На минувшей неделе страну всколыхнул скандал о закупке "Укрзализныцей" наград у РЖД. На что руководитель ж/д компании Евгений Кравцов заверил, что закупка приостановлена, а вместо награды "Почетный железнодорожник" будет разработана новая. "Инициируем внедрение самой высокой награды для работников Украинской железной дороги", - отметил Евгений Кравцов.

История с наградами породила вопросы к "Укрзализныце", главный из которых можно озвучить так: "А всегда ли тем занимается ж/д компания?". И в самом деле, ж/д перевозчик должен возить грузы и пассажиров, а не тратить средства на закупки наград у "партнера", который всячески ставит палки в колеса.

Первым делом мы заглянули в государственный реестр. В разделе "Виды деятельности" значится 21 направление КВЭД (Классификация видов экономической деятельности). Другими словами, "Укрзализныця" может заниматься 21 видом деятельности, и перевозка - только часть бизнеса компании. Стоит отметить, что компания имеет порядка 50 филиалов, каждый из которых осуществляет свои виды деятельности. Таким образом, "Укрзализныця" с 300-тысячным штатом может заниматься, практически, чем угодно.

Естественно, в этой публикации мы не собираемся перечислять все непрофильные виды деятельности, однако самые необычные и заметные все же упомянем. Наш обзор мы решили начать с деятельности "Укрзализныци" в банковской сфере. Еще не так давно этот бизнес был довольно успешен, но со временем железнодорожники передумали, или практически передумали им заниматься.

Ж/д банк

В середине 1990-х "Укрзализныця" занялась банковской деятельностью. В 1994 году для обслуживания предприятий ж/д отрасли был создан "Экспресс-банк". В 1997 году он был преобразован в ОАО, годом позже его акционерами стали Юго-Западная железная дорога и "Укрзализнычпостач". В последующие годы этот список пополнили другие железные дороги. В 2000 году с назначением Георгия Кирпы генеральным директором "Укрзализныци" банк получил новое дыхание. Банкоматы и отделения банка стали массово появляться на ж/д вокзалах.

Ситуация изменилась в 2004 году, когда в собственности "Укрзализныци" осталось около 18% акций банка, владельцем 79% акций стала компания "Экспресинвест", которую связывают с бизнесменом Василием Хмельницким. В 2006-2007 году "Укрзализныця" начала постепенно отказываться от услуг "Экспресс-банка". Помимо "Экспресинвест" и "Укрзлизныци", среди акционеров банка фигурировали руководители железной дороги или их родственники с долей от 0,013 до 0,15% акций: Жанна Кирпа (вдова Георгия Киры), Алексей Кривопишин (экс-начальник Юго-Западной ж/д), Александр Момот (экс-начальник Приднепровской ж/д), Богдан Пих (экс-начальник Львовской ж/д), Илья Левицкий (экс-начальник Южной ж/д), Николай Рогов (экс-начальник Донецкой ж/д), Виктор Остапчук (экс-начальник Южной ж/д), Виктор Сухоруков (экс-руководитель "Укрзалызничпостача"), Михаил Головацкий (экс-руководитель Главного управления кадров УЗ), Анатолий Лашко (экс-первый заместитель гендиректора УЗ), Артем Лазня (экс-заместитель гендиректора УЗ), Анатолий Палюх (экс-помощник гендиректора УЗ и руководитель Фонда имени Георгия Кирпы), Надежда Соколовская (начальник правового департамента охраны и организации труда УЗ) и другие.

17134895

Такая структура собственности сохранялась до августа 2017 года, когда акционеры приняли решение о слиянии с "Индустриалбанком". В процессе объединения большинство из упомянутых лиц, кроме Жанны Кирпы и Артема Лазни, продали свои доли в "Экспресс-банке". Стоит отметить, что "Укрзализныця" все еще причастна к банковской деятельности, хоть и опосредовано. ЧАО "Киевский электро-вагоноремонтный завод", который на 100% принадлежит УЗ, владеет 0,2% акций "Индустриалбанка".

Производство воды

В составе ПАО "Укрзализныця" значится филиал "Центр строительно-монтажных работ и эксплуатации домов и сооружений". Это подразделение занимается широким спектром деятельности, среди которых - производство воды. Бутилированная вода разливается на мощностях Кременчугского и Котовского строительно-монтажных управлений филиала. Первое подразделение производит питьевую воду под марками "Гребінківська", "Миргородське джерело", а также минеральную воду "Південна", второе - минеральную воду "Холодок" и "Бірзульська". Мощности Кременчугского СМУ рассчитаны на производство 2 млн бутылок в год. По поводу Котовского СМУ, известно, что в 2012 году технологическая линия по разливу воды "Бірзульська" (находится в Подольске Одесской области) была модернизирована, а ее мощность была увеличена до 3 тыс. бутылок в час.

Основная часть бутилированной воды потребляется внутри УЗ. Отметим, что в коллективном договоре на 2011 - 2015 годы было предусмотрено обеспечение железнодорожников питьевой водой во время работы на открытом воздухе в жаркое время года. Вода, произведенная Кременчугским и Котовским СМУ, поставляется в другие филиалы ПАО по себестоимости. С конца 2016 года возможность попробовать воду, изготовленную "Укрзализныцей", появилась у пассажиров СВ вагонов. Кроме того, УЗ поставляет воду собственного производства в детские оздоровительные лагеря.

67801460

Гостиницы

Недалеко от киевского ж/д вокзала красуется 16-этажная гостиница "Экспресс". Многим пассажирам она известна по билетным кассам, расположенным на первом этаже. До 2010 года гостиница также была собственностью железной дороги, а именно ГП "Украинский центр обслуживания пассажиров". Затем объект благодаря серии манипуляций был передан в аренду частной компании - ЗАО "Украинский центр обслуживания пассажиров". Это предприятие было создано трудовым коллективом, но затем перешло под контроль фирмы Алексея Кривопишина, тогдашнего руководителя Юго-Западной железной дороги. Несмотря на потерю, в собственности УЗ остается еще один гостиничный актив - отель "Экспресс" на станции Харьков-Пассажирский. Гостиница расположена в 16-этажном здании и содержит 91 номер на 161 место.

hotel_1

Производство мебели

Кроме разлива воды, филиал "Центр строительно-монтажных работ и эксплуатации домов и сооружений" занимается изготовлением мебели. К примеру, Котовское и Знаменское СМУ в год выпускают по несколько тысяч единиц мебели. В основном, это заказы структурных подразделений и филиалов "Укрзализныци". Стоит отметить, что на мощностях Центра строительно-монтажных работ также изготавливаются двери, металлопластиковые окна, плитка, столярные изделия и прочее.

20131112-132347--2013_11_12_1b

Санки и мангалы

В 1952 году на Юго-Западной железной дороге возникла специализированная мастерская по ремонту разгрузочно-погрузочной техники, а также средств пломбировки вагонов и контейнеров. В 2000 году на базе мастерской было создано отдельное предприятие - "Винницатрансприбор" ("Вінницятрансприлад"), которое в декабре 2015 года стало филиалом "Укрзализныци". "Винницатрансприбор" сохраняет профиль своей деятельности, но среди продукции предприятия есть довольно интересные предметы - санки и мангалы. Санки предназначены для детей до восьми лет, а мангалы - для взрослых. "Винницатрансприбор" производит мангалы двух видов: с подставками и разборными ножками.

sankimax

Больницы и аптеки

Еще недавно в ведении "Укрзализныци" находилось больше 100 ведомственных больниц. За последние годы 94 ж/д больницы были переданы местным органам власти, под управлением УЗ осталось только восемь больниц - три в Киеве, две в Харькове, по одной в Одессе, Днипре и Львове. Эти восемь больниц объединены в филиал "Центр здравоохранения". В июле 2017 года "Укрзализныця" подписала меморандум с Министерством здравоохранения о сотрудничестве в реформировании медицины. Ожидается, что ж/д больницы будут реформированы, как и другие больницы, что откроет их двери для пациентов, не работающих на железной дороге.

Помимо больниц, у "Укрзализныци" была своя сеть аптек. Еще в 1949 году возникли специализированные объединения, поставлявшие медпрепараты предприятиям ж/д отрасли. На каждой железной было свое подразделение: "Приднепровсктрансфармация", "Одессатрансфармация" и т.д. В 2004 году все региональные предприятия были объединены в ГП "Укртрансфармация". В лучшие времена оно насчитывало 33 аптеки, большинство из которых находились на ж/д вокзалах или возле них. В 2000-х и 2010-х предприятие растеряло свои активы путем передачи аптек и площадей в аренду. На руководителей даже открывались уголовные дела. С сентября 2014 года предприятие находится в состоянии ликвидации.

Козятинська_залізнична_лікарня

Карьеры

В ведении "Укрзализныци" имеется несколько десятков карьеров, где, в основном, добываются щебень и гравий. Среди них: Крюковский карьер в Полтавской области, Ладыжинский - в Винницкой, Стрыйский - во Львовской, Знаменский - в Кировоградской и т.д. Все карьеры находятся в подчинении филиала "Центр управления промышленностью". Подтверждением наличия карьеров служат регулярные тендеры ЦУП по закупке буровых работ, а также горной техники и запчастей к ней. Например, весной этого УЗ планировала купить запчасти к БелАЗам. В будущем, "Укрзализныця" планирует передать карьеры на баланс местных громад. "Мы готовы передавать непрофильные объекты местным властям - больницы, карьеры. В некоторых местах карьеры являются градообразующими, поэтому мы готовы обсуждать эти вопросы с властями", - заявлял директор по стратегическому развитию и инвестиционной политике компании Антон Саболевский.

Читайте также Персональные поезда: На чем ездит руководство "Укрзализныци"