01

В чем суть новой методологии?

"Укравтодор" разработал четкие требования для подтверждения соответствия участника квалификационным требованиям. Среди них: наличие необходимого оборудования, материально-технической базы и технологий, квалифицированных сотрудников, у которых есть необходимые знания и опыт работы. Кроме того, участнику тендера необходимо будет документально подтвердить, что у него уже был опыт выполнения подобных работ.

02

Как обеспечить допуск к дорожным тендерам компетентных компаний?

Чтобы решить проблему некомпетентности компаний, "Укравтодор" планирует тщательно проверять наличие специального оборудования и технологий, а также следить за качеством выполнения работ. Что касается техники, то количество и наименования будут определяться заказчиком в соответствии с проектно-сметной документацией. Отдельные требования будут выдвигаться к асфальтобетонному заводу. Во-первых, он должен быть аттестован на производство смесей. Во-вторых, расстояние от завода до места работ не должно превышать показателей, указанных в ГСН В 2.3-4.

03

А кто против?

На данный момент существенной проблемой являются разные квалификационные условия для одного и того же предмета закупки. Как это не странно звучит, но до сих пор в дорожной отрасли нет единой четкой методики проведения закупок, единых стандартов наборов документов и требований. Чем вполне могут пользоваться недобросовестные участники тендеров.   

Еще одна проблема - некомпетентные компании, которые не придерживаются взятых на себя обязательств и попросту не могут выполнить необходимый объем работ в силу отсутствия необходимого опыта, техники или персонала. Или же они являются элементом "схем" - многие помнят недавний пример того, как "осваивались" дорожные деньги в Тернопольской области, где, чтобы избежать тендеров, дорогу разбили на 178 участков по 40 метров. При этом договора на ремонт были заключены с малоизвестной компанией с сомнительным опытом.

04

При чем тут "тендерные тролли"?

Основная проблема с проведением тендеров сегодня - это блокирование через жалобы в Антимонопольный комитет. Или, так называемые "тендерные тролли". Для примера, в 2019 году четыре компании подали 726 жалоб в Антимонопольный комитет. Из них 30% было принято АМКУ. Общая сумма составила 35 млрд грн. С подобными компаниями "Укравтодор" в течение 2019-2020 годов заключил три договора на общую сумму 92,7 млн грн. Помимо этого существует нивелирование законодательства, так как на одну и ту же жалобу АМКУ может выносить разные решения.

"Тендерные тролли", благодаря пробелам в законодательстве, не просто блокируют и срывают программы дорожного строительства - учитывая масштабы их "деятельности", негативный эффект ощущает экономика страны в целом.

05

Как будут контролировать качество?

Для того, чтобы проконтролировать качество строительства дороги "Укравтодор" потребует справку о наличии испытательной дорожной лаборатории для проведения контроля, свидетельство о том, что эта лаборатория соответствует требованиям действующего законодательства. В случае привлечения сторонней лаборатории необходимо будет предоставить копию договора.

06

Как проверят опыт?

Также потенциальному подрядчику необходимо будет подтвердить наличие опыта выполнения работ, аналогичных тендеру. Для строительства, реконструкции и капитального ремонта не менее 100% от ожидаемого объема работ в течении последних 5 лет, для текущего среднего ремонта - не менее 100% от ожидаемого объема работ в течении последних 3 лет, для эксплуатационного содержания - согласно видам работ по минимально необходимому нормативу, по объемам определенным техническим заданием.

Кроме того, подтверждением опыта будут служить акты приема выполненных работ и справки об их стоимости, а также положительные отзывы от заказчика.

07

Будут ли отличаться требования к работам на дорогах разных категорий?

Самые жесткие требования будут к дорогам первой категории. Среди них: освещение, ограждение переходов, шумоизоляционные экраны, развязки, разметка пластиком, модифицированная асфальтобетонная смесь, перегружатель смеси, обязательное укрепление щебневых материалов, увеличение радиуса кривых, увеличенный модуль гибкости, жесткие требования к ровности.

Для дорог второй и третьей категорий требования будут такими же, за исключением перегружателя смеси. Для дорог четвертой и пятой категории "Укравтодор" требований не выдвигает.

08

Как будут проверять финансовые возможности участников?

Для подтверждения соответствия этому критерию участник подает копию отчета о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе) за последний год. В отчете необходимо будет указать полученную чистую прибыль. Также потенциальный участник тендера должен будет предоставить банковскую гарантию с полным денежным покрытием на весь срок действия банковской гарантии.

09

Соответствует ли это мировому опыту?

Какие требования к строительству и ремонту дорог выдвигаются в мире? Например, в США ориентируются на результат и при выборе подрядчика учитывают его мощности, скорость выполнения работ и опыт. В отношении недобросовестных компаний применяются санкции - их не допускают к новым тендерам. Интересный факт, что в США контракт с минимальной ценой оценивается, как рискованный.

В Италии существует сертификация подрядчиков в соответствии к суммам договоров. Она проходит каждые пять лет, что со временем позволяет компаниям двигаться в рейтинге. А в Чехии главными условиями являются наличие технических и трудовых ресурсов, а также соблюдение гарантийного срока. В частности, для пешеходных дорожек - 5 лет, сельских дорог - 7 лет, региональных - 8 лет, федеральных - 10 лет.

10

А какие требования у МФО?

Основное требование международных финансовых организаций, таких как Мировой банк и ЕБРР, - наличие опыта выполнения подобных заказов. Уже на этапе предквалификационного отбора компания-участник обязана предоставить информацию о наличии опыта реализованных проектов за последние 3-5 лет. Кроме того, стоимость аналогичных договоров должна быть не менее 60% от ожидаемой стоимости закупки.

Также по правилам ЕБРР, ежегодный оборот участника должен, как минимум, в 2,5 раза (в случае особо крупных договоров в 1,5 раза) превышать ожидаемый ежегодный объем оборотных средств, требующихся для выполнения предполагаемого договора. Компании, которые не соответствуют этим условиям, не допускаются к участию в тендере. 

При этом, все участники руководствуются единым унифицированным набором требований - Типовой документацией для предварительного квалификационного отбора участников торгов.

Читайте также 2020 год станет рекордным по ремонту дорог за последние 15 лет, - глава "Укравтодора"