Министр инфраструктуры Андрей Пивоварский, делясь впечатлениями от первого года роботы на новом для себя посту, многократно акцентирует на трудностях в работе с народными депутатами. "Чрезвычайно сложно говорить с ними одним языком, постоянно упираешься в "стену", и это несмотря на огромное количество предварительных рабочих встреч и обсуждений законодательных инициатив", - рассказывает министр. Очень показательным и резонансным в этом плане стало отозвание профильным комитетом законопроекта о дорожном фонде за две минуты до голосования в ноябре.

Сейчас в парламенте в подвешенном состоянии находится сразу несколько важных законопроектов, разработанных МИУ. Когда они могут быть приняты – непонятно. Например, в интервью порталу ЦТС заместитель главы транспортного комитета Борис Козырь прогнозировал, что для принятия законопроекта о железнодорожном транспорте может понадобиться полгода.

Если принять во внимание тот факт, что министр инфраструктуры подал в отставку, то в реальность эти сроки могут сильно увеличиться. Какие же основные документы необходимо принять парламентариям в 2016 году.

Читайте также Что думают о транспортных реформах в парламенте – интервью зам главы транспортного комитета Рады

Законопроект о железнодорожном транспорте

Ключевой законопроект по реформированию железнодорожного хозяйства страны был подан в Верховную Раду 2 декабря 2015 года. Этот документ целый год был одной и самых обсуждаемых и дискуссионных тем на транспортном рынке. Согласно ему, регулированием ж.д. отрасли впредь будут заниматься: МИУ, Государственное агентство железнодорожного транспорта, Нацкомиссия регулирования транспорта, Национальный орган по безопасности и Комиссия по расследованию аварий. В министерстве заверяют, что равноправный доступ будет обеспечен всем игрокам рынка, а УЗ как перевозчик будет выделен в отдельную структуру. "Там учтены все требования европейского законодательства. Отрасль должна быть конкурентной, тарифы - прозрачными, а перевозки - безопасными", - утверждает Андрей Пивоварский.

Впрочем, крупнейшие компании-грузоотправители, операторы портового и железнодорожного бизнеса неоднократно критиковали законопроект за отсутствие механизмов компенсации инвестиций в ж.д. инфраструктуру, включение объектов технологического транспорта в состав ж.д. транспорта необщего пользования, отсутствие разделения объектов инфраструктуры и "других объектов" ж.д. транспорта, внутренние несогласованности. По их мнению, законопроект необходимо доработать.

Читайте также Почему грузоотправители критикуют законопроект о ж.д. транспорте

Законопроект о создании НКРТ

Этот законопроект также был подан в Верховную Раду 2 декабря 2015 года. Идея необходимости создания независимого регулятора по установлению тарифов в транспортной отрасли активно обсуждается уже несколько лет, однако, внести соответствующий законопроект в парламент удалось только сейчас.

В интервью порталу ЦТС и.о. генерального директора Александр Завгородний говорил о том, что необходимость создание НКРТ аргументировано тремя факторами, помимо контроля тарифа. "Первое нужно понимать, что НКРТ будет работать не только для ж.д. транспорта. Сегодня в составе тарифов, за которые отвечает Мининфраструктуры, находится порядка 40 позиций. Они тарифицируются различными структурными подразделениями министерства. Создание этих органов необходимо, чтобы четко увести зависимость и влияние тарифа на допуск постороннего перевозчика", - отмечал Александр Завгородний.  

Законопроект о Внутреннем водном транспорте

Ключевой законопроект по реформированию речного транспорта был подан в Верховную Раду 10 ноября 2015 года. Законопроект разрабатывало МИУ совместно с экспертным сообществом и основными игроками рынка. Первый раз законопроект был зарегистрирован в Раде депутатами  Борисом  Козырем  и Игорем Кононенко 6 августа 2015 г. Однако позже в Раде появились еще два альтернативных документа - Александра Данченко (Самопомич) и Ярослава Дубневича (БПП). На одной из встреч Андрей Пивоварский сказал, что был удивлен появлению альтернативных документов, добавив, что в первый день регистрации не было даже текстов самих документов.

Уже в сентябре в комментарии порталу ЦТС Ярослав Дубневич сообщал, что из ВР отозвали все три законопроекта по ВВТ с целью разработать общий документ. Законопроект, объединяющий в себе все три документа был подан в ВР 10 ноября группой депутатом. За основу был принят проект, разработанный в МИУ и поданный раннее Козырем и Кононенко.

В законопроекте и пояснительной записке к нему говорится, что будет введен речной сбор, ставки и методику взимания которого утвердит НКРТ. Кроме того, предусмотрено, что обязанность нести расходы по содержанию гидротехнической инфраструктуры (шлюзы и прочее) будет возложена на владельца этих объектов на реке Днепр - гидроэлектростанции Днепровского каскада. Суда будут освобождены от платы за шлюзование и подъем ферм мостов. Кроме того, в законопроекте определены источники компенсации инвестиций, вложенных компаниями в стратегические объекты инфраструктуры речных водных путей, а также говорится, что будет внедрен автоматический учет речных перевозок.

На сегодняшний день, многие участники рынка открыто выступают против принятия этого законопроекта в существующей редакции. В частности камнем преткновения является вопрос о речном сборе.

"Дорожные" законопроекты

Законопроекты, касающиеся реформирования дорожного хозяйства (о создании целевого Дорожного фонда и о механизме прозрачного финансирования дорог государственного и местного значения) были поданы в Верховную Раду еще 24 апреля 2015 г. Третий - №0954 (о передаче местных дорог общинам на местах) был подан 27 ноября 2015 года.

Законопроект по децентрализации финансирования дорог №0954 мог бы и не попасть в этот список, если бы не ситуация, которая произошла перед голосованием. 26 ноября Андрей Пивоварский на своей странице в Фейсбук сообщил о том, что голосование по законопроекту о децентрализации дорог было остановлено главой транспортного комитета ВР за две минуты до финального голосования.

"Вчера еще все было хорошо и была единогласная поддержка комитета. Сегодня оказалось, что еще есть вопросы, и я об этом узнал уже сидя в ложе правительства в парламенте. Что ж, будем работать с комитетом и искать решения. ... Я уверен, что мы найдем конструктивное решение с транспортным комитетом и до конца года примем 0954 окончательно. Мы должны начать реформу дорожного хозяйства! ...", - писал тогда Андрей Пивоварский.  

Позже появилась информация о том, что депутаты считают, что законопроект о децентрализации дорог необходимо принимать пакетом вместе с законопроектом о создании целевого Дорожного фонда, о механизме прозрачного финансирования дорог государственного и местного значения.

Приватизация портов

Этот законопроект был подан в Верховную Раду 9 июля 2015 года. В проекте закона о внесении изменений в некоторые законы Украины (уточнение некоторых положений) (№2319) есть положение, которое предлагает исключить государственные порты из списка не подлежащих приватизации.

После последнего голосования по этому законопроекту Андрей Пивоварский написал у себя на странице возмущенный пост: "И снова "замечательное" голосования в Верховной Раде по закону №2319, "благодаря" которому вопрос приватизации госпредприятий остается нерешенным на неопределенный срок. Это стыд, что на заседании ВР около четверти депутатов отсутствовали. Это стыд, когда закон не принимается не потому, что почти сотня депутатов голосуют против него, а потому что ВООБЩЕ НЕ ГОЛОСУЮТ. Это стыд, что депутаты не поддерживают прозрачную приватизацию…. Приватизация - это в первую очередь борьба с коррупцией. И это позор, что с легкой руки парламента налогоплательщики продолжат платить за убытки госкомпаний, вместо того, чтобы выгодно продать эти активы тем, кто может сделать их эффективными".

В интервью ЦТС Борис Козырь отвечая на вопрос, почему депутаты не голосуют за этот законопроект, сказал следующее: "В морской отрасли в парламенте разбирается максимум 5-10 человек. Большинство даже не знает, что ГП Одесский морской торговый порт – это стивидорная компания. Поэтому нужно выходить на трибуну и рассказывать, объяснять, что благодаря приватизации будут созданы новые рабочие места и будут идти поступления в бюджет через налогообложение".  

Читайте также Десять достижений и провалов Пивоварского на посту министра инфраструктуры