Ассоциация "Стивидорных компаний Одесского морского порта" обратилась к председателю комитета ВРУ по вопросам экономической политики Андрею Иванчуку относительно доработки отдельных положений проекта закона "О концессиях" №8125 при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Как пишет ЦТС, согласно письму за подписью почетного президента Ассоциации Юрия Губанкова, стивидоры Одесского порта в целом поддерживают необходимость принятия данного закона и считают его очень важным для развития портовой отрасли Украины и привлечения инвестиций в ее модернизацию.
Вместе с тем портовики обращают внимание законодателей на то, что в последней редакции законопроекта есть ряд позиций, которые необходимо усовершенствовать.
Так, одним из важных моментов является урегулирование отношений с действующими арендаторами портовых активов: из последней редакции исключены все положения, предусматривавшие механизм внеконкурсного заключения договоров концессии с арендаторами государственного имущества по существующим договорам аренды. Вместе с тем, на сегодня значительная часть частных портовых операторов и инвесторов осуществляют свою деятельность в украинских портах именно на основании договоров аренды. Также значительная часть масштабных инвестпроектов в портах Николаев, Одесса, Черноморск были реализованы на основании арендных договоров, что обусловлено тем, что на протяжение последних лет отечественное законодательство не позволяло использовать иные правовые инструменты инвестирования в объекты портовой инфраструктуры.
В Ассоциации также отмечают, что, если для перехода с аренды на концессию таким инвесторам придется принимать участие в конкурсе по отбору концессионера на общих основаниях, то это создаст для них значительный риск потери контроля над портовыми активами, которыми они оперируют и в которые ранее ими были инвестированы значительные средства. Поэтому портовики требуют у парламентариев вернуть в текст законопроекта положения о внеконкурсном переходе из аренды в концессию.
Другим спорным моментом документа является вопрос оценки влияния концессионных проектов на экологию. Так, в тексте законопроекта предлагается оценку влияния проекта на окружающую среду делать концессионеру после подписания концессионного договора. Однако такой подход, по мнению стивидоров Одесского порта, накладывает на концессионера значительные риски того, что после заключения договора реализация проекта окажется невозможной, так как выяснится, что он несет значительное негативное влияние на окружающую природную среду. Поэтому обязательство по экологической оценке предлагается возложить на концессиедателя или балансодержателя объекта концессии до момента объявления концессионного конкурса.
В переходных положениях законопроекта предусматривается, что одним из оснований для прекращения права пользования землей является предоставление государственного или коммунального имущества в концессию. Портовики считают необходимым уточнить, что речь здесь идет о прекращении права пользования землей именно государственных или коммунальных предприятий, чтобы избежать риска прекращения права аренды земли частными лицами.
Также, по мнению компаний-членов Ассоциации, предложенные изменения в закон "О морских портах Украины" не согласовываются между собой. В частности, возможность передачи в концессию или ГЧП объектов стратегической инфраструктуры ограничивается наличием одного или двух портовых операторов, которые пользуются этой инфраструктурой. При этом нет четких критериев, описывающих, что считается в понимании этого закона "обеспечением деятельности" со стороны упомянутых операторов. Кроме того, законопроектом предусматривается возможность передачи причалов, пирсов, ж/д и автомобильных подъездных путей, линий связи и т.д. вместе с подъемно-транспортным и прочим оборудованием, которое прилегает к таким объектам. В случае отсутствия такого оборудования, такие объекты передаются при условии передачи земельного участка, который прилегает к ним и является достаточным для реализации проекта. Как считают в Ассоциации, такая норма является непонятной и неоднозначной, поскольку причал с краном вряд ли может быть объектом какого-либо концессионного проекта без наличия суперструктуры. Поэтому более логичной выглядит возможность передачи объектов стратегической инфраструктуры в концессию в составе единых имущественных комплексов.
Эти и другие замечания Ассоциация "Стивидорных компаний Одесского морского порта" просит доработать до рассмотрения проекта закона №8125 во втором чтении, которое должно состояться уже в текущем месяце.
Ассоциация "Стивидорных компаний Одесского морского порта" объединяет основных портовых операторов, работающих в Одесском порту. Среди них такие компании, как ДП "КТО", "Бруклин-Киев", "Бруклин-Киев Порт", "Новолог", "Новотех-терминал", "Олимпекс Купе Интернейшнл", "Металзюйкрайн Корп Лтд" и "Приста-Ойл". По данным Ассоциации, суммарное количество сотрудников компаний-членов составляет около 3 тысяч человек, суммарный объем инвестиций, вложенных за все время работы в развитие инфраструктуры Одесского порта - около 3,5 миллиардов гривен.
Как писал ЦТС, 3 апреля 2018 года в первом чтении за законопроект свои голоса отдали 240 народных депутатов.