Прошлый год для автодорожной отрасли Украины запомнится рекордными цифрами километров ремонтировавшихся дорог. "Маховик" этих процессов был запущен еще в предыдущие несколько лет, но смена руководства дорожного ведомства, подходов и значительное увеличение объемов финансирования позволили в 2020-м выйти на более ощутимые объемы работ. По данным "Укравтодора", на дорогах государственного значения были проведены работы на 4 тыс. км, а также 158 искусственных сооружениях. На эти цели было потрачено ни много ни мало - более 90 млрд грн - рекордная для дорожной отрасли Украины сумма. Кроме того, год ознаменовался нововведениями в квалификационных требованиях к участникам конкурсов и привлечением инжиниринговых компаний. Какие еще тренды сформировались в дорожной отрасли в ушедшем 2020 году? 

Километры дорог

В январе прошлого года, в одном из своих первых интервью новый глава "Укравтодора" Александр Кубраков заявил, что 2020 год станет рекордным по количеству построенных дорог за последние 15 лет. Статистика "Укравтодора" это подтверждает - в прошлом году работы по новому строительству, реконструкции и ремонту велись на дорогах общей протяженностью 4056 км. В частности, новое строительство и реконструкция - на 204 км, капитальный ремонт - 499 км, текущий средний ремонт - 2815 км, восстановление верхних слоев (аварийные работы) - 538 км. Работы проводились за счет средств Дорожного фонда, госбюджета, кредитных средств, привлеченных "Укравтодором" под госгарантии, а также средства международных финансовых организаций и местных бюджетов. На выполнение ремонтно-строительных работ было потрачено 81,9 млрд грн, еще 9,1 млрд грн - на мелкий ремонт и эксплуатационное содержание, в том числе на финансирование объектов за счет МФО было потрачено 5,5 млрд грн. Наибольший объем ремонтных работ был проведен в Закарпатской, Запорожской, Львовской, Харьковской, Хмельницкой областях. 

01

Среди знаковых участков, на которых в прошлом году велись работы:  дорога Львов-Пустомыты-Меденичи во Львовской области, протяженностью 47,5 км, которая была введена в эксплуатацию в июне 2020 года; объездная города Полтавы, которая хоть и имеет протяженность всего 5 км, но включает в себя  эстакаду с двумя полосами для движения транспорта в каждую сторону; дорога Запорожье-Васильевка-Бердянск и другие. 

В текущем году планируют не снижать темпы. 

03

Новая методология

В начале марта прошлого года стало известно, что "Укравтодор" намерен внедрить новую тендерную документацию, основная цель которой - минимизировать риски государства при работе с ненадежными подрядчиками, которые неспособны выполнить работы в установленные сроки. Для этого ведомство разработало более жесткие квалификационные требования к участникам. Среди них - наличие необходимого оборудования, материально-технической базы и технологий, квалифицированных сотрудников, у которых есть необходимые знания и опыт работы. Кроме того, от участника тендера требуется документально подтвердить, что у него уже был опыт выполнения подобных работ. Для строительства, реконструкции и капитального ремонта не менее 100% от ожидаемого объема работ в течении последних 5 лет, для текущего среднего ремонта - не менее 100% от ожидаемого объема работ в течении последних 3 лет, для эксплуатационного содержания - согласно видам работ по минимально необходимому нормативу, по объемам определенным техническим заданием.

Некоторые участники рынка посчитали такие требования слишком жесткими и ограничивающими доступ более мелких игроков на рынок. Однако, в "Укравтодоре" заверили, что такие компании без проблем могут участвовать в тендерах на небольших объектах и по мере приобретения опыта выходить на тендеры по строительству и ремонту дорог государственного значения, к тому же, для них остается полностью открытым рынок дорог местного значения. Более того, принимая новую методику, "Укравтодор" руководствовался требования Международных финансовых организаций. Так, для примера, основные требования Мирового банка и ЕБРР - наличие опыта выполнения подобных заказов. Уже на этапе предквалификационного отбора компания-участник обязана предоставить информацию о наличии опыта реализованных проектов за последние 3-5 лет. Кроме того, стоимость аналогичных договоров должна быть не менее 60% от ожидаемой стоимости закупки.

Активизация ремонта мостов 

В мае 2020 года, когда обрушился автомобильный мост через Алексеевский залив Каховского водохранилища, который является частью трассы Н-23 Кропивницкий-Запорожье, в правительстве всерьез задумались над проблемой не ремонтировавшихся десятилетиями мостов. Президент сообщил о большой пятилетней программе по восстановлению мостов и уже в конце месяца она была презентована главой "Укравтодора" Александром Кубраковым. Так, согласно программе, до 2025 года будет отремонтировано 1358 мостов, в первую очередь 4 и 5 категории. На восстановления такого количества искусственных сооружений необходимо 28,7 млрд грн. 

Презентуя программу, глава ведомства сообщал, что в 2020 году планируется отремонтировать 103 моста. Однако, по итогу года "Укравтодору" удалось перевыполнить намеченный план. Так, по данным самого ведомства, в 2020 году были выполнены работы на 158 искусственных сооружениях. В частности, ремонт и реконструкция - 13, капитальный ремонт - 33, текущий средний - 54. В рамках сотрудничества с МФО были выполнены работы по новому строительству, реконструкции и капитальному ремонту еще на 58 сооружениях. 

Самым знаковым объектом стал мостовой переход в Запорожье, к достройке которого, наконец, вернулись после длительного перерыва. К концу 2020 года дорожники даже открыли автомобильное движение по балочному мосту через Старый Днепр. Полностью закончить мост хотят в 2022 году.

Среди значимых объектов, над которыми работало дорожное ведомство в прошлом году, также мост-долгострой через реку Большой Утлюг в Запорожской области, Буштынский мост на Закарпатье, Маршинецкий мост в Черновицкой области, мосты в Ивано-Франковской области и т.д. Одним из наиболее знаковых объектов этого года - стал Запорожский мост. И хотя его строительство еще полностью не завершено, в конце года по первой очереди объекта - по балочному мосту через Старый Днепр уже был открыт проезд. Полностью достроить мостовой переход хотят в этом году. 

Читайте также Как ремонтируют мосты и дороги в Украине летом 2020 года

Бетонные дороги 

О бетонных дорогах в Украине начали говорить еще при министре инфраструктуры Андрее Пивоварском в 2015 году, однако к практической реализации удалось приступить только в 2018-2019 годах. К числу первых проектов отнесли объездную дорогу вокруг Житомира, участок дороги Днепр-Решетиловка в Полтавской области, участок дороги Н-14 в Николаевской области. В прошлом году строительство бетонных дорог развернулось полным ходом. Так, уже в ноябре была открыт участок дороги Н-14 Александровка-Кропивницкий-Николаев в Николаевской области протяженностью 66 км. Также весь год велись активные работы на дороге Днепр-Решетиловка. В планах - завершить строительство уже в этом году. Со строительством объездной дороги в Житомире возникли проблемы с подрядчиком, и в октябре "Укравтодор" был вынужден разорвать контракт

Чтобы сохранить позитивную тенденцию, в прошлом году "Укравтодор" разработал программу по строительству бетонных дорог в Украине, рассчитанную на 2021-2025 гг. Целью программы является увеличение использования потенциала отечественной промышленности и создания новых рабочих мест, активизация экономики за счет высокого уровня локализации строительства и уменьшения импортозависимости Украины от нефтепродуктов. По подсчетам специалистов, при строительстве бетонных дорог долю локализации можно будет довести до 90%, что значительно выше, чем при строительстве асфальтобетонных. 

Читайте также Ночной дозор или что нового на строительстве первой современной украинской бетонки

За пять лет планируется построить 4,9 тыс. км дорог, из которых 882 км - это международные, национальные и региональные дороги, 2 тыс. км - территориальные дороги, 2 тыс. км - дороги местного значения. Акцент будет сделан на дорогах в южных областях и промышленных регионах, где доля грузового транспорта больше. В ближайшем будущем главными перспективными объектами сети цементобетонных дорог станут международная трасса М-29 Харьков-Перещепино (180 км), национальная трасса Н-08 Борисполь-Мариуполь (95 км в пределах Днепропетровской области) и региональная трасса Р-55 Одесса - Новый Буг (135 км).

Международный технический надзор 

В апреле прошлого года "Укравтодор" подписал первые контакты на осуществление технадзора за ремонтно-строительными работами в дорожном секторе. Цель технического надзора - проконтролировать строительные компании на предмет соблюдения проектных решений и требований дорожных норм, а также качества работ, выполненных при строительстве, реконструкции или ремонте автомобильных дорог общего пользования. 

Соглашения были заключены с крупными международными инжиниринговыми компаниями Egis (Франция) и iC (Австрия). Среди пилотных проектов: капитальный ремонт моста через реку Айдар (дорога Северодонецк-Новоайдар, Луганская область), капитальный ремонт путепровода через железную дорогу на автотрассе Старобельск-Луганск-Хрустальный-Макеевка-Донецк, капремонт дороги Стрый-Тернополь-Кропивницкий-Знаменка. Поскольку стоимость таких услуг достаточно дорогая - 3-10% от стоимости проекта, в прошлом году инженеры были привлечены на более крупные объекты. 

До этого технический надзор осуществлялся исключительно на проектах, финансируемых за средства Международных финансовых организаций. Что касается дорог, которые строятся за государственные средства, - контроль лежит на государственной компании "ДорЯкість". В "Укравтодоре" решили уйти от этой практики и расширить количество инжиниринговых компаний.

Читайте также Километры планов: Что ждет дорожную отрасль в 2021 году