой будет развитие существующих операторов Украины