27 июля в Киеве состоялся Ukrainian Aviation Forum 2021, событие, которое стало площадкой для обсуждения основных проблем и трендов в украинской авиации. Мероприятие, организатором которого выступил Boryspil Magazine, было разделено на три части. В первой обсуждались вопросы развития аэропортов, на второй слово получили представители авиакомпаний, "Украэроруха" и IATA, а на третьей состоялось награждение лучших авиационных брендов по версии журнала.
Ukrainian Aviation Forum проводился уже во второй раз - первое мероприятие в 2020 году прошло в офлайн-формате. На этот раз участники и гости имели возможность обсудить интересующие вопросы вживую, и дискуссия получилась интересной. Лейтмотивом беседы на обеих панелях стало восстановление авиации в условиях пандемии и готовность отрасли к новым рискам. ЦТС приводит основные мысли участников форума, озвученные в каждой из панелей.
Аэропорты: быстрое восстановление и перспективы воздушной гавани в Мариуполе
По словам Андрея Длигача, основателя "Центра экономического обновления", в данный момент показатели пассажиропотока в Украине вышли на уровень минус 40% от показателя 2019 года. "И внутренние перевозки уже практически восстановились", - отметил он. Как отметил Дмитрий Кушпиль, генеральный директор Директората авиационного транспорта Мининфраструктуры, аэропорты и авиакомпании 2020 год пережили тяжело, но лучше, чем ожидалось в начале кризиса. "Согласно показателям Госавиаслужбы, за полгода 2020 года пассажиропоток украинских аэропортов составил примерно 5,5 млн человек. IATA прогнозировала восстановление до 2024 года, но мы надеемся, что Украина выйдет на показатели 2019 года в 2023 году", - сообщил он.
Коммерческий директор аэропорта Борисполь Георгий Зубко отметил, что в пользу этого прогноза говорит тот факт, что главный аэропорт страны занял 14-е место в рейтинге ACI Europe по количеству обслуженных пассажиров. "Это говорит о том, что мы восстанавливаемся даже быстрее, чем Европа и мир в целом", - подчеркнул он.
Его коллега, коммерческий директор аэропорта Харьков Владислав Ильин рассказал об успехах преодоления кризиса этой находящейся в частных руках воздушной гаванью. "Мы одними из первых по результатам июня вернулись к тем результатам, которые у нас были в 2019 году, как за счет внутренних, так и международных рейсов. В целом, если в 2019 году мы обслужили 1,3 млн пассажиров, то в этом году у нас план обслужить 1,1 млн пассажиров. По результатам полугодия мы видим, что этот план выполняется", - отметил Ильин. По его мнению, причиной сравнительно быстрого восстановления украинской авиаотрасли является адаптация перевозчиков и аэропортов е новым условиям. "Как пример - авиакомпания SkyUp, которая активно работает в региональных аэропортах: они смотрят, где есть спрос и куда можно поехать без ограничений, и концентрируются на этих направлениях. К примеру, в Черногорию у нас в 2019 году было два-три вылета в неделю, а сегодня - шесть", - рассказал он.
В свою очередь, директор одесского аэропорта Владимир Семенченко рассказал о новой стратегии развития предприятия. "В нашей стратегии заложены наш оптимизм вместе с тем опытом, через который мы прошли в 2020 году, - как, в случае чего, выжить в следующем кризисном году. Стратегия подразумевает диверсификацию: если, не дай бог, не будет пассажирских перевозок, то будут грузовые. Поэтому у нас сегодня развивается несколько кластеров, которые подразумевают, в случае необходимости, перенаправление и человеческих и энергоресурсов в разные направления. Мы пытаемся себя защитить с разных сторон… Мы рассматриваем аэропорт в некотором смысле как торговую площадку, которая будет очень рада видеть организации MRO", - сообщил глава аэропорта Одесса. По его словам, предприятие поставило себе цель стать лучшим региональным аэропортом Восточной Европы с точки зрения эффективности операционных процессов и комфорта пассажиров.
Больше про перспективы развития украинских аэропортов рассказал в своем докладе Дмитрий Кушпиль. Он напомнил, что в 2021 году стартовали проекты реконструкции и строительстве аэродромных комплексов аэропортов Винница, Херсон и Ривне, на которые государством выделяются деньги и начинается реализация мер по восстановлению аэродромной части. Также он отметил строительство новой ВПП в аэропорту Днепра. "Еще три объекта, которые мы начинаем финансировать с целью развития региональных аэропортов - это аэропорт Черновцы, Ужгород и Кривой Рог. Туда тоже идет финансирование из государства для поддержания надлежащего уровня безопасности полетов", - сообщил Кушпиль. Что касается восстановления авиасообщения с Мариуполем, наиболее разумным решением чиновник считает строительство нового аэропорта на Азовском побережье между Мариуполем и Бердянском.
Авиаперевозчики: развитие вопреки мировым тенденциям
Глава представительства IATA в Украине, Грузии и Армении Александр Онацкий отметил в целом более стремительное пассажиропотока в нашей стране, нежели в целом в мире. "На сегодня пассажиропоток в мире восстановился до уровня 15-20% от уровня 2019 года (по разным оценкам). Украина в этой ситуации находится в боле выигрышном положении. Показатели BSP (регулярных перевозок) на нашем рынке восстановились на 40-43%. Это темпы, которые в 2,5-3 раза превышают скорость восстановления в европейском регионе в целом. Мы восстанавливаемся быстрее, и об этом свидетельствуют в том числе и показатели ACI", - сообщил он. С точки зрения уровня дефолтов в стране 2020 год оказался удачным - в Украине наблюдался нулевой уровень приостановки деятельности как среди турагентства, так и среди авиакомпаний. "Это уникальный случай, потому что в начале кризиса наши коллеги, которые занимаются риск-анализом, давали абсолютно другие прогнозы", - подчеркнул представитель IATA.
Что касается активности в украинском авиационном пространстве, она также демонстрирует неплохую динамику, считает глава "Украэроруха" Андрей Ярмак. По его данным, по результатам июня отрицательное значение во внутренних рейсах составляло только 2% по отношению к июню 2019 года. Международные рейсы тоже восстанавливаются быстрее, чем по Евросоюзу. "К сожалению, у нас есть очень большое проседание по транзитным перелетам из-за ограничений, которые ввели в отношении воздушного пространства Беларуси. Несколько изменились траектории полета пользователей воздушного пространства Украины, что очень сильно сказалось на наших показателях", - констатировал Ярмак.
Вместе с тем, президент авиакомпании МАУ Евгений Дыхне считает, что, несмотря на постепенное восстановление активности на авиарынке, многие процессы уже никогда не вернутся к нормам 2019 года. "Меняется картинка мира точно так же, как она поменялась после терактов 11 сентября 2001 года. Мы научились жить в мире с террористической угрозой со всеми соответствующими изменениями. Теперь будем учиться жить с инфекционными угрозами", - отметил он.
Об изменениях в работе авиакомпаний упомянул и Онацкий. "На данном этапе правительства многих стран работают на доверии - когда все прекрасно понимают, что невозможно проверить подлинность ковидных документов всех пассажиров ввиду различных стандартов стран. Я очень рад, что МАУ присоединились к пилотному проекту IATA и мы будем "пилотировать" travel pass в Украине", - сообщил он.
Генеральный директор Bees Airline Евгений Хайнацкий отметил высокую мобильность украинских пассажиров в условиях пандемии, а также тот факт, что, несмотря на мировой кризис, у украинцев есть средства для путешествий авиатранспортом, что доказывает популярность летних рейсов украинских авиакомпаний. Однако у компании до сих пор нет внутренних рейсов. Отвечая на вопрос, что для этого необходимо, Хайнацкий подчеркнул, что с точки зрения конъюнктуры рынка, конкуренции с другими видами транспорта - сейчас хорошее время для развития внутренней авиации. Однако для того, чтобы вывести рейсы по Украине на прибыльный уровень, без помощи государства не обойтись. "Нужно сделать некоторые шаги навстречу перевозчикам: отменить НДС для внутренних рейсов, снизить акцизы на топливо, сделать программу скидок, как когда-то в далеком 2001 году, когда по внутриукраинским рейсам была специальная программа скидок аэропортов, "Украэроруха" для восстановления рынка", - подытожил он.
В свою очередь Адрей Ярмак как представитель "Украэроруха" ответил, что ведомство не может предоставлять особые условия кому-либо рынке, однако стоимость его услуг может снизиться в случае привлечения большего количества игроков в авиационное пространство Украины. И, по его словам, в этом направлении есть некоторые успехи. "Наш трафик в районе Крыма увеличился в 2,5 раза (в первую очередь за счет украинских перевозчиков), это нам дает дополнительный козырь для общения с международными авиакомпаниями, которые видят интенсивность движения в этом районе. Например, Wizz Air Hungary уже принял решение использовать трассы над Черным морем после того, как увидел прогресс в полетах в этом регионе. Также со 2 декабря мы вводим free routes в этом районе. Будут открыты дополнительные точки входа в эту летную зону, появится возможность более короткими путями лететь как на восток, так и на юг", - рассказал Ярмак.
Генеральный директор DHL Express Ukraine Вадим Сидорук поведал об особенностях развития авиационных грузоперевозок в Украине. По его данным, Украина стала производить значительный объем товаров на экспорт, особенно в сегменте hand made, фешн-индустрии. Однако в стране все еще наблюдается нехватка в сегменте B2B, то несть, предприятий, задействованных в международных цепочках производства. "То, что будет загружать наши самолеты в региональных аэропортах, - это появление в Украине предприятий, производящих товары для глобальной экономики. Если в Украине у нас самолет летает только в Киев, то в Польше мы выполняем рейсы в три аэропорта - Варшава, Катовице и Гданьск, потому что местные производители интегрированы в мировые процессы производства", - констатировал он.
Также, по мнению Сидорука, Борисполю суждено стать хабовым аэропортом не только с точки зрения пассажирской, но и cargo-авиации. "В нашей цепочке мы просматриваем Киев, прежде всего, как транзитный пункт для Кавказа и Средней Азии", - рассказал глава DHL Express Ukraine.
Boryspil Magazine Awards
Мероприятием, завершающим форум, стало награждение представителей лучших авиационных брендов в Украине по версии организатора UAF - Boryspil Magazine.
Итак, победителями в номинациях стали:
"Лучший региональный аэропорт Украины" - международный аэропорт Одесса;
"Лучший VIP-зал в аэропортах Украины" - VIP lounge международного аэропорта Борисполь;
"Лучший бизнес-класс в самолетах" - Qatar Airways;
"Лучший оператор еды для путешествий" - Mr.Grill;
"Лучший отель для авиационного персонала" - Intercontinental Kyiv;
"Лучший отель для авиапассажиров" - CITYHOTEL;
"Лучший туристический бренд" - Mega Tour;
"Лучшая маркетинговая компания в авиации" - "Mеждународные авиалинии Украины";
"Лучший fashion sky brand" - DHL Express Ukraine;
"Лучший artist" - Evgeny Kostenko;
Best Health Company - Air Astana;
"Открытие года" - Bees Airline;
"Лучшая иностранная авиакомпания в Украине" - Turkish Airlines;
"Выбор редакции журнала Boryspil Magazine" - глава представительства IATA в Украине, Грузии и Армении Александр Онацкий.