Любителям литературы польский Хрубешув известен как родина писателя Болеслава Пруса. Однако специалистам по транспорту этот город известен по другим причинам. Сорок лет назад здесь началось строительство уникальной для Польши железной дороги – с шириной колеи 1520 мм, предназначенной для перевозки руды и серы. Через три года работы были закончены у силезского города Славкува, неподалеку Катовице. В итоге, широкая колея протянулась вглубь Польши почти на 400 км.
Сейчас магистраль Хрубешув – Славкув находится в управлении грузовой ж/д компании PKP LHS. Данный оператор занимает особую нишу, ведь другие компании не работают на линии. По количеству перевозимых грузов PKP LHS занимает пятое место (около 4% рынка), а по грузообороту – второе (более 6% рынка). Мы пообщались с директором компании Збигневом Трацихлебом и узнали, как работает PKP LHS, какие грузы возит, с кем сотрудничает и планирует ли присоединяться к Транскаспийскому коридору.
Читайте также Евроколея Варшава-Львов: что известно о проекте на полмиллиарда евро
LHS была построена в 1970-х годах для перевозки железной руды из украинских шахт на металлургический комбинат Huta Katowice. Изменилась ли миссия компании после распада Советского Союза и после преобразования в акционерное общество?
Действительно, ширококолейная линия была построена для доставки железной руды в Верхнюю Силезию. В то же время, в обратном направлении, на восток, перевозилась сера. Таким образом, железная дорога получила свое первоначальное название – Металлургическо-серная линия. Когда экспорт серы прекратился, в названии появилось прилагательное "ширококолейная". Это историческое название сохранилось и поныне.
Новая компания должна была диверсифицировать поставки, модернизировать инфраструктуру и подвижной состав для увеличения средней скорости движения поездов и пропускной способности линии. Сегодня главной задачей PKP LHS является удовлетворение потребностей и требований клиентов в сфере транспортных услуг, а также эффективное управление инфраструктурой железнодорожной линии Хрубешув – Славкув.
Какие грузы вы перевозите сейчас? Какие из них имеют наибольшую долю? Сколько грузов вы перевозите за год?
Мы перевозим различные грузы, поскольку наше предложение достаточно широко и разнообразно. Большинство поставок состоят из твердых грузов, таких как железная руда, уголь, кокс, стружка, древесина. Мы можем перевозить жидкие грузы, например, химические или газ. Мы часто перевозим генеральные грузы, например, изделия из металла, стекла, строительные материалы, и даже текстильные изделия. Существует также возможность заказать у нашей компании перевозку интермодальных контейнеров или необычных грузов, то есть крупногабаритных – сверхтяжелых или сверхдлинных. Мы также перевозим опасные грузы. Конечно, такие перевозки выполняются на специальных условиях.
В 2011 году объем грузов, который мы перевезли, впервые превысил 10 млн тонн. Из них доля железной руды равна 53%. С тех пор объем перевозок вырос, и в 2013 – 2014 годах составлял в среднем около 10,4 млн тонн.
Есть ли разница в грузопотоке в направлении Славкува и в направлении Грубешува?
В направлении Хрубешува идет экспорт, а в Славкув импорт. Мы перевозим различные грузы в обоих направлениях. Единственное отличие состоит в том, что, как я уже говорил, более 50% грузов, перевозимых в Славкув – это железная руда. Обратно, на восток, идет, в основном, кокс и уголь.
Компании из каких стран являются вашими основным клиентами?
Большинство импортеров – это, естественно, польские компании. Экспортируемые товары идут, в первую очередь, в Украину и страны Содружества Независимых Государств. Соответственно экспортеры из этих государств.
Как вы оцениваете идею создания нового транзитного коридора между украинскими портами и украино-польской границей?
Эта идея очень интересна. Транзитный коридор между украинскими портами и польско-украинской границы может быть частью так называемого Нового Шелкового пути в Китай. Также нам интересен Транскаспийский маршрут из Казахстана в Украину через Азербайджан и Грузию. Участие PKP LHS в этом проекте может расширить возможности для польских экспортеров на новых рынках, например, в Китае и Иране.
В компании "АрселорМиттал Кривой Рог" сообщили ЦТС о том, что они заинтересованы в перевозке грузов от портов Одесского региона к своим предприятиям в Европе. Проводили ли вы переговоры с украинскими компаниями или чиновниками о перспективах этого коридора? Или, возможно, с компаниями из других стран?
Мы ведем переговоры с потенциальными партнерами в Украине. Мы преследуем две цели: расширить круг наших клиентов, а с другой стороны – расширить диапазон движения. Тем не менее, пока мы не согласовали детали, я не могу сообщить о результатах этих переговоров.
Рассматриваете ли вы возможность запуска пассажирского сообщения на линии? Станция Олкуш находится посередине между аэропортами Катовице и Краков, поэтому она может быть хабом для украинских пассажиров или для польских пассажиров из восточных регионов?
На данный момент нет таких планов, в связи с тем, что линия Хрубешув – Славкув и подвижной состав PKP LHS приспособлены исключительно для грузовых перевозок.
Линия была открыта в 1979 году, акционерное общество создано в 2000 году. Обновляли вы подвижной состав? Покупали ли вы новые локомотивы?
Компания PKP LHS совместно с Институтом железнодорожного транспорта Краковского технологического университета еще в 2006 году разработала свою стратегию по обновлению парка локомотивов. Как и с инфраструктурой, утвержденные положения реализовывались постепенно. Вначале компания имела 60 рабочих дизельных локомотивов, в том числе 50 локомотивов ST44, 8 маневровых локомотивов SM48 и два маневровых локомотива для колеи 1435 мм. В настоящее время PKP LHS владеет 77 локомотивами, в том числе 61 локомотивом для широкой колеи.
Большинство поездов была полностью модернизирована в 2007 – 2011 годах. Компания с помощью Pesa Bydgoszcz и Newag осуществила самую большую программу по модернизации. В общей сложности, было модернизировано 49 локомотивов. Последней крупной инвестицией была покупка пяти маневровых локомотивов SM48, модернизированных до типа Newag 16D.
Из-за стоимости мы предпочитаем модернизацию локомотивов. Следует отметить, что очень часто это глубокая модернизация, включающая замену двигателей, топливных баков и других частей. Во многих случаях модернизация также включала замену кабины машиниста на новую, вместе с установкой нового оборудования и монтажом элементов для повышения комфорта машинистов, например, кондиционеров.