Просьба "Международных авиалиний Украины" (МАУ) к правительству предоставить стабилизационный кредит в размере 100 млн долларов в очередной раз подтвердила тяжелое положение флагмана отечественной отрасли авиаперевозок. Падение рынка на 30%, закрытие аэропортов Донецка и Луганска, потеря Симферополя, обесценивание национальной валюты на 60%, возросшие затраты в связи с необходимостью облетать воздушное пространство России нанесли по компании серьезные удары, оправиться от которых будет очень и очень непросто. Но правильно ли поступил перевозчик, обратившись за помощью к властям?
В руководстве компании уверяют: выстоять без государственной поддержки будет очень сложно. Тем более, речь идет не просто о коммерческой структуре, а о лидере рынка, который обеспечивает работой более 2 тыс. человек, а также создает занятость для людей в смежных структурах, например, в аэропортах, нефтяных компаниях и фирмах-поставщиках бортового питания.
Читайте также Война МАУ и Atlasjet: как турецкая авиакомпания пробивает себе путь на украинский рынок
"Поэтому было бы абсолютно безответственно не поставить об этом в известность правительство. Если мы костяк этой системы, то должны очень тесно взаимодействовать с властью в это тяжелое время", - говорит президент МАУ Юрий Мирошников, отвечая на вопрос портала ЦТС. "Внешние факторы, их масштабы, и сила действия таковы, что внутренних сил компании и ее акционеров недостаточно, чтобы им противодействовать", - добавляет он.
Руководитель флагмана также привел пример российских перевозчиков, которые обратились за помощью к своим властям из-за убытков, которые им приходится нести в связи с облетом территории Украины, и подчеркнул: в письме МАУ нет ровным счетом ничего зазорного.
Где антикризисная программа? Но все ли, что от нее зависит, сделала сама компания? Или же единственным выходом в данной ситуации было обращение к властям? И какова вероятность того, что правительство все же откликнется на этот призыв и предоставит перевозчику стабилизационный кредит? Пожалуй, здесь питать иллюзий не стоит. Правительству сейчас необходимо решать огромное количество проблем, среди которых война на востоке, экономический кризис, подготовка, пожалуй, к самому тяжелому за все годы независимости отопительному сезону, когда украинцы рискуют оказаться в холодных домах без света при лютом морозе. Финансовых ресурсов на это катастрофически не хватает. Поэтому найти лишние 100 млн долларов на спасение одной авиакомпании будет, мягко говоря, непросто.
Но даже если деньги и найдутся, возникает вполне закономерный вопрос: на какие цели они будут тратиться? Руководство МАУ пока что не показывало никому своей антикризисной программы, в которой бы четко прописывались дальнейшие шаги и ожидаемые результаты. А рассчитывать на финансирование при отсутствии такого плана, наверное, не стоит. Впрочем, по мнению экспертов, правительство все же могло бы оказать компании поддержку, вернув то, что принадлежит ей по праву.
"Сложно что-то говорить о правительственном кредите, если не видеть антикризисной программы, где расписано, как он будет использоваться. Возможно, в данном случае уместно вернуться к вопросу возмещения налога на добавленную стоимость, который поможет авиакомпании пересмотреть свои доходы и пережить зиму. Возмещение НДС – это очень актуальная тема, когда авиакомпании не могут направлять их же собственные деньги на инвестиционные проекты, а в нынешней ситуации - на сохранение компании в том объеме, в котором она существует", - сказал Центру транспортных стратегий директор компании "Стиль Авиа" Евгений Хайнацкий.
Однако, как удалось выяснить ЦТС, проблема, которая еще недавно была на повестке дня, уже не актуальна. "На сегодня проблем с возвратом НДС у нас нет, и все выплачивается. Пока что мы не получили порядка 8 млн грн за июль и август текущего года, однако это не является просроченной задолженностью", - сообщила Центру транспортных стратегий пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая.
Необходимость жестких мер Получить какую-либо поддержку и удержаться на плаву перевозчик сможет только в том случае, если примет серьезные антикризисные меры. Сокращения флота на 10% и увольнения 100 сотрудников в компании со штатом более 2 тыс. человек, по мнению экспертов, будет недостаточно для того, чтобы выжить в нынешних неблагоприятных условиях. "Я уже говорил ранее, что нас ожидает сложная осень и зима. В этот период необходимо реализовывать антикризисные меры куда более жесткие, чем обычно. Под ними я подразумеваю сокращение флота, географии полетов и, как следствие, административных расходов. Необходимо уйти с заведомо нерентабельных линий, где доля транзитных пассажиров превышает 40-50%. Такие маршруты не приносят прибыли, а обеспечивают лишь подпитку других направлений", - говорит Хайнацкий.
МАУ не спешит с оптимизацией затрат и надеется на поддержку правительства. Не исключено, что таким образом компания хочет добиться для себя определенных преференций
"Необходимо уменьшить административные затраты, парк воздушных судов и пересмотреть графики работы персонала и оплаты труда, обеспечивающих его эксплуатацию. Ведь самый ценный ресурс любого перевозчика - это люди, которые в нем работают. К сожалению, без сокращений не обойтись. Насколько? Мы видим, что рынок уже сократился на 30%. Осенью-зимой, по моему прогнозу, падение достигнет 40%-50% по отношению к прошлогодним показателям. Поэтому оптимизация должна быть адекватной реалиям рынка. При обвале рынка и снижении покупательной способности населения на 40-50% нельзя урезать затраты на 10% и быть успешным", - добавляет он.
В качестве примера эксперт приводит опыт авиакомпании Japan Airlines, которая в 2009 году несла серьезные финансовые потери, вынудившие ее прибегнуть к защите от кредиторов в соответствии с положениями закона о банкротстве в 2010 году. Стоит отметить, что перевозчик получил от правительства стабилизационный кредит в размере 2 млрд долл., однако эти средства не помогли ему сохранить свои прежние объемы, а лишь отсрочили момент принятия непопулярных мер, которые включали оптимизацию маршрутной сети, флота и сокращение примерно 15,7 тыс. человек – трети своего штата.
"Компания сократила свои расходы примерно на 70%, оставив только те линии, где видели целесообразность и выгоду от полетов. Через полтора года они уже сняли с себя статус банкрота, а в течение последующих двух-трех лет практически на всех направлениях вернули себе долю рынка на докризисный объем. Авиакомпания выжила, вернула на работу сотрудников которых сократила, вернула объемы перевозок, доверие пассажиров. Необходимо было пройти путь "перезагрузки" и она его с успехом прошла. Вот такой подход я бы рекомендовал использовать в тяжелых украинских реалиях", - резюмирует Хайнацкий.
Пока же МАУ не спешит с оптимизацией затрат и надеется на поддержку правительства. Не исключено, что таким образом компания хочет добиться для себя определенных преференций, которые позволят ей более комфортно работать на рынке. Однако в случае отказа со стороны властей и отсутствия антикризисных мер ее дальнейшие перспективы вряд ли будут радужными.
Согласно опросу на портале Центра транспортных стратегий действия МАУ по поиску финансовой помощи у государства не популярна. На существующих условиях кредит перевозчику одобряет только 19 процентов проголосовавших, тогда как аж 40 процентов выступают против. Еще 38 процентов считают, что помощь предоставить можно, но только в обмен на акции авиаперевозчика.