01

Кто "драйвит" законопроект?

Разработку текущей редакции проекта закона "О концессиях" инициировало правительство Владимира Гройсмана летом 2016 года. На тендере ЕБРР была выбрана команда консультантов по подготовке текста, которую возглавила международная юридическая компания Hogan Lovells. Также участие в подготовке принимали МИУ, Министерство экономического развития и Проектный офис по развитию государственно-частного партнерства SPILNO, финансируемый зарубежными донорами.

Законопроект поддержали крупнейшие бизнес-ассоциации - АСС и ЕБА, но указали не необходимость серьезных доработок по земельным вопросам, фиксированной плате концессионера, защите прав инвестора и прозрачности конкурса.

На необходимости принятия законопроекта настаивали президент Петр Порошенко, премьер Владимир Гройсман, министр инфраструктуры Владимир Омелян, замминистра экономики Максим Нефьодов, глава Офиса Национального инвестиционного совета Юлия Ковалив. Также законопроект публично поддержали ряд операторов портового бизнеса, в частности, компания Risoil S.A., принадлежащая Шоте Хаджишвили.

В апреле 2018 года Верховная Рада проголосовала за проект закона в первом чтении. За законопроект свои голоса отдали 240 депутатов и только 4 были против. 

Читайте также Что с законом о концессии? - интервью с соавтором законопроекта

02

Что будет с текущими концессионными конкурсами?

О запуске концессионных проектов в портах впервые заговорили в 2015 году, когда Министерство инфраструктуры возглавлял Андрей Пивоварский. Именно тогда в качестве пилотных проектов были определены госстивидоры в портах Херсон и Ольвия, а также паромная переправа в порту Ильичевска (теперь Черноморск).

Спустя почти три года работы проекты выходят на финишную прямую - в начале марта в Николаеве состоялось первое заседание конкурсной комиссии по пилотным проектам. Руководитель Проектного офиса SPILNO Тарас Бойчук уточнил, что комиссии по двум проектам намерены работать до конца апреля, дальше будет публикация о начале конкурсов и прием заявок. Пул претендентов станет известен только летом, когда закончится прием заявок. Текущие пилотные проекты еще на стадии разработки сразу учитывали два сценария - с учетом принятия нового закона "О концессиях" и с учетом действующих законодательных норм. При этом, в профильном министерстве подчеркивали, что ничто не мешает реализовать пилотные проекты по текущему законодательству. "К нему есть некоторые вопросы, но это не остановит концессию", - отмечал ранее Тарас Бойчук.

Так, например, Ассоциация стивидоров Одесского порта обратилась с письмом в комитет ВРУ по вопросам экономической политики с требованием сохранить внеконкурсный переход из аренды в концессию. 

В целом же, в Кабмине рассчитывают, что реализация этих концессионных проектов должна принести около 85 млрд грн бюджетных поступлений. 

Читайте также Претенденты на Ольвию и Херсон: Что думают инвесторы о ТЭО пилотных концессионных проектов

03

Кто следующий на очереди?

Вслед за пилотными проектами в Херсоне и Ольвии на очереди уже есть другие государственные порты. Еще год назад министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил, что после принятия нового закона все государственные порты будут переданы в концессию. "У нас была долгая дискуссия: приватизация, концессия, аренда…  По итогам этой дискуссии мы выходим на формат концессии", - отмечал министр.

Судя по всему, следующим после Херсона и Ольвии могут стать активы в морском порту Черноморска. Уже в этом году должно быть закончено ТЭО для концессии паромного комплекса ГП МТП Черноморск, что открывает перспективы для начала конкурсных процедур уже в этом году. Также потенциальным объектом концессии в этом порту являются причалы №1-6, интерес к которым проявляла компания Hutchison Ports. Изначально изучался вариант аренды активов ГП, но переговоры так и не были завершены - по неофициальной информации, условия платы за аренду оказались настолько неприемлемыми для китайской компании, что в Hutchison решили подождать принятия нового закона о концессиях, и затем выходить с окончательным решеним.

Еще один потенциальный объект - ГП МТП Южный. В сентябре прошлого года МИУ уже одобрило пре-ТЭО проекта концессии морского торгового порта Южный, однако утвержден документ пока не был. По словам советника министра инфраструктуры Александры Клитиной, курирующей этот проект в МИУ, предварительно рассматриваются несколько сценариев для инвестора, который должен будет вложить в предприятие сумму от 100 млн долларов. Впереди еще разработка технико-экономического обоснования, и практика пилотных проектов показывает, что это займет не менее двух лет, а учитывая, что ТЭО для Южного сложнее, чем для Херсона и Ольвии, полноценный запуск концессии возможен на ранее 2021-2022 года.

Читайте также Кому выгодны темные времена невежества?

04

Недовольные есть?

В блокировании концессионных конкурсов заинтересовано сразу несколько сторон. Традиционно, менеджмент государственных стивидорных компаний, стремится к сохранению контроля над активами, финансовыми потоками, заработку на денежных потоках при закупках услуг, материалов и оборудования госпредприятий; противится приходу инвестора в любом формате, в том числе и концессионера.

В усилении конкуренции в портах не заинтересованы и частные стивидоры, успешно наращивающие перевалку в портах за счет неэффективности государственных терминалов. В случае прихода концессионера со своей грузовой базой, способного инвестировать в модернизацию активов, прибыльность работы частников резко уменьшится из-за потери груза, который до этого переваливали на их мощностях. Еще один проблемный момент для частных стивидоров - переход аренды в концессию. 

Против концессии открыто выступают профсоюзы и трудовые коллективы госпредприятий, опасающиеся за свои зарплаты и социальные гарантии. Ведь и действующее и новое законодательство не гарантирует сохранение рабочих мест и условий коллективных договоров - по этим вопросам предстоит договариваться с концессионером. В частности, профсоюзный лидер ГП МТП Черноморск Сергей Брызгалов назвал законопроект асоциальным и античеловечным, поскольку в ходе его разработки авторы не учли ни единого мнения профсоюзов тех предприятий, которые планируются первыми передаваться в концессию.

Из владельцев крупного бизнеса против закона о концессии выступал Констатин Жеваго, считая приватизацию более перспективным вариантом изменения статуса государственных портовых активов. Также против закона публично выступает Андрей Вадатурский, голосовавший против принятия законопроекта в первом чтении.

05

Каким отраслям интересна концессия?


Участие частного бизнеса в развитии различных секторов экономики через концессию - это распространенная практика для многих стран. Ранее председатель Офиса Национального инвестиционного совета Юлия Ковалив отмечала, что треть всего объема инвестиций, приходящих сейчас на рынки развивающихся стран, направлены в проекты государственно-частного партнерства. "Украина должна учитывать этот тренд и начать пользоваться инструментом ГЧП для привлечения инвестиций и развития экономики", - считает она.

Благодаря новому законопроекту проекты ГЧП станут возможны в сфере дорожного строительства, коммунального хозяйства, здравоохранения и других секторах. К примеру, принятия закона очень ждут в Минздраве, поскольку там намерены реализовать первых три пилотных проекта в медицинской сфере.

Обсуждались варианты концессии в лесном хозяйстве - интерес к 5 лесхозам проявляла австрийская компания Holzindustrie Schweighofer, крупнейший в Европе заготовитель леса. Соответствующие переговоры проводились с Госагентством лесных ресурсов Украины.

На железной дороге планируют использовать концессию для привлечения инвесторов в развитие вокзальных комплексов - первыми "пилотами", скорее всего, станут вокзалы Хмельницкого и Николаева.

Также в Министерстве инфраструктуры готовятся и к концессии аэропортов Борисполя и Львова, думают к этому привлекать и региональные аэропорты поменьше. По словам Владимира Омеляна, это будет "пакетное предложение" - один государственный аэропорт и несколько коммунальных. В числе возможных концессионеров - международные компании, в частности, о своем интересе к концессии Борисполя ранее заявляла японская Mitsubishi Corporation. По подсчетам Юлии Ковалив, концессия только одного аэропорта Борисполь может потенциально принести государству около 2,5 миллиардов евро в виде инвестиций и налоговых поступлений.

Читайте также Государственно-частное партнерство в сфере инфраструктуры: Как в Украине применить мировой опыт

06

Что говорят депутаты и власть…

Последнее заседание по доработке законопроекта "О концессиях" состоялось в середине марта, когда в Комитете по экономической политике обсуждались вопросы землепользования и другие спорные моменты по процедуре концессии.

В конце апреля законопроект снова рассмотрят в профильном комитете Верховной Рады. Юрий Гусев, советник министра инфраструктуры Украины, уверен, что главное - пройти комитет - в сессионном зале большинство его поддержит.

Вместе с тем депутат от "Народного фронта" Игорь Васюнык отмечает, что сразу после первого тура выборов законопроект вряд ли будет принят. "Я думаю, что до второго тура, в связи с политическими дебатами Верховной Рады, такие законы приняты не будут", - отметил он в комментарии ЦТС. По словам нардепа, можно рассчитывать на то, что законопроект будет рассмотрен парламентом еще до конца этой сессии, при этом шансы на его принятие достаточно высоки.

На принятие закона рассчитывает и министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян. "Надеемся, что в ближайшее время Верховная Рада примет новый закон во втором чтении и в целом, поскольку он крайне необходим для экономики Украины и впитал в себя лучшие иностранные практики", -  резюмировал он.

24 апреля должно состояться заседание профильного комитета Верховной Рады, на котором вновь должны рассмотреть проект закона, и решить, отправлять ли его в зал на голосование во втором чтении или же - на доработку. Во втором случае, по сути, "законсервировав" действующую модель управления портовыми ГП, которая приводит к их упадку, махинациям с финансовыми потоками и закупками, отсутствием качественного обновления основных фондов и как следствие неизбежной потере грузопотоков в пользу частных терминалов.

Читайте также С новым законом будет быстрее: Концессионные пилотные проекты в портах набирают обороты