Транспортный рынок уже давно ждет новый закон о концессии. Четыре существующих закона в этой сфере правового регулирования давно устарели и не соответствуют духу времени и требованиям развития отечественной инфраструктуры. Сейчас ведется разработка нового законопроекта, который должен удовлетворить интересы бизнеса и государства, и гармонировать со всем остальным законодательством Украины.
Летом прошлого года Европейский банк реконструкции и развития объявил тендер по поиску консалтинговой компании, которая возьмется помочь Министерству экономики и торговли Украины разработать законопроект о государственно-частном партнерстве и концессии.
На каком этапе сейчас находится разработка документа, осведомлен ли о его содержании бизнес и, когда проект закона будет направлен в парламент?
ЦТС поговорил об этом с Александром Долговым - одним из разработчиков законопроекта, партнером юридической компании Hogan Lovells, победившей в тендере ЕБРР.
На какой стадии сейчас находится законопроект о концессии?
Проект закона уже разработан, сейчас находится на стадии обсуждения с профильными министерствами и участниками нашей рабочей группы, в частности, на данный момент аккумулированы комментарии, полученные от Министерства инфраструктуры. Сводит их сейчас МЭРТ. Они направят это нам, как координаторам проекта, на украинском языке. Мы после этого подготовим перевод на английский язык для наших международных экспертов, участников рабочей группы и представителей ЕБРР. И уже после этого, надеемся, что уже подготовим согласованный сводный текст, который будет вынесен на более широкое публичное обсуждение. Планируем, что это произойдет в течение 2-3 недель, в крайнем случае - месяца.
Обсуждался ли уже законопроект с бизнесом?
Я бы сказал, что широко с бизнесом не обсуждался. Но я думаю, что ЕБРР тоже можно отнести к представителям бизнес-сообщества - они аккумулируют и выражают, прежде всего, интересы бизнес-сообщества и они, как один из инициаторов этого проекта, пытаются очень четко эти интересы отстаивать. Но, конечно, обсуждение будет более широким, просто выносить на более широкое обсуждение хочется уже более менее согласованный текст, хотя бы внутри рабочей группы.
Какая общая концепция законопроекта?
Вкратце, мы считаем, что этот закон должен быть, во-первых, единым с той точки зрения, что не должно быть других нормативно-правовых актов, которые бы регулировали концессию, то есть остальные законы будут отменены и появится один закон, который будет регулировать все отношения в сфере концессии. Мы считаем, что законопроект должен быть достаточно гибким, соответствовать международным стандартам, а также учитывать всю локальную специфику, чтобы не оставаться просто законом на бумаге, а найти свое практическое применение.
Мы надеемся, что закон не будет большой, потому что по практике, чем больше закон, тем менее гибким он является. К сожалению, это неизбежно, потому что, чем больше норм, тем более императивными они становятся. Мы надеемся, что это будет достаточно компактный нормативно-правовой акт.
Когда рассчитываете на его принятие?
Это еще более сложный вопрос. Естественно, сейчас мы рассчитываем на осеннюю сессию. Насколько это реально - покажет только время.
Предположим, что законопроект будет принят до конца года. Когда возможна реализация первых концессионных проектов и в какой из сфер будут эти проекты?
По примеру других стран мы видим, что проекты начинают структурироваться уже на той стадии, когда законопроект проходит чтения в парламенте, поэтому мы считаем, что первые проекты могут появиться достаточно быстро после принятия закона. Пока мы видим для себя в первую очередь портовую сферу, как генератор портовых проектов. Мы ожидали, что будет пилотный проект в сфере автомобильных дорог, но, к сожалению, я не знаю планов по реализации проект в дорожной отрасли.
Читайте также О концессии в портах из первых уст: Что говорят менеджеры проектов