30 октября состоится дебют PKP Cargo на Варшавской фондовой бирже. На продажу планируется выставить пакет акций в размере 50% минус 1 акция. Ранее, 9 октября, начался сбор заявок на приобретение ценных бумаг, который продемонстрировал, что польский перевозчик является достаточно привлекательным вложением для инвесторов. По итогам листинга, стоимость акций компании составила 68 злотых за штуку, практически достигнув максимально установленной отметки (74 злотых).
Читайте также: Честь и гонор: как польский ж/д грузовой оператор идет к лидерству в Центральной Европе
Кроме того, согласно прогнозам финансовых аналитиков, в день дебюта стоимость акций перевозчика может вырасти еще на 10%. Небывалый успех способствовал тому, что дата дебюта на бирже была сдвинута на один день – с 31 на 30 октября.
Добро пожаловать Разговоры о плюсах и минусах приватизации PKP Cargo ведутся в Польше уже не первый год. В процессе подготовки к выходу на биржу руководство перевозчика изо всех сил пыталось создать имидж инвестиционно привлекательной и динамично развивающейся компании, акцентируя внимание на позитивных аспектах своего предприятия.
Прежде всего, особо отмечался тот факт, что PKP Cargo контролирует 60% грузовых перевозок в самой Польше и является вторым перевозчиком в Европейском Союзе (8,5% грузовых перевозок), уступая по объемам перевозок лишь немецкой Deutsche Bahn Schenker. Этот факт во многом способствовал возникновению ажиотажа вокруг приватизации. Так, экономический обозреватель Томаш Шьвидерек поставил выход PKP Cargo на биржу в один ряд с дебютом американского сервиса микроблогов Twitter.
Читайте также Тише едешь: как продают ж/д грузовые компании в Восточной Европе
Другим фактором, влияющим на инвестиционную привлекательность компании, является наличие у PKP Cargo сертификата независимого перевозчика в ряде стран Центральной и Западной Европы. Именно благодаря ему перевозчику удалось сохранить объемы грузоперевозок (230 – 250 млн тонн в год), несмотря на кризис 2008 года.
Третьим фактором является сумма прибыли PKP Cargo. Однако в данном случае можно отметить не только рост, но и падение (на последнее обращали внимание критики приватизации). В частности, в 2010 году прибыль перевозчика составила 32 млн злотых, в 2011 году – 412 млн злотых, а 2012 году снизилась до 268 млн злотых.
Главным опасением PKP была возможность попадания под влияние крупного иностранного игрока. Прежде всего, это относится к российской РЖД.
Причиной таких скачков является зависимость PKP Cargo от макроэкономической конъюнктуры как в самой Польше, так и в Центральной Европе. По мнению президента инвестиционного фонда Altus TFI Петра Осецкого, стоимость акций перевозчика напрямую зависит от роста/падения ВВП страны. В целом, польские аналитики называют 2013-й год достаточно удачным для выхода PKP Cargo на биржу.
Посторонним вход воспрещен В одном из интервью глава PKP Якуб Карновски заявил, что руководство группы очень серьезно подходит к приватизации своих структурных подразделений. Данный тезис подтвердился во время проходившего в октябре сбора заявок на приобретение акций PKP Cargo.
Напомним, что главным опасением менеджмента PKP была возможность попадания PKP Cargo под влияние крупного иностранного игрока. Прежде всего, это относится к российской РЖД, которая еще в 2011 году выказывала особый интерес к польскому перевозчику.
Пытаясь обезопасить PKP Cargo, руководство Польских государственных железных дорог (PKP) приняло ряд мер. Прежде всего, контрольный пакет (50% плюс 1 акция) должен быть сохранен в собственности государства, несмотря на то, что ранее именно его предлагалось выставить на продажу. Также, по словам Якуба Карновского, было решено не принимать предложений от отраслевых инвесторов, имеющих активы в железнодорожной сфере.
Именно на основе данного решения к участию в покупке акций PKP Cargo не был допущен Польский монетный двор (Mennica Polska), руководство которого предлагало приобрести почти 4,3 млн акций перевозчика (пятая часть акций, выставленных на продажу) по 70 злотых за штуку. Напомним, что главным акционером монетного двора является Збигнев Якубас, основатель и владелец финансовой группы Multico (Grupa Kapitałowa Multico), имеющей активы в железнодорожной отрасли. В частности, холдинг владеет компаниями NEWAG (производство локомотивов и подвижного состава) и FEROCO (строительство и модернизация дорог, в том числе и железных), с которыми как PKP, так и PKP Cargo сотрудничают не первый год.
Также, сама процедура сбора заявок на приобретение акций PKP Cargo содержала ряд ограничений, которые должны были обезопасить перевозчика. В целом, PKP хотела предложить 2166907 акций грузового перевозчика, но позднее количество акций было сокращено до 20926171 единиц, из них институциональным инвесторам было предложено 17326171 акций, индивидуальным – 3600000 акций. Отметим, что желание приобрести акции PKP Cargo изъявило 20 тысяч индивидуальных инвесторов и около 200 институциональных инвесторов. Также для индивидуальных инвесторов было установлено ограничение на покупку не более 244 акций. Еще одно условие касалось заграничных инвесторов, которые в общем смогут получить не более 20% выставленных на продажу акций перевозчика.
Большие надежды По предварительным оценкам, выход на биржу поможет PKP Cargo привлечь 1,4 млрд злотых, которые пойдут на погашение старых долгов. Именно этот факт является одним из важных аргументов критики со стороны противников приватизации (например, лидера оппозиционной партии "Право и справедливость" Ярослава Качинского).
Однако, в целом, приватизация, по мнению менеджмента PKP Cargo, поспособствует реализации стратегии компании, направленной на удержание достигнутых позиций в Польше и развитие бизнеса в странах ЕС. С этой целью перевозчик ищет финансирование из других источников, прежде всего, общеевропейских фондов. В частности, PKP Cargo получит 28,5 млн злотых дофинансирования для приобретения 80-футовых фитинговых платформ (92 единицы). Это, в свою очередь, позволит усилить позиции на рынке интермодальных перевозок, где доля компании составляет 65%. Стоит напомнить, что до конца года PKP Cargo планирует завершить строительство интермодального терминала на станции Познань Франово.
Другим направлением развития перевозчика является активизация сотрудничества со странами Азии, прежде всего, с Китаем. В середине октября был запущен контейнерный поезд между Варшавой и Сучжоу. Ранее, в июне этого года, был запущен контейнерный поезд между Чэнду и Лодзем. Таким образом, PKP Cargo стал одним из немногих железнодорожных перевозчиков ЕС, наладивших прямое сообщение с Китаем.
Напоследок отметим, что в ближайшем будущем руководство PKP планирует приватизировать два других подразделения – PKP Intercity (оперирует скоростными пассажирскими поездами) и PKP Energetyka (обеспечивает ж/д операторов электроэнергией). Вполне возможно, что продажа части акций PKP Cargo может стать началом новой эры в истории железных дорог Польши.