Нынешний год выдался для авиакомпании Malaysia Airlines невезучим. Это еще мягко сказано. Над перевозчиком нависла прямо-таки черная полоса невезения. Так, в начале марта из поля видения радаров пропал самолет компании, выполнявший рейс из Куала-Лумпура в Пекин. Не успели завершиться поиски погибших, как в июле над территорией Донецкой области был сбит другой самолет Malaysia Airlines, летевший в Малайзию из Нидерландов. Поэтому недавняя экстренная посадка самолета, только что вылетевшего из аэропорта Куала-Лумпур, показалась лишь небольшим происшествием, не оставшимся, однако, без внимания прессы. Не удивительно, что после этого некоторые эксперты заговорили о всякого рода проклятиях. К примеру, аналитик банка Maybank Мохшин Азиз (Mohshin Aziz) окрестил такое невезение «малайзийским воздушным проклятием».
Читайте также: Спасти МАУ: антикризисные решения для крупнейшей авиакомпании страны
Призрак банкрота Такая вереница событий и их оценок не могла не нанести удара по имиджу авиакомпании. В результате пассажиры, ранее охотно пользовавшиеся рейсами Malaysia Airlines, стали выбирать других перевозчиков. А в социальных сетях начали появляться фотографии самолетов компании с единичными пассажирами на борту. В конце концов, над Malaysia Airlines навис шекспировский вопрос: быть или не быть? Другими словами, малайзийский перевозчик оказался на грани банкротства.
Практически сразу после катастрофы MH17 большинство мировых СМИ облетела новость о скором банкротстве авиакомпании. Журналисты и аналитики начали копаться в делах Malaysia Airlines. Как обнаружилось, потеря двух Boeing 777, гибель пассажиров и негативный имидж были лишь катализаторами. Оказалось, что начиная с 2001 года компания уже четырежды подвергалась реструктуризации. А ко времени катастрофы Boeing 777 на Донбассе у перевозчика вновь назрели финансовые проблемы. По приблизительным подсчетам, авиакомпания, не первый год являвшаяся дотационной, умудрялась тратить «впустую» около 1,6 млн долларов в день. При этом государственный инвестиционный фонд Khazanah Nasional, владеющий 69% акций Malaysia Airlines, предоставил перевозчику сумму, которой бы хватило только до конца следующего года.
Авиакомпания, не первый год являвшаяся дотационной, умудрялась тратить «впустую» около 1,6 млн долларов в день.
Определяющую роль в ухудшении позиций компании сыграли несколько факторов. Во-первых, возросшая конкуренция со стороны лоукостов (AirAsia, Jetstar Asia). Да и обычные авиакомпании (Cathay Pacific, Singapore Airlines) из соседних стран также опережали Malaysia Airlines как на региональных (Юго-Восточная Азия), так и на дальнемагистральных маршрутах. Другим фактором оказалась, как ни странно, география. Прежде всего, стоит отметить, что Malaysia Airlines и AirAsia используют один и тот же аэропорт в качестве хаба – Куала-Лумпур. Кроме того, близость другого хаба – Сингапура, где базируется Singapore Airlines – также играет не в пользу малайзийской компании. Еще одним негативным фактором является слабая продуктивность труда сотрудников Malaysia Airlines. К примеру, у конкурентов она выше в разы: у Cathay Pacific – в два раза, а у Singapore Airlines – почти в три раза.
Все это привело к тому, что за последние годы Malaysia Airlines фактически потеряла значение национального перевозчика, даже на внутрималазийских рейсах. В частности, в августе 2013 года доля компании на внутренних перевозках упала до 37,4%, а ближайшего конкурента AirAsia наоборот увеличилась до 47,7%. Хотя годом ранее соотношение было противоположным. Можно навести еще много показателей, но все они говорят об одном – у авиакомпании серьезные проблемы. Тогда, в июле, многим казалось, что вскоре в анналах авиации появится еще один банкрот. Однако по прошествии двух месяцев слухи о банкротстве Malaysia Airlines не подтвердились, а наоборот поутихли.
Национальная икона Поводом к затишью послужило смелое решение правительства Малайзии сохранить национального перевозчика. Отметим, что многие зарубежные эксперты советовали начать процедуру банкротства авиакомпании. Однако патриотизм возобладал над холодными расчетами. Так, по словам премьер-министра Малайзии Наджиба Разака (Najib Razak), Malaysia Airlines является «символом национальной гордости». Аналогичного мнения придерживаются и малайзийские специалисты. Так, авиационный аналитик Мохаммед Нур (Mohammed Noor) отметил, что перевозчик является «частью национальной идентичности».
Каким же образом будет происходить спасение Malaysia Airlines? С этой целью в конце августа был обнародован план по его реформированию, получивший громкое название «Восстанавливая национальную икону». Документ рассчитан на пять лет – до конца 2019 года. В течение этого времени будет кардинально обновлен менеджмент компании, консолидированы активы, рационализирована маршрутная сеть и тому подобное. В целом, намечено осуществить 12 пунктов. Однако главными изюминками плана стало сокращение 6 тысяч персонала (30% от общего количества) и значительные финансовые вливания. В частности, предусматривается, что на реструктуризацию будет выделено более 1,8 млрд долларов. В результате реализации данного плана уже к концу 2017 года Malaysia Airlines должна стать прибыльной, а к 2020 году – закрепить финансовую самодостаточность и вернуть утраченные позиции.
Удастся ли правительству Малайзии осуществить задуманное и отбелить имидж «национальной гордости», пока неизвестно. Неожиданности на пути реструктуризации могут замедлить процесс преобразования авиакомпании. К примеру, забастовки персонала. Уже сейчас идет подготовка к массовым увольнениям. Все-таки стоит подождать как минимум наступления середины следующего года. Именно к тому времени запланировано обновление менеджмента перевозчика, который должен вывезти компанию из кризиса.
Стоит отметить, что у Малайзии есть отличный опыт по спасению экономики страны. В конце 90-х годов премьер-министр Махатхир Мохамад отказался от международной финансовой помощи и решил, что его страна сможет самостоятельно преодолеть финансовый кризис. Тогда у Малайзии получилось спасти экономику, выйдя из кризиса быстрее соседей. Получится ли спасти национального авиаперевозчика? Пока вопрос остается открытым.