71! Именно столько компаний обладают лицензией на выполнение грузовых ж/д перевозок в Польше. На первый взгляд, эта цифра выглядит внушительной, особенно если учесть, что еще 7 лет назад данный показатель составлял 53, а 10 лет назад - чуть более 20. Однако, если углубиться в особенности польского рынка грузовых ж/д перевозок, то показатель "71" меркнет и кажется не столь большим. К примеру, порядка 60% рынка контролируют два перевозчика - PKP Cargo (около 43,6%) и DB Cargo Polska (16,4%). Еще 30% приходится на 12 компаний с долей от 1 до 5%. Остальные 57 малых компаний делят между собой оставшиеся 10% рынка.
71! Именно столько компаний обладают лицензией на выполнение грузовых ж/д перевозок в Польше.
К открытию рынка грузовых ж/д перевозок Польша готовилась более 10 лет. Вначале были разные формы сотрудничества между государственным ж/д предприятием PKP и бизнесом, в том числе и путем создания совместных компаний. В 1997 году Сейм Польши принял новый закон о ж/д транспорте, предусматривающий либерализацию рынка, создание независимого регулятора и превращение государственного ж/д оператора в вертикально интегрированную компанию.
После принятия нового закона на польском рынке произошло два эпохальных события с интервалом в 10 лет. Официальной датой либерализации грузового ж/д сектора считается 2003 год, когда частные компании начали получать лицензии на выполнение перевозок. А в октябре 2013 года состоялся выход на биржу государственной ж/д компании PKP Cargo. Сейчас контролируемый государством пакет акций составляет всего 33%, остальная часть находится в руках частных лиц и инвестиционных фондов. Торги акциями PKP Cargo завершили разгосударствление сектора грузовых ж/д перевозок. А теперь остановимся на основных трендах, которые определяют его развития в последние годы.
Сегментация рынка
Одним из позитивных следствий либерализации рынка грузовых ж/д перевозок в Польше является возникновение новых компаний. Но если присмотреться к профилю их деятельности, то возникает ряд вопросов. В самом деле, в Польше много грузовых ж/д перевозчиков, но большинство из них контролирует только определенный сегмент рынка - либо в географическом смысле, либо в плане перевозимых товаров. Например, компании Lotos Kolej и Orlen KolTrans перевозят преимущественно нефтеналивные грузы материнских нефтеперерабатывающих концернов Lotos и PKN Orlen. Перевозчик PUK Kolprem обслуживает интересы металлургического концерна ArcelorMittal Poland, перевозя сырье для его заводов, расположенных преимущественно в польской части Силезии. И таких примеров масса. Некоторые компании пытаются уйти от своей узкой специализации, но пока это у них слабо получается. Например, вышеупомянутый оператор Lotos Kolej в последние годы занялся перевозками контейнеров. Но основную долю его доходов все еще составляют перевозки нефтяных грузов.
Тенденция к сегментации не угасла и сейчас. Подтверждением тому служат новые ж/д перевозчики, возникшие в последние годы. Они также фокусируются на определенной продукции либо регионе. В частности, в ноябре 2018 года Управление ж/д транспорта Польши выдало лицензию компании Alza Cargo. Ее офис находится в Катовице, административном центре Силезского воеводства. Основную деятельность компания ведет в Силезском и Нижнесилезском воеводствах. В феврале этого года в Силезском воеводстве была зарегистрирована еще одна компания - TKP Silesia. Основной профиль деятельности - маневровая работа для крупных перевозчиков в регионе.
Турбулентный рынок
В целом, либерализация грузовых ж/д перевозок в Польше позитивно отразилась на развитии отрасли. Первые годы после начала свободной конкуренции грузопоток на железной дороге рос: 222,9 млн тонн в 2002 году, 241,5 млн тонн в 2003 году, 283 млн тонн в 2004 году. Пиковым для отрасли стал 2007-й, когда польские ж/д компании перевезли 293,9 млн тонн грузов. После чего наступила волна затяжного и уверенного падения.
Причиной спада был экономический кризис, охвативший Европу в конце 2000-х и ударивший по польской промышленности. В результате, крупные заводы сократили потребление сырья, из-за чего снизился и объем перевозок. В начале 2010-х начали наблюдаться проблески роста. В 2014 году вновь началось падение, продолжавшееся до 2016 года, когда рынок достиг рекордно низкого грузооборота в 222,2 млн тонн. На этот раз фактором влияния стал обмен санкциями между Евросоюзом и Россией.
Наблюдается еще одна позитивная тенденция в развитии грузооборота - удлинение протяженности поездки. В 2018 году этот показатель достиг отметки в 238,3 км.
Несмотря на то, рынок постепенно восстанавливается, до показателей 2007 года все еще далеко. В 2017 году грузооборот на польской ж/д сети составил 239,9 млн тонн, в 2018 году - 250,3 млн тонн. При этом наблюдается еще одна позитивная тенденция в развитии грузооборота - удлинение протяженности поездки. С 2000 по 2009 годы она постепенно сокращалась: 290,7 км в 2000 году, 204,5 км в 2003 году, 183,6 км в 2006 году, 179,5 км в 2009 году (рекордно низкий показатель). В 2010 году этот показатель начал расти, а в прошлом году он достиг отметки в 238,3 км. Это говорит о том, что грузоперевозчики совершенствуют маршруты доставки. В целом, тема повышения эффективности стала одной из главных для рынка в последние годы.
От угля к контейнерам
Создание рынка грузовых ж/д перевозок не смогло решить еще одного насущного вопроса отрасли. Речь идет о зависимости от сырьевых ресурсов, в первую очередь, от угля, нефти, а также железной руды, щебня, песка и других сыпучих грузов. Эти грузы составляют порядка 65-67% грузооборота рынка. Примечательно, что эти цифры практически не меняются и остаются в указанном процентном коридоре. К примеру, в 2010 году из 235,5 млн тонн, перевезенных по железной дороге грузов, 153,6 млн тонн или более 65% пришлось на каменный уголь, нефть, железную руду, песок. В 2018 году структура осталась практически такой же, несмотря на увеличение грузопотока: 67% из порядка 250,3 млн тонн пришлось на вышеуказанные виды грузов.
Одним из возможных решений для диверсификации номенклатуры грузов является развитие интермодальных перевозок.
Одним из возможных решений для диверсификации номенклатуры грузов является развитие интермодальных перевозок. В последние несколько польские железнодорожники много говорят об этом сегменте. PKP Cargo, крупнейшая компания на рынке, начала активно инвестировать в этот сектор, покупая новые ж/д платформы для перевозки контейнеров и вкладываясь в развитие терминальной инфраструктуры. Сейчас доля PKP Cargo в сегменте интермодальных перевозок составляет около 46,5%. Стимулом к развитию контейнерных перевозок служит Новый Шелковый путь, а также польские порты. За последние несколько наметился определенный прогресс. Доля сегмента контейнерных перевозок на железной дороге выросла с 1,7% в 2010 года до 6,8% в 2018 году.
Поглощения и слияния
Как и любой другой рынок, развитие грузовых ж/д перевозок в Польше не обошлось без поглощений и слияний. Первая волна этого процесса наблюдалась во второй половине 2000-х - начале 2010-х. В этот период завершилось окончательное оформление так называемых "песочных железных дорог" в полноценных перевозчиков. Большинство первых ж/д компаний в Польше возникли на базе транспортных подразделений песчаных карьеров или угольных шахт. Основная их деятельность сосредоточивалась на подъездных путях. Так, компания PTK Holding, предшественник DB Cargo Polska, была создана путем слияния PTKiGK Zabrze и PTKiGK Rybnik. Аналогичным образом появилась компания Rail Polska.
Вторая волна слияний и поглощений произошла спустя десять лет, во второй половине 2010-х. В декабре 2016 года логистическая компания OT Logistics приобрела сразу двух ж/д перевозчиков - Kolej Bałtycka (основной регион работы - Щецин) и STK (работает преимущественно на маршруте Вроцлав-Гдыня). В результате, группа сосредоточила в своих руках сразу три ж/д компании. Помимо двух приобретений, OT Logistics владела также "дочкой" OT Rail, которая была ликвидирована вследствие преобразования, а ее активы были переданы STK.
В это же время, компания Orlen KolTrans (входит в нефтеперерабатывающую группу PKN Orlen) приобрела небольшого оператора Euronaft Trzebinia. Последний обслуживал нефтеперерабатывающий завод в Тшебине. Сделка была проведена в июне 2017 года, а слияние было завершено в феврале этого года, когда активы Euronaft Trzebinia окончательно перешли в ведение Orlen KolTrans. Вполне возможно, что польский рынок грузовых ж/д перевозок ожидает еще одно слияние. В начале июля PKN Orlen подала заявку в Еврокомиссию на одобрение поглощения другого польского нефтеперерабатывающего концерна Lotos. Решение по этому вопросу еще не принято. Если оно будет позитивным, то ж/д перевозчики Orlen KolTrans и Lotos Kolej окажутся в составе одной группы, что может привести к их дальнейшему объединению.
Иностранные инвесторы
Около трети рынка грузовых ж/д перевозок Польши контролируют компании, принадлежащие иностранным холдингам. Последние заходят на польский рынок двумя путями: кто-то покупает готовую компанию, а кто-то создает новую. Оба способа практикуются с первых лет начала функционирования полноценного рынка, хотя предпочтение иностранные группы отдают покупке готовых юридических лиц.
Одним из первых перевозчиков с иностранными инвестициями стал Rail Polska. В 2003 году американская Rail World Group приобрела две польские компании, обслуживающие подъездные пути - Zec Trans и Kolex. Оба перевозчика одними из первых получили лицензии на перевозки после либерализации рынка. В 2004 году собственник решил объединить две компании в одну. Так возникла Rail Polska. Сейчас доля этой компании составляет 1,7% (данные за 2018 год).
По схожему пути пошли и другие иностранные инвесторы. В 2009 года на польский рынок зашел немецкий конкурент PKP Cargo - DB Schenker (с 2016 года - DB Cargo). Немцы купили польского перевозчика PTK Holding. В последующие годы группа DB Schenker приобрела еще несколько мелких компаний. В 2011 году немцы объединили свои активы в одну дочернюю компанию - DB Schenker Rail Polska (с 2016 года - DB Cargo Polska). Сейчас эта компания является вторым крупнейшим перевозчиком в Польше после PKP Cargo с долей 16,4% (данные 2018 года). Французский оператор SNCF также зашел в Польшу, приобретя местного перевозчика ITL Polska, который в 2014 году был переименован в Captrain Polska. Доля французской "дочки" чуть больше 1%.
Иной вариант экспансии на польский рынок выбрали британцы. Холдинг Freightliner Group основал в 2005 году компанию Freightliner PL. Для польской "дочки" были закуплены новые тепловозы Class 66 американского производства. В феврале 2015 года контроль над Freightliner Group установила американская группа Genesee & Wyoming. В результате этой сделки, польская "дочка" Freightliner перешла под контроль американцев. Недавно Genesee & Wyoming сменила владельца, американскую компанию приобрели два инвестиционных фонда - Brookfield Infrastructure (Канада) и GIC (Сингапур). Отметим, что сейчас доля Freightliner PL на польском рынке составляет порядка 2,5%.
Читайте также Конец монополии SNCF: Франция открывает рынок пассажирских железнодорожных перевозок