в начало
Параметры
Что искать
Где искать
Сортировать

Нет результатов

Конец монополии SNCF:
Франция открывает рынок пассажирских железнодорожных перевозок

В ближайшие три года французская SNCF лишится своего статуса монополиста на рынке пассажирских ж/д перевозок в стране. Чем обусловлена либерализация рынка, чего опасается национальный перевозчик, и чем уже обернулась конкуренция на рынке железнодорожных грузоперевозок.

02 марта 2018

Во Франции с 2021 года частные пассажирские операторы смогут пользоваться железнодорожной сетью в соответствии с графиком либерализации сектора, установленным Европейским Союзом. О том, чем вызван такой шаг и, что будет означать либерализация - пишет Le Mond.  

 

Скоро можно будет сесть на поезд во Франции, не услышав знаменитого корпоративного джингла SNCF.

С 2021 года частные операторы смогут пользоваться сетью французских железных дорог, положив конец восьмидесятилетней монополии национальной железнодорожной компании SNCF на рынке пассажирских перевозок. Этот срок соответствует графику либерализации железнодорожного сектора во Франции, установленному ЕС. Такой шаг откроет рынок конкурентам SNCF, которая сейчас находится в процессе реформирования, объявленного правительством 26 февраля этого года.

 

1. Как образовалась монополия SNCF?

Со времен национализации железных дорог в 1937 году SNCF является единственным предприятием, имеющим право перевозить пассажиров во Франции. Создание монополии было мотивировано тем, что железнодорожный транспорт является общественной услугой и не должен подчиняться логике рынка конкуренции. Исторический оператор и единственное государственное железнодорожное предприятие SNCF должно было взять на себя возложенные государством (его основным акционером), обязанности, даже если они не были прибыльными, например, обслуживание коротких, но важных маршрутов.

2. Зачем нужна либерализация?

Сложившаяся ситуация противоречит концепции "чистой и совершенной конкуренции", продвигаемой либеральными экономистами и "освященной" договорами ЕС - для Европейской комиссии подобные национальные монополии являются факторами замедления экономического роста, барьерами для снижения цен и объяснением плохого состояния железнодорожного сектора. Именно поэтому в начале 90-х Комиссия запустила процесс либерализации железных дорог. Это не значит, что SNCF должна быть обязательно приватизирована, но либерализация поставит монополию в равные условия с частными конкурентами, которые предложат свои собственные услуги железнодорожных перевозок.

Учитывая сильное сопротивление некоторых государств-членов ЕС (включая Францию), риски открытия рынка конкуренции для исторических операторов и важность сохранения целей общественной услуги, было принято решение о постепенной либерализации рынка с завершением в 2020-х годах.

 

Сроки либерализации рынка

Законодательные нормы не обязуют Францию приватизировать железную дорогу, которая остается под управлением филиала SNCF (раньше назывался "Réseaux ferrés de France" (Железнодорожные сети Франции. - ЦТС), теперь - "SNCF Réseau" (Сети SNCF"). Ряд директив ЕС поэтапно вынуждали Францию либерализировать услуги железнодорожных перевозок, позволяя другим операторам пользоваться железнодорожной сетью.

1997: реорганизация SNCF в два филиала

С целью подготовки к либерализации SNCF была разделена на два филиала:

SNCF Réseau, которая управляет железнодорожной сетью.

SNCF Mobilités, которая отвечает за эксплуатацию поездов

2003-2006 годы: грузоперевозки

Первыми были либерализированы железнодорожные грузоперевозки. Этот процесс начался с международных перевозок в 2003 году (маршрут первого частного поезда проходил от Дюньи-сюр-Мез до Фелклингена в Германии), после чего перешел и на национальные железнодорожные линии в 2006 году. В общем около двадцати частных операторов стали конкурентами SNCF, которая в результате потеряла 40% рынка. Многие считают эту либерализацию не самой удачной, поскольку во время этого процесса рынок железнодорожных грузоперевозок просел, а частные операторы остаются экономически слабыми.

2009-2011: международные пассажирские перевозки

Эта возможность была предоставлена еще в 2009 году, но лишь в 2011 году ею воспользовался первый иностранный поезд, принадлежащий не SNCF, а компании Thello, выбрав маршрут Париж-Венеция. Thello, принадлежащий французской компании Veolia и итальянской Trenitalia, на сегодняшний день является единственным оператором, воспользовавшимся либерализацией, в его распоряжении остаются два маршрута (Париж-Венеция и Марсель-Милан).

2019 - 2033: региональные поезда

Рынок региональных перевозок, на котором оперируют региональный экспресс транспорт (TER) и территориальные поезда (Intercités, Teoz, Corail) также будет вскоре открыт конкуренции.  Речь идет не о том, чтобы разрешить любому оператору использовать сеть железных дорог, а скорее разрешить государству и французским регионам выбирать, какому оператору они хотели бы доверить предоставление общественной услуги (SNCF или частному конкуренту). Право предоставления транспортных услуг предоставляется в форме многолетнего контракта со статьями, которые позволяют государству или региону устанавливать определенные требования к оператору, например, к качеству его услуг. Французские регионы смогут начать отбор концессионеров среди частных операторов начиная с декабря 2019 года, тендерные процедуры должны быть завершены до 2023 года. Поскольку соглашения между регионами и операторами могут длиться около 10 лет, SNCF может оставаться фактической монополией и не допускать частных операторов к перевозкам до 2033 года в регионах, наиболее неблагоприятных для конкуренции.

Вместе с тем, некоторые регионы (Прованс-Альпы-Лазурный Берег, Гранд-Эст, О-де-Франс, Бургундия- Франш-Конте , Пеи-де-ла-Луар) уже заявили о своем намерении как можно скорее провести либерализацию в период с 2019 по 2021 год.

2020 - 2021: TGV

Государственная монополия на маршруты, такие, как у TGV, на использование которых нет государственных контрактов, официально прекращается в декабре 2020 года. Первые частные конкуренты TGV смогут в полной мере воспользоваться железнодорожной сетью с 2021 года.

 

Что такое директива?

Директива - это своего рода закон ЕС, предложенный Европейской комиссией, он должен быть принят 28-ми европейскими правительствами и членами Европейского парламента.

Директива не обязательно должна быть применена в 28 странах Европейского Союза сразу после принятия. У каждой страны-члена ЕС есть два года, чтобы принять национальный закон в соответствии с основными принципами директивы, что оставляет немного пространства для маневра с целью применения нового закона соответственно особенностям законодательства определенной страны.

В случае с либерализацией железнодорожных пассажирских перевозок Франция должна применить принципы директивы в части "железнодорожного пакета", принятого в конце 2016 года, до 25 декабря 2018 года. Если она не сделает это вовремя, последуют санкции со стороны ЕС.

3. Почему следует реформировать SNCF до либерализации рынка?

Процесс либерализации не запрещает государственным компаниям осуществлять деятельность наряду с частными железнодорожными операторами и в то же время не обязывает приватизировать SNCF. Определенное количество законодательных актов ЕС в сфере либерализации нацелены на то, чтобы SNCF не имела преимуществ перед конкурентами.

Многие эксперты отрасли считают необходимым изменить статус SNCF Mobilités, филиала SNCF, который будет конкурировать с частными операторами. Статус государственного учреждения промышленного и коммерческого характера может считаться на самом деле преференциальным. Это одна из причин, по которой правительство Франции предпочитает корпоратизировать национальную компанию перед тем, как рынок будет либерализирован.

Та же участь ожидает SNCF Réseau (филиал SNCF), который будет структурно защищен от задолженности, как только его статут будет изменен. Однако текущая задолженность SNCF Réseau является колоссальной и только изменения помогут восстановить финансовый баланс филиала.

Идея правительтсва состоит в том, что структурные изменения и уменьшение затрат компании сделают SNCF более конкурентоспособной и готовой к приходу новых игроков на рынок.

Это подчеркнул в своем недавнем  отчете о будущем железнодорожного транспорта и Жан-Сирил Спенетта (Президент Национального совета по экономике и образованию, в прошлом Исполнительный директор Air France-KLM. - ЦТС), заявивший, что опыт открытия рынка железнодорожных грузовых перевозок является прецедентом, который оправдывает необходимость немедленных изменений в SNCF перед полным открытием рынка частным конкурентам.

 

Максим Водано, Le Monde

Перевод ЦТС

Читайте также Секрет Union Pacific: Как железной дороге обеспечить феноменальную прибыльность

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.