Почти год назад начал работать офис SPILNO. Он был создан на платформе организации EasyBusiness при поддержке Western NIS Enterprise Fund, сотрудничает с Мировым банком, EБРР, IFC и занимается разработкой пилотных концессионных проектов в инфраструктуре – порт Херсон, Ольвия и Черноморская переправа. Мы встретились с руководителем офиса Юрием Гусевым, чтобы узнать, на каком этапе находятся концессионные проекты и есть ли уже потенциальные инвесторы.
Еще в прошлом году офис презентовал сроки реализации проектов. Есть ли у вас отставание по графику?
Мы отстаем примерно на 4,5 месяца от тех сроков, которые были в наших предварительных расчетах. Оказалось очень сложным согласование процедурных моментов по подписанию и структурированию договоров для разработки ТЭО. То что мы делаем - мы делаем впервые в законодательном поле Украины, которое не предусматривает, например, активное привлечение МФО к разработке проектов государственно-частного партнерства.
На каком этапе сейчас концессионные проекты?
После успешного завершения предварительного ТЭО по трем пилотным концессионным проектам (порт Херсон, порт Ольвия, Черноморская паромная переправа), которое разрабатывалось международными консультантами и было профинансировано Мировым банком и ЕБРР, мы приступили к переговорам с ЕБРР на предмет выделения дополнительных средств на полноценную разработку ТЭО и помощь Министерству инфраструктуры Украины (МИУ) в подготовке открытого международного конкурса.
ЕБРР вместе с Global Infrastructure Facility (это часть Мирового банка по глобальной инфраструктуре) подтвердил готовность поддержать Украину и помочь МИУ. Более того, ЕБРР и GIF взяли на себя обязательства, что, если конкурс не состоится по причине того, что ни одна из компаний не будет заинтерисована в концессии, то эти риски будут полностью на стороне GIF и ЕБРР.
Когда будут выделены эти деньги?
ЕБРР предложил МИУ подписать соответствующий договор, но поскольку это хозяйственный договор, а у МИУ не предусмотрены соответствующие полномочия, то министр не может подписывать такой документ. После нескольких раундов переговоров было предложено изложить политическую волю на реализацию проектов в форме письма от министра инфраструктуры Владимира Омеляна к ЕБРР, а непосредственно сам договор на разарботку ТЭО и подготовку конкурса будет подписан между ЕБРР и АМПУ. Поскольку именно АМПУ отвечает за реализацию стратегии развития портовой отрасли Украины и является госпредприятием, т.е. хозяйствующим субъектом с полномочиями на подписание международных хозяйственных договоров. Проекты документов отработаны, идут финальные согласования. Мы ожидаем, что договор будет подписан до конца этого года.
Кто будет заниматься разработкой ТЭО?
Мы решили привлечь IFC, поскольку у них, как части Мирового банка, есть успешный опыт реализации таких проектов по всему миру в разных, в том числе развивающихся, странах. 14 ноября 2017 года министр инфраструктуры и IFC подписали меморандум о сотрудничестве для развития государственно-частного партнерства в инфраструктуре. Это важный для Украины и МИУ документ. IFC готовы выделить часть денег в виде гранта для того, чтобы помогать нашему офису в институциональном развитии и обучении, а также незамедлительно начать работу над первым этапом разработки ТЭО еще до того, как будет подписан соответствующий договор АМПУ с ЕБРР, и ЕБРР отберет консультанта для разработки ТЭО.
Когда будут объявлены конкурсы?
По нашим оценкам разработка ТЭО будет длиться от 6 до 8 месяцев, с учетом того, что много работы уже сделано на этапе предварительного ТЭО. Пройдя все необходимые процедуры по Закону о государственно-частном партнерстве, осенью 2018 года мы сможем объявить конкурс на привлечение партнера в первые пилотные концессионные проекты портовой инфраструры. Очень важно, что ЕБРР и IFC будут помогать нам не только в расчетах и структурировании ТЭО и бизнес модели, а также в поиске потенциально заинтересованных инвесторов по всему миру.
Разработка ТЭО будет длиться от 6 до 8 месяцев.
Если учитывать мировую практику, сколько длится подготовка таких проектов?
Международные партнеры говорят, что подготовка таких проектов в развивающихся странах длится около трех лет. Конечно же, у нас на начальном этапе был оптимизм, что мы сможем сократить сроки до года-полтора. Сейчас мы понимаем, что это будет около двух лет. Важно качественно подготовить эти проекты для того, чтобы это было успехом для Украины и транспортной инфраструры, а не было расценено МФО и инвесторами как скрытая приватизация или перераспределение активов внутри страны, что мы все наблюдали в 90-е годы.
Есть ли уже заинтересованные инвесторы?
На сегодня у офиса уже есть семь писем от потенциальных инвесторов, которые заинтересованы в пилотных проектах. Это и международные, и украинские компании. Работа продолжается, мы благодарим и украинские, и иностранные компании за интерес к нашим проектам. Некоторые компании активно коммуницируют с МИУ и даже предлагают свои расчеты ТЭО. Мы видим возрастающий интерес у профильных и непрофильных инвесторов, которые ждут детальных расчетов и конкурса, уже сейчас обсуждая наши проекты в своих главных офисах. При этом мы уверены, что заинтересованность со стороны международных и транснациональных компаний будет больше после того, как с ними будут говорить те международные организации, которые являются для них партнерами по всему миру. Именно поэтому на этапе разработки ТЭО мы привлекаем и сотрудничаем с МФО.
На сегодня у офиса уже есть семь писем от потенциальных инвесторов, которые заинтересованы в пилотных проектах.
Наша задача - провести открытый и честный конкурс и для нас важно, чтобы выиграла компания, которая покажет готовность инвестировать не только деньги, но и технологии, компания, которая будет привлекать грузы и сделает работу портов более эффективной. Мы ожидаем, что только прямые инвестиции в эти три порта составят около 400 млн. долл., но важнее то, что успешная реализация пилотных концессионных проектов позволит исспользовать принципиально другой тип управления транспортной инфраструктурой и продемонстрирует четкий путь, как в другие инфраструктурные проекты можно привлекать инвестиции и технологии по механизму государственно-частного партнерства.
Сейчас ЕБРР разрабатывает новый закон о концессии. Насколько ваши проекты зависят от этого документа?
В конце прошлого года, когда мы увидели неопределенность с новым законом о концессии, мы приняли решение двигаться по действующему закону о государственно-частном партнерстве. В то же время, эксперты нашего офиса принимают активное участие в разработке нового закона про концессию, более того, все те элементы, которые мы увидели при разработке предварительного ТЭО и видим в переговорах с партнерами - мы передаем международным консультантам в виде предложений в новый Закон.
Мы очень ждем новый закон о концессии, разработку которого инициировало Министерство инфраструктуры в 2015 году. Проект уже готов и в начале осень он был презентован для экспертов и бизнеса. Новый закон о концессии позволит сократить сроки отработки и согласования концессионных проектов и, мы надеемся, что до конца года он будет зарегистрирован в ВР, а его принятие прогнозируется на первое полугодие 2018 г. Это позволит нам реализовать проекты уже по новому закону, хотя мы готовы к любому варианту и разрабатываем ТЭО с учетом и действующего, и перспективного законодательстваа также мировых практик и международных стандартов.
Читайте также О концессии в портах из первых уст: Что говорят менеджеры проектов