Закон О железнодорожном транспорте должен установить правила игры, которые сбалансируют интересы основных заинтересованных сторон на рынке ж/д перевозок, в том числе через внедрение свободного доступа к инфраструктуре.

Такое мнение в колонке на ЦТС высказал директор компании "Квадро Центр" Александр Ткачук.

"Конфликт интересов железной дороги и потребителя, естественное украинское отсутствие доверия и, соответственно, нежелание договариваться по принципу "win-win", приводят к необходимости того, что государство должно на время "забыть" о роли владельца государственных активов, а выступить в роли регулятора, создать условия эффективного функционирования рынка железнодорожных перевозок, где доминирующую роль будут играть интересы потребителей, поскольку именно интересы потребителей двигают экономику страны вперед", - считает Ткачук.

Что касается непосредственно нового закона, он добавил: "Инструментом балансировки интересов заинтересованных сторон должен быть новый закон О железнодорожном транспорте. И основная функция нового закона - не ввести "частную тягу", а установить правила игры, которые сбалансируют интересы основных заинтересованных лиц, в т.ч. через внедрение свободного доступа к инфраструктуре. А такими сторонами является не только украинская железная дорога и крупные грузоотправители, но и порты, операторы подвижного состава, местные общины, пассажиры, государственные органы… Каждая из указанных сторон должна осознать собственные интересы и озвучить их. А государство, выполняя регуляторную функцию, должно выступить модератором согласования интересов заинтересованных сторон, ибо законы (особенно те, что касаются критической инфраструктуры) принимаются на десятки лет и должны быть актуальными и в 2030 году".

Напомним, что в феврале генеральный директор Европейской Комиссии по вопросам мобильности и транспорта Хенрик Хололей заявил, что в ЕС ждут от Украины скорейшего принятия закона О железнодорожном транспорте.

Тем временем, в "Укрзализныце" видят три сценария развития вопроса частной тяги на железной дороге. В ПАО "Укрзализныця" считают, что такими вариантами могут быть: псевдо-открытый рынок, открытый рынок и лизинг. Железнодорожный монополист считает наиболее приемлемым для себя последний вариант. В УЗ отмечают, что при таком развитии событий частные компании могли бы покупать локомотивы и передавать их ПАО УЗ в лизинг. В дальнейшем, после открытия рынка, частники смогли бы сами использовать эти локомотивы.

В то же время, представители крупного бизнеса заявляют, что для большинства компаний оптимальным является вариант "псевдо-открытого рынка" или "открытого" без лизинга.

Читайте также Вопрос времени: Как внедрять частную тягу на железных дорогах Украины