Union Pacific Railroad (UP) - компания, владеющая крупнейшей сетью железных дорог в США. UP и ее конкурент, BNSF Railway, - компании-дуополии рынка трансконтинентальных перевозок в США. UP - одна из крупнейших транспортных компаний мира. Она управляет 8500 локомотивами на 51 660 км путей к западу от Чикаго и Нового Орлеана, предоставляя рабочие места для более 40 000 человек.
В 2017 году Union Pacific планирует потратить 3,1 млрд долларов на развитие и поддержку своей сети. Всего с 2000 года компания инвестировала в железную дорогу 51 млрд долларов.
Об успешной финансовой модели UP в материале 2015 года рассказало издание Fortune. Тогда в рейтинге "Топ-500 Fortune" Union Pacific заняла 123 место с годовым доходом в размере около 24 млрд долларов.
За 2014 год Union Pacific отчиталась о чистой прибыли в размере 5,18 млрд долларов при доходе в размере 24 млрд долларов. Таким образом, коэффициент рентабельности компании составлял 21,6%. Это ставит Union Pacific на один уровень с такими гигантами, как Apple (коэффициент рентабельности - 21,6%), JP Morgan (21,3%), Goldman Sachs (21,1%), Intel (20,9%) и Google (20,2%).
Принцип планирования Union Pacific - любые расходы на ремонт и строительство путей, локомотивов или вокзалов должны давать не менее 15% прибыли.
Столь высокая прибыльность UP заключается в особом, дисциплинированном подходе к инвестициям, работой над которым последнее десятилетие занимается отдел сетевого планирования. Группу аналитиков из 70 человек, занятых сетевым планированием, в компании прозвали smart guys - сообразительными парнями (несмотря на то, что среди них есть и женщины). Основной принцип сетевого планирования таков - любые расходы на ремонт и строительство путей, локомотивов или вокзалов должны давать не менее 15% прибыли. Сообразительность smart guys обусловлена тем, что эти люди имеют опыт работы как непосредственно на железной дороге, так и в финансовой сфере.
Идея о упомянутых 15% принадлежит финансовому директору компании Робу Найту, занявшему свой пост еще в 2004 году. Когда Найт стал финансовым директором Union Pacific, компания была самым неприбыльным американским ж/д оператором. Операционная рентабельность составляла 10,6%. В 2005 году Найт поставил цель достичь показателя в 25% к 2010 году. Найта называли сумасшедшим. Однако компания добилась 25-процентной операционной рентабельности уже в 2008 году. На 2015 год этот показатель у UP вырос до 36,5%, а к 2019 году Найт обещает поднять его до 40%.
Основные принципы финансовой политики Найта - производительность (сохранение стоимости доставки при увеличении скорости, длины и надежности поездов) и контроль над ценообразованием (тарифы должны расти быстрее, чем затраты). Для обеспечения этих параметров и был создан принцип не менее 15% прибыли.
Найт также создал еще один финансовый алгоритм UP, который можно назвать "зеленый, желтый, красный". Финансовые менеджеры оценивали все новые контракты предприятия с угольными, химическими и прочими предприятиями с помощью онлайн-системы, прогнозирующей норму прибыли. Если прибыль превышает 15%, система показывает зеленый сигнал, если она равна 15% - желтый, и красный, если меньше 15%. Такие сделки UP не рассматривает.
Неудивительно, что выплаты по акциям Union Pacific весьма высоки. С начала 2005 года по конец 2014-го акционеры UP получили 746-процентную прибыль, то есть 23,8% прибыли в год. В среднем по железнодорожному рынку этот показатель составляет 20,6% в год, согласно S&P, а в целом по США - 7,7%. Капитализация компании по состоянию на 2015 год составляла 91 млрд долларов, что вместе с логистической компанией United Parcel Service (UPS) делало UP одной из двух наиболее дорогих транспортных компаний в мире.
После сокращения компания сохраняет за сотрудниками трудоустройство в виде восьми дней в месяц, оплачивает их и оставляет за ними все льготы.
Дает свои плоды и программа нынешнего главы Union Pacific Лэнса Фрица по поддержке квалификации сокращенных сотрудников. После сокращения компания сохраняет за сотрудником трудоустройство в виде восьми дней в месяц, оплачивает их и оставляет за ними все льготы. Это дает возможность компании, при необходимости, предложить работу опытным работникам, а не тратить время на обучение новых. Благодаря такой программе в 2009 году в компанию вернулись 90% ранее сокращенных сотрудников по сравнению с 33% ранее.
Несмотря на грамотный финансовый менеджмент, UP зависит от сезонных рисков. После 123 места в рейтинге "Fortune 500 2015" компания в 2017-м оказалась на 143-й ступеньке с годовым доходом в размере около 20 млрд долларов. На деятельности Union Pacific сказываются холодные зимы, из-за которых меняется картина перевозок (то газ перевешивает уголь, то уголь - газ). В планы на 2015 год Union Pacific заложила расходы на трудовые резервы и оборудование, однако год оказался разочарованием. На снижение активности в железнодорожном секторе повлияло внезапное падение цен на нефть и забастовки в портах Лос-Анджелеса и Лонг-Бич, спровоцировавшие сокращение поставок из Азии. Тогда доходы от грузоперевозок Union Pacific сократились впервые за шесть лет. Однако это падение было незначительным - доходы от грузоперевозок в 2015 году упали всего на 1% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.
Впрочем, другие отрасли, на которых держится Union Pacific, по-прежнему дают компании прибыль. Это химическое и автомобильное производство, сельское хозяйство. Десятки крупных химических компаний зарабатывают миллиарды долларов на нефтеперерабатывающих заводах на побережье Мексиканского залива, и Union Pacific продолжает получать прибыль на перевозках продукции этих предприятий. К тому же, пальма первенства в грузоперевозках в США постепенно переходит от автомобилей к поездам.
Читайте также Два банкира, инженер: Кто создал крупнейший инвестиционный фонд в сфере инфраструктуры