Украинским экспортерам интересна доставка грузов на контейнерном поезде "Нового Шелкового пути", пилотный запуск которого состоялся 15 января по маршруту Украина-Грузия-Азербайджан-Казахстан-Китай. Однако проект нуждается в ряде доработок, считает академик Транспортной академии Украины Михаил Постан, передает Интерфакс-Украина.

Речь идет об отправителях продукции пищевой промышленности, металлов и других грузов, которые с помощью нового поезда могут попадать в Азербайджан, Казахстан, Туркмению, Таджикистан, Узбекистан, Киргизию, Монголию.

Постан отмечает, что для того чтобы транзит грузов по коридору ТРАСЕКА (Европа - Центральная Азия) стал выгоден грузовладельцам, необходимо в первую очередь добиться четкой координации работы железных дорог всех транзитных государств, а также согласовать специальные дисконтные тарифы на перевозку грузов железными дорогами.

Читайте также Польша ищет новые транзитные пути для доставки товаров в Узбекистан

Ранее в рамках проекта ТРАСЕКА был выявлен ряд негативных факторов, препятствующих успешному развитию проекта. По словам Постана, с учетом даже минимальных экономически обоснованных тарифов всех стран-участниц транспортного процесса (Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан) ставки "существенно выше", чем железнодорожный маршрут через территорию России. Правда, сейчас перевозки в обход России обрели дополнительное значение в связи с геополитическим кризисом.

"Сложно судить, насколько экономически обоснован данный проект. В настоящее время нет опубликованных тарифов, расписания, нет информации об операторе, транспортной документации. К тому же непонятно, почему первый поезд был отправлен из Ильичевска с порожними контейнерами, с какой целью маршрут проходит через болгарский порт Варна вместо прямого рейса Ильичевск-Батуми/Поти?", - отметил эксперт.

Читайте также Через моря и пустыни: как запускали первый поезд в обход России

По словам Постана, не совсем понятно, почему приоритет отдан именно перевозкам контейнеров в Китай на железнодорожных платформах, так как данная технология перевозок в один ярус является весьма затратной и, по мнению эксперта, не сможет конкурировать с морским маршрутом через Суэцкий канал. "Для сравнения, аналогичный по протяженности контейнерный маршрут между Западным и Восточным побережем США обслуживают железнодорожные контейнерные платформы с двумя ярусами контейнеров. В парке "Укрзализныци" таких платформ, к сожалению, пока нет", - констатирует эксперт.

Перевозки в сторону Китая Постан считает, в принципе, перспективными для определенных групп товаров, но этот маршрут требует существенно более детальной проработки. К числу основных проблем, которые необходимо решить для успешной работы коридора, эксперт относит: создание стабильных грузовых баз в виде накопительных логистических центров не только на конечных пунктах коридора, но и в его промежуточных пунктах в прямом и обратном направлениях; обеспечение сохранности груза в условиях нестабильной социально-политической ситуации в некоторых среднеазиатских странах; обеспечение надежности графиков движения поездов, в частности, решения вопросов с быстрым пересечением границ стран, через которые маршрутный поезд проходит; создание системы гибких конкурентоспособных перевозочных тарифов.