Польское правительство несколько лет подряд пытается реанимировать национального авиаперевозчика LOT. Испробованы все возможные методы: реструктуризация компании, изменение маршрутной сети и флота, сокращение расходов, закупка новых, более экономных лайнеров и т.д. Конечно, все эти меры улучшили финансовое положение авиакомпании, но главной проблемы так и не решили. Авиакомпания и дальше остается убыточной. По итогам 2015 года чистый убыток LOT достиг 250 млн злотых или 62,5 млн долларов.

На этот раз правительство решило пойти на необычный шаг – объединить LOT с одним из железнодорожных операторов Польши. Среди наиболее вероятных вариантов рассматривается объединение с PKP Intercity (оператор междугородных и скоростных поездов) и PKP Cargo (оператор грузовых ж/д перевозок). Подобная идея вызвала резонанс не только в Польше, однако правительство отказывается от официальных комментариев. Тем временем, эксперты полагают, что создание совместного предприятия на базе двух компаний, отличных за своей деятельностью, может произойти. Что думают эксперты по этому поводу.

"Объединение реально и возможно"

Михал Гробельны, заместитель главного редактора журнала Rynek Kolejowy

По моему мнению, объединение LOT и PKP реально и возможно. Такой пример существует, например, в Германии, где DB Schenker Logistics Group имеет подразделение грузовых авиаперевозок. Нет ничего необычного в том, что мы говорим об объединении транспортных услуг в рамках одной компании. Конечно, если мы примем во внимание немецкий пример, то перевозка грузов по железной дороге была основным видом деятельности компании. Позже ее бизнес был расширен, а у DB Schenker появилось предложение по перевозке грузов морем и по воздуху.

Особой процедуры для такого объединения нет. Это может усложниться, если вспомнить, что LOT является бенефициаром государственной помощи, а PKP Cargo – компанией, зарегистрированной на Варшавской фондовой бирже. Простое слияние двух компаний возможно, но для этого необходимо разрешение Европейской комиссии и акционеров. Не говоря уже о том, что это повлияет на польский транспортный рынок в целом. Тем не менее, довольно трудно представить, как объединить деятельность PKP Intercity (оператора пассажирских поездов) и LOT (пассажирского авиаперевозчика). LOT и PKP Intercity могли бы сотрудничать и предлагать комбинированные билеты, но PKP Intercity после многочисленных инвестиций в подвижной состав стал серьезным конкурентом для LOT, особенно на внутренних рейсах.

LOT закончила 2015 год с чистым убытком примерно в 250 млн злотых – даже несмотря на низкие цены на нефть и огромною государственную помощь. Итоговые результаты PKP Intercity должны быть известны до конца первого квартала 2016 года, но перевозчик, безусловно, зафиксировал убытки. Вопреки этой ситуации, PKP Cargo остается прибыльной компанией (276 млн злотых прибыли в 2014 году, 156 млн злотых прибыли в первом полугодии 2015 года).

Идея заключается в том, чтобы усилить LOT с помощью денег, заработанных железнодорожными компаниями, и чтобы создать одну, большую государственную компанию, которая может занять доминирующее положение на польском и региональном рынках. Такой шаг полностью соответствует идеологии правящей партии, которая – в теории – выступает против абсолютно свободной рыночной экономики и подчеркивает необходимость усиления государства на рынке. Примечательно, что новый председатель правления LOT Рафал Мильчарски работал раньше в железнодорожной сфере. Несколько лет назад он был одним из первых предпринимателей, который начал свой собственный бизнес, запустив частного железнодорожного грузоперевозчика. Он боролся против доминирующего положения PKP Cargo на рынке и способствовал большей либерализации польской железнодорожной сети. Во всяком случае, информация о возможном слиянии не является официальной, и обоснование остается неясным. Нет никакого официального заявления правительства, хотя PKP Cargo уже опроверг наличие каких-либо исследований или планов об объединении с LOT.

"Слишком мало общего"

Якуб Мадряс, главный редактор транспортного интернет-портала Rynek Kolejowy

Что касается деятельности LOT и PKP Cargo или PKP Intercity, то существует очень мало общих характеристик, которые в случае совместной деятельности могли бы привести к какой-либо экономии. Особенно это касается PKP Cargo, которая находится в лучшем финансовом состоянии по сравнению с PKP Intercity, и имеет мало общего с LOT Polish Airlines. Для LOT перевозка грузов не является значимой формой деятельности. Так называемая синергия, о которой часто говорят, не будет столь большой, как кажется, а управление большим совместным предприятием будет труднее. Здесь вы можете увидеть больше возможностей для сотрудничества, и не для объединения.

Не стоит забывать, что LOT получил очень много финансовой помощи от государства. Это исключает возможность дофинансирования из государственного бюджета в ближайшие годы, сам же LOT до сих пор не вышел в плюс. Самым простым решением является получение денег из других источников. На железной дороге эти деньги имеются. PKP Cargo неоднократно хвастался, что владеет свободной наличкой. PKP Intercity была докапитализирована с помощью инвестиций. Поэтому можно предположить, что слияние могло бы помочь бедному благодаря богатому.

Железнодорожные компании сейчас не в лучшем положении. В последние годы железная дорога потеряла долю рынка, как грузового, так и пассажирского. Железная дорога должна вернуть свои позиции, а не думать об экономии LOT.

"Рынок не принимает эту идею всерьез"

Войцех Дембски, аналитик Ing Securities

Это предложение, в котором я не вижу большого экономического значения. PKP Cargo в настоящее время имеет большие планы по капиталовложениям и инвестициям в подвижной состав, для реализации которых нуждается в средствах. В сочетании с LOT у PKP Cargo не будет поля для синергии. Рынок не принимает эту идею всерьез, это выглядит, как попытка спасти авиаперевозчика за счет денег PKP. В краткосрочной перспективе такие идеи могут оказать влияние на иностранных инвесторов, но сейчас вокруг PKP Cargo много неопределенности по поводу управления всей группы PKP, переговоров с профсоюзами и ситуации на рынке сырья. Поэтому политические решения такого типа существенно не влияют на оценку акций PKP Cargo.

"Я не вижу потенциала для синергии"

Михал Сопель, аналитик брокерской компании BZ WBK

Сейчас для PKP Cargo подобное слияние будет иметь огромный риск, а возможности генерировать добавленную стоимость неясны для акционеров. Я не вижу потенциала для синергии. PKP Cargo должен сосредоточиться на своих собственных инвестиционных потребностях и реорганизации, и только потом искать возможности для (новых) приобретений на железнодорожном рынке. Грузовые авиарейсы – это совершенно другая ситуация, которая требовала бы от PKP Cargo наработки новых навыков, и неизвестно, окупится ли эта инвестиция.

В подготовке статьи использованы также материалы Rynek Kolejowy и Polskie Radio.