Для "Укрзализныци" изношенные локомотивы являются гораздо большей проблемой, чем старые вагоны, поэтому инвестировать нужно, прежде всего, в обновление тяги, заявил президент ассоциации "Укрметаллургпром" Александр Каленков.
Об этом пишет ЦТС со ссылкой на Цензор.
По словам эксперта, большинство локомотивов в "Укрзализныце" старые, что сказывается на качестве железнодорожных перевозок. Поэтому вопрос обновления парка локомотивов должен быть, по его мнению, первоочередным.
"Гораздо большая проблема - локомотивы: их у УЗ новых почти нет. Парк на 95% состоит из локомотивов, которые нуждаются в серьезных капитальных ремонтах", - отметил Каленков.
По его мнению, отечественные вагоноремонтные заводы могли бы сменить профиль и заняться ремонтом локомотивов, поскольку сейчас их ремонтируют в основном за пределами страны.
Что касается инициативы Мининфраструктуры по обновлению вагонов, то Каленков считает, что этот вопрос сейчас менее актуален, а намерение списывать вагоны из-за срока их эксплуатации назвал спорным. Он подчеркнул: важно техническое состояние вагона, а не его возраст.
"В Европе нет такого понятия, как "нормативный срок службы вагонов": вагон ездит до тех пор, пока соответствующие службы допускают его к рельсам", - добавил президент ассоциации "Укрметаллургпром" .
Ранее МИУ опубликовало проект приказа "Об утверждении Порядка установления запрета эксплуатации грузовых вагонов на железнодорожном транспорте". Проектом акта определяется механизм запрета эксплуатации грузовых вагонов и вводится ограничение срока службы определенных типов вагонов, в том числе полувагонов и зерновозов, а именно не более чем на полуторный назначенный срок службы.
Так, эксплуатацию универсальных полувагонов предлагается ограничить следующим сроком службы - 33 года до 31.12.2021 года; 28 лет до 31.12.2022 года; 27 лет до 31.12.2024 года; 25 лет до 31.12.2025 года; 23 года до 31.12.2027 года и 22 года от 01.01.2028 года.
Комментируя проект приказа МИУ, глава подкомитета по вопросам ж/д транспорта транспортного комитета ВРУ Александр Скичко заявил, что возникнет большой дефицит вагонов. "Сразу следует ожидать срыва сроков отгрузки продукции и уменьшения производства и экспорта. Промышленные и аграрные предприятия будут думать, где взять 21 млрд гривен на новые вагоны. Об инвестициях в модернизацию на долгое время придется забыть", - отметил Скичко.
А в "Укрметаллургпроме" высказали мнение, что прямолинейный запрет на продление сверхнормативного срока использования вагонов приведет к списанию 89 тыс. единиц вагонов всех типов, а это создаст резкий дефицит на рынке подвижного состава. Последствиями станут сокращение промпроизводства, потери рабочих мест и снижение отчислений в госбюджет.
В свою очередь генеральный директор Федерации работодателей транспорта Украины Владимир Гусак, отметил, что больше всего списание вагонов отразится именно на УЗ. Уже в 2021 году компания будет вынуждена списать 7,5 тыс. полувагонов или четверть от рабочего парка. До 2028 года УЗ будет вынуждена списать 21 тыс. полувагонов - это две трети и все 11 тыс. зерновозов. "Более того, списывать вагоны придется не только УЗ, но и другим участникам рынка. По нашим оценкам, такое списание в 2021-2022 гг. приведет к падению перевозок на 60 млн т. Для железной дороги это потеря еще 15 млрд грн.", - сообщил он
Напомним, ЦТС писал, что изношенность активов "Укрзализныци" на сегодня "достигает практически 100%", при этом локомотивов - 96%, грузовых вагонов - 89%, пассажирских вагонов - 88%. Согласно информации АО УЗ, износ 958 электровозов и 227 тепловозов составляет 96%; 41 138 грузовых вагонов - 89%. "Моральный и физический износ активов перевалил уже за "красную линию". К сожалению, последствиями такой ситуации являются пылающие локомотивы, сход подвижного состава, разрушение инфраструктуры и все другие вопросы, влияющие на безопасность движения", - отметил председатель правления АО УЗ Владимир Жмак.