Оборот грузовых вагонов на сети "Укрзализныци" в январе 2022 года составил 8,99 суток, что несколько меньше, чем в декабре 2021 года, когда этот показатель составлял 9,24 суток, но значительно больше января прошлого года, когда оборот был на уровне 7,16 суток. Таким образом, данный показатель ухудшился в соотношении к аналогичному периоду 2021 года.

Как пишет ЦТС, об этом свидетельствуют данные проекта мониторинга динамики оборота грузовых вагонов и вагоноотгрузок в системе ж/д транспорта Украины "Железнодорожный счетчик".

Что касается полувагонов, самого массового типа грузовых вагонов в Украине, то в январе текущего года их оборот составлял в среднем 7,67 суток. Для сравнения, в декабре и январе 2021 года этот показатель был равен соответственно 7,81 и 6,21 суток.

С оборотом вагонов-зерновозов ситуация на данный момент также выглядит не лучшим образом. Так, 10 февраля, в ходе онлайн-совещания УЗ с участниками рынка зерновых перевозок была озвучена информация, что в январе оборот общего парка зерновозов составлял 11,5 суток, "Укрзализныци" - 13,3 суток, в феврале эти показатели составляют соответственно 11,6 и 12,8 суток.

"Оборот увеличился по причине ухудшения технического состояния тягового подвижного состава, большого процента заболевания работников ж/д (локомотивных бригад), введения ограничения доступа не вакцинированных работников, холода, скопления смерзшихся грузов - строительных и угля. Следствием этого стало неритмичное движение и скопление грузов перед портами", - прокомментировали ситуацию в компании "ТЭП Вертикаль". Там же привели сравнительные данные по обороту с одной из станций в Винницкой области в направлении одесских портов: если в январе 2021 года оборот составлял 13,28 суток, то в январе 2022-го - 20,81.

В холдинге "Метинвест" констатируют увеличение оборота полувагонов и среди возможных причин называют тоже дефицит достаточного количества локомотивов в работе из-за отсутствия локомотивных бригад (больничные, отстраненные из-за не вакцинации), погодные условия, неудовлетворительную выгрузку в портах.

"Если говорить о цифрах, то мы наблюдаем небольшой рост оборота вагонов в январе этого года. Важно понять другое - что сейчас оказывает влияние на оборот? Если анализировать ситуацию, то видно превышение среднесуточного объема погрузки в январе 2022 года (на 1 тыс. вагонов в сутки) по отношению к аналогичному периоду в январе 2021 года, что в целом увеличило напряженность на путях общего пользования", - рассказали ЦТС в "Лемтранс".

На упомянутой выше онлайн-встрече представитель УЗ также проинформировал, что сейчас имеет место сложная ситуация с движением в припортовой зоне Одесской ж/д в связи с очень большим грузопотоком, превышающим почти на 60% грузопоток аналогичного периода прошлого года. Еще одной причиной скопления грузов и вагонов также названа нехватка тягового подвижного состава и локомотивных бригад. Прогнозируется, что такая ситуация может сохраниться до марта.

Со своей стороны, в "Лемтранс" обратили внимание еще на одну проблему, ведущую к задержкам вагонов в том числе в припортовой зоне: "Сегодня необходимо также уделить внимание инфраструктуре многих промышленных предприятий и портов, включая факт грейферной выгрузки вагонов. Данные говорят о том, что на площадках, оснащенных преимущественно грейферами, простои больше, чем на площадках, оснащенных современной погрузочной техникой".

Также в компании отметили неравномерное смещение грузопотоков, помимо одесских портов, в направлении западных погранпереходов, в особенности - Ужгорода и Чопа.

По информации ЦТС, если по Ужгороду и Чопу среднесуточный поток вагонов в январе текущего года превышал нормативный показатель, то по Изову и Мостиске среднесуточный фактический поток вагонов в январе 2022 года был значительно ниже нормативного.

Возвращаясь к вопросу увеличения среднесуточной погрузки по сети УЗ, как фактору, повлиявшему на рост оборота, стоит отметить, что действительно в январе 2022 года количество вагонопогрузок всего парка ПС составляло 333 985 против 291 711 в январе 2021 года. Вместе с тем, январский показатель этого года оказался ниже декабря 2021 года, когда вагонопогрузок было 351 821.

Напомним, ранее сегодня сообщалось, что на сети "Укрзализныци" по состоянию на утро 10 февраля было зафиксировано 94 грузовых поезда в статусе брошенных.

Читайте также Сбавили оборот: К чему ведет снижение скорости движения вагонов на сети УЗ