Facebook11 Twitter

Поездка, изначально планировавшаяся на пару дней, в итоге растянулась на четыре… Ехать доводилось как по вполне хорошим участкам дорог, так и по тем, над которым дорожникам еще предстоит попотеть. Погода сменялась от палящего солнца под Житомиром до невесть откуда взявшегося проливного дождя в Карпатах.  

В середине июня ЦТС представилась возможность проехаться по объектам "Большого строительства" "Укравтодора" в нескольких западных областях Украины. Мы своими глазами увидели, как выполняется ремонт и строительство дорог и мостов в Житомирской, Ривненской, Черновицкой, Ивано-Франковской и Закарпатской областях.

Житомир. Китайская бетонка и десять мостов

Первый пункт нашего маршрута - Северный обход города Житомира на трассе М-06 Киев-Чоп. В прошлую нашу поездку, которая состоялась в начале мая, мы уже посещали эту локацию вместе с главой Госагентства автомобильных дорог Александром Кубраковым. Тогда группа журналистов была большой, и поездка носила более официальных характер. В этот раз появилась возможность изучить строительство житомирской бетонки в неформальной обстановке более детально, и не зря - этот довольно масштабный проект стоит внимания.

photo_2020-06-11_14-14-51

Мост, который на 100% строит Sinohydro

Однако обо всем по порядку. В мае к китайскому подрядчику - компании Synohydro Corporation - были претензии, связанные с серьезным отставанием по темпам строительства. А именно - что компания не справилась даже с половиной запланированного объема, выполнив всего 43% работ. Хуже всего дела обстояли с переносом коммуникаций - они были выполнены на 17%, лучше всего - непосредственно с дорожными работами (75%). План по строительству путепроводов был выполнен чуть более чем на треть.

photo_2020-06-11_14-40-59

Левый проезд пока останется с асфальтовым покрытием

Что изменилось за месяц, спрашиваем у руководителя проекта Цзена Вэйди, который согласился провести с нами на строительстве несколько часов. По его словам, готовность дорожного покрытия на конец июня должно достичь 85%. Прогресс в этом сегменте мы смогли оценить лично: по дороге из Киева правый проезд (то есть та часть дороги, которую и строят в цементобетоне китайцы) был закрыт для движения, однако уже через три дня, когда мы возвращались обратно, часть бетонки была открыта (правда, пока без разметки). Общая длина строящегося участка - 22 км. В Sinohydro надеются получить право на строительство левого проезда, однако пока там останется старое асфальтовое покрытие, которое компания, согласно условиям договора, должна отремонтировать после завершения работ на бетонной части дороги.

photo_2020-06-11_14-41-17

Субподрядчик на данном объекте - компания "Мастер"

Однако наиболее существенно компания продвинулась в строительстве мостов и путепроводов, готовность которых господин Цзен оценивает в 60%. На них остановимся детальнее.

Всего в процессе строительства/реконструкции находятся десять мостовых сооружений, которые включают автомобильные мосты и развязки, а также надземные пешеходные переходы. Работы на большей части мостов ведут украинские субподрядчики - компании "Мастер", "Северсталь", "Экстра Инвест".

8fb8423254def4e6f3beb3f4e988e964

Объект компании "Экстра Инвест"

Сама Synohydro выполняет 100% работ только на одной мостовой конструкции. Что касается других объектов, китайская корпорация осуществляет установку всех опор и бетонных балок (которые производит на собственном заводе неподалеку). Как объяснили нам представители компании, Sinohydro обратилась к помощи субподрядчиков вынужденно - во-первых, из-за изначального отставания, во-вторых, из-за коронавируса (уехавшие в отпуск сотрудники застряли в Китае, так же, как и дополнительные рабочие, которых намеревались привлечь). "Мы готовы понести любые затраты, чтобы завершить этот проект, так как он станет нашей визитной карточкой в Украине", - говорит китайский представитель.

a901d6bf07af41b3a2e2ef9af6b3e556

Synohydro устанавливает все опоры и бетонные балки

Визуально самый высокий уровень готовности у моста, построенного Sinohydro (готово покрытие, установлены отбойники). Наименьшая готовность - у мостов "Северстали" и "Экстра Инвеста". Последней принадлежит субподряд по реконструкции одного из наиболее сложных мостов - через реку Каменку.

bd3e69440142db2b5a5e68b704584e9a

Демонтаж старого моста через р. Каменка

Сейчас старый мост демонтируют, а проезд осуществляется по специально построенному временному мосту. Когда работы на основном мосту завершатся, его разберут.

544380893dea9538343d75b84e4956ed

Временный мост

Самый последний объект, который посещаем, построен практически в поле - мы не видим ни дороги, ни населенного пункта рядом (трасса М-06, км 151+100 м). Оказывается, это развязка для сельхозтехники. Ее также возводит "Экстра Инвест". Цзен Вэйди жалуется: невнимательные водители автомобилевозов уже два раза сносили балку, которая должна была быть основной одного из пролетов моста. В последний раз это произошло около двух месяцев назад. "На мосту и перед ним установлены специальные знаки, но ночью водители на них не обращают внимания! Теперь мы на подъезде установили рамку. Надеемся, хоть она поможет", - сетует представитель Sinohydro. Сейчас развязка полностью закована в леса, готовится повторный монтаж балки.

photo_2020-06-11_14-53-10

Будущая развязка для сельхозтехники

Все несколько часов, в течение которых мы изучаем полотно и мосты, из которых будет состоять будущая бетонка, наши спутники - Цзен Вейди и китайский переводчик, представившийся Виктором, - ни разу не снимают маски. Рабочие, в основном украинцы, по большей части тоже в масках. Редкая сознательность, которая во время этого путешествия не встречалась нам больше нигде.

Ривне. Необычная эстакада от белорусского подрядчика

Второй пункт нашего маршрута - Ривне, где также осуществляется строительство Северного обхода города. Он нужен для того, чтобы транспорт, следующий в направлении Луцка, пустить в объезд Ривного (сейчас весь транзит идет прямо через областной центр). Первая очередь строительства здесь - это 6-км участок дороги от трассы Городище-Ривне-Староконстантинов до дороги Ходосы-Кустин, включающий две эстакады - через овраг и через железную дорогу. Победитель тендера на это строительство - "Белавтодор-Украина".

UNADJUSTEDNONRAW_thumb_9f6

Новый участок дороги прокладывается через поля

Объект нам показывают представители субподрячика - "Дорожно-строительного треста №4" из Бреста (входит в холдинг "Белавтодор"). На схеме видим, что 280-метровая эстакада через овраг будет не совсем обычной. Дело в том, что из семи пролетов, из которых она будет состоять, 4 будут смонтированы с помощью бетонных балок, а еще 3 будут состоять из цельнометаллической конструкции весом 460 тонн, которая будет надвинута на опоры. "Здесь очень широкий яр, - объясняют нам белорусские инженеры. - Металлическая часть будет расположена над самой глубокой частью оврага". К такому решению прибегли, чтобы не устанавливать лишние опоры.

UNADJUSTEDNONRAW_thumb_9f9

Сварочные работы при подготовке опор

На момент нашего визита на объекте ведется подготовка к установке опор - земляные, сварочные работы.

Мы находимся на краю оврага, если посмотреть в другую сторону, то мы в 8 км от автодороги Н-22 Устилуг-Луцк-Ривне, в которую должен влиться данный участок. Эти 8 км весьма ухабистой дороги подлежат реконструкции, однако половина из них еще даже не находится на балансе "Укравтодора" (ранее ими распоряжался "Ривнеазот"). В САДе надеются провести тендеры по этим двум 4-км участкам в 2020-2021 годах.

2020_06_02_28-1024x576

Общий вид на строительную площадку (фото - Юрий Голик)

"Эта окружная даст возможность транзита с М-06 на Н-22 в обход населенных пунктов. По подсчетам проектантов, в сутки по ней будет проезжать от 7 до 11 тыс. автомобилей", - говорит пресс-секретарь Ривненской службы автодорог Дмитрий Леонтиюк. При этом дорога будет двухполосной (2 техническая категория, покрытие - асфальтобетон). На вопрос, достаточно ли будет двухполоски для такого транзита, представитель САДа говорит, что хотелось бы, чтобы эта дорога была пошире, однако в нынешних условиях рады и этому.

Буковина. От румынской границы до неспокойного Черемоша 

Остаток первого дня нашей поездки проводим в дороге, ведь следующий объект ждет нас аж в Черновицкой области. После ночевки в Черновцах отправляемся осматривать капитальный ремонт участка дороги М-19 Ковель-Черновцы-Тереблече (на Бухарест), ведущей в КПП "Порубное", что на украинско-румынской границе. Здесь работает компания ПБС из Ивано-Франковска.

UNADJUSTEDNONRAW_thumb_9f1

Компания ПБС ремонтирует 5-километровый участок

"Это самый мощный пропускной пункт в Черновицкой области. Он является основным грузовым КПП в направлении Турции. Для турок - это ворота в Украину", - говорит главный инженер ПБС Владимир Быгарь.

Общая длина участка, ремонтируемого компанией, - 5,1 км, из них непосредственно на подход к пропускному пункту приходится 2 км. Покрытие - ЩМА. На этом небольшом участке проводится расширение дороги с 2 до 3 полос специально для автомобилей, стоящих в очереди на пересечение государственной границы. Также будет четвертая полоса - для отстоя транспорта. В обратную сторону дорога будет иметь две полосы.

UNADJUSTEDNONRAW_thumb_9ea

Проводится расширение дороги с 2 до 3 полос 

По словам мастера-начальника участка Ивана Федишина, дорога у КПП должна выдерживать большую нагрузку, поэтому общая толщина дорожного покрытия в твердых слоях тут составит 55 см.

На момент нашего приезда работы близились к завершению. По всему 5-км участку было выполнено более 80% работ, последние 2 км ПБС намерен сдать не позднее конца июня.

UNADJUSTEDNONRAW_thumb_9f4

Оставив коллегу заниматься сьемкой, я отправилась пешком по свежеуложенному асфальту к румынской границе в надежде сделать несколько снимков. Увы, у КПП меня ждало разочарование: из-за ограждения выбежал пограничник и запретил фотографировать. К слову, на стоянке перед КПП с украинской стороны скопился с десяток фур, однако узнать, чего именно они ждут, было не у кого.

UNADJUSTEDNONRAW_thumb_9f0

Строгие пограничники были лишь первым разочарованием того дня. Дальше у нас случилась путаница в координатах следующего запланированного к посещению объекта. Вместо строящего моста через Черемош мы попали на мост через другую карпатскую реку - Прут, находящийся в противоположной, юго-восточной части области... Сделав внушительный 150-км крюк и потеряв немало времени, болтаясь по горным проселочным дорогам. Зато увидели объект, которым явно не гордится местный САД, - мост в Маршинцах (Новоселицкий район). Точнее, остатки моста, разрушенного паводком 2008 года.

P1080320

(Фото - Чернівці 24)

Несколько министров инфраструктуры обещали местным жителям реконструировать этот мост, но каждый раз на него не находилось финансирования. Мы увидели вокруг конструкции лишь густые заросли, а значит, техника здесь не работает уже очень давно.

Проезд через реку в данный момент обеспечен с помощью временного моста. С виду вполне приличного, но, как говорят местные жители, весьма опасного. Дело в том, что временный мост - чересчур низкий. При нормальном уровне воды в Пруте он справляется со своей задачей, но как только вода в реке поднимается - его быстро затапливает, а под самим мостом собирается "дамба" из ветвей и разного мусора, которую каждый раз приходится разбирать. Примера долго ждать не пришлось: на момент написания материала вода в Пруте поднялась до 5 метров и временный мост в Маршинцах снова затопило.

Временный мост2

Временный мост через Черемош. Сразу за ним строится новый

Вообще, о силе стихии и о том, насколько она коварна в горах, за время этой поездки мы услышим еще не раз. В частности, на строительстве мостов через Черемош и участка дороги в Ростоках, к которому мы все-таки добрались несколько часов спустя. Все теперешнее строительство - 1,65 км дороги Р-62, включающие два моста длиной 162 и 126 м, - это работы по восстановлению инфраструктуры, разрушенной тем же паводком в 2008 году.

Тут была дорога1

Раньше здесь была дорога, но была смыта в 2008 году

Прораб Дмитрий Нагорняк показывает нам, место, где раньше проходила дорога. Сейчас тем русло реки, и лишь кое-где видны остатки дорожного покрытия и столбы ЛЭП. Эта дорога была основной транспортной артерией, которая соединяла районный центр Путила с Черновцами. Когда в июне 2008-го высокая вода смыла эту дорогу, добраться до Путил из Черновцов стало возможно только по горной дороге через перевал Шурдин (1200 м), который закрывается на зиму.

IMG_0287 2

Строящийся 162-метровый мост через Черемош (Фото - Павел Авдокушин)

По сути, поселок и часть района оказались изолированными от внешнего мира, объясняет Нагирняк. Подрядная организация, которую он представляет, - "Энергетически-дорожное строительство". Основная специализация данной компании - строительство и реконструкция АЭС, ГЭС, защитных дамб. И опыт в сфере гидротехнических сооружений тут как нельзя кстати. "Речка здесь непредсказуема. Вчера ее можно было перейти вброд, а сегодня на ней паводок", - говорит инженер.

IMG_0110

Новый мост через Черемош на момент нашего визита был готов на 90%

На первом, 162-метровом мосту мы видим, как завершается асфальтирование, устанавливается фундамент для опор освещения. Он готов на 90%.

IMG_0134

Второй мост - его необходимость обусловлена тем, что здесь Черемош поворачивает на 90 градусов, - готов наполовину, на нем еще нет балок двух пролетов. Рядом функционирует временный мост. Его построили еще в 2008-м, на сегодня он почти полностью изношен.

UNADJUSTEDNONRAW_thumb_a0d

На соседнем объекте работ предстоит гораздо больше

Пройдя первый мост, замечаем в реке ниже по течению большие бетонные трубы, валяющиеся как попало.

IMG_0135

"Видите, как вода нам "помогает"? Посносило тут все… что смогли - спасли. Остальное будем вытаскивать, когда спадет вода", - вздыхает Нагирняк. Эти трубы положили, чтобы по ним тек Черемош, а сверху была устроена площадка для проезда тяжелой техники, которая доставляла балки и другие элементы конструкции для второго моста (везти их по новому мосту нельзя - слишком большой вес). Но в ночь перед нашим приездом пришла большая вода и утром строители обнаружили, что площадки больше нет. Повезло еще, что в этот момент там не было техники. Таким образом, из-за стихии строительство второго моста было приостановлено. На момент написания текста ситуация не улучшилась - Черемош поднялся еще выше, а аварийный временный мост даже пришлось перекрыть.

UNADJUSTEDNONRAW_thumb_a07

Мосты Прикарпатья

Второй день нашей поездки завершился встречей с представителями Ивано-Франковской службы автодорог, чей пресс-секретарь Людмила Стражник вместе с нами посетила все дорожные объекты в области. Один из них - мост через речку Луква в селе Боднарев. По словам Людмилы, это одно из "больных мест" Ивано-Франковского САДа: сравнительно небольшой мост, построенный в 1960-х, давно пришел в аварийное состояние - крайние балки полностью разрушены, из остальных, как мы увидели своими глазами, уже тоже торчит старая арматура, бетон сыпется от прикосновения. Не нужно быть инженером, чтобы понимать: эта конструкция может обрушиться в любой момент…

IMG_0144

Мост через речку Луква в селе Боднарев

Вообще, что касается мостов, в ходе этой поездки у меня сложилось впечатление, что "Укравтодор" в авральном порядке пытается исправить ситуацию там, где она реально критическая. Рядом со старым мостом в Боднареве в 2008 году начали строить новый. Был построен один проезд (без возможности запустить движение), после чего финансирование прекратилось. Вернулись к многострадальному мосту в 2019 году. Был проведен аудит проделанной работы, в данный момент новый подрядчик - ПБС - готовится к асфальтированию готовой половины моста и установки опор освещения. Уже готов тротуар, отбойники. После того, как по этом проезду будет запущено движение, старый мост снесут и на его месте начнется строительство второго проезда.

IMG_0141

Работы на объекте возобновили в 2019 году

Ночевать отправляемся в Долину - бывшую нефтяную столицу Прикарпатья. Утром снова выдвигаемся в путь. Немного подустав от мостов, мы не ожидаем ничего особенного от следующей локации - моста через Днестр в с. Сивка-Войниловская. А зря.

UNADJUSTEDNONRAW_thumb_a27

Строящаяся 273-метровая конструкция, которую мы видим по прибытии, действительно впечатляет. Но и ее история не безоблачна. Новый мост на трассе Т-09-10, который должен соединить Калуш и Бурштын, начали строить еще в 1992 году. Однако тогда успели установить лишь несколько буронабивных свай, после чего работы прекратились на долгие 16 лет. В 2008-2010 годах были установлены все опоры, смонтированы ригеля, после чего последовала новая пауза в работе. В 2019 году работы возобновили силами уже хорошо знакомой нам компании ПБС.

UNADJUSTEDNONRAW_thumb_a29

Работы на строительстве нового моста через Днестр в с. Сивка-Войниловская возобновили в прошлом году

"Этот мост уникален тем, что из десяти прогонов 6 - железобетонные, 4 - металлические", - рассказывает начальник участка Юрий Побигушка. Процесс надвижки цельнометаллической конструкции на центральную часть моста был очень сложным: специально для этого был построен временный мост, а сама конструкция надвигалась по 40 см в день. "Чтобы она не "играла", мы ее стягивали, тщательно выравнивали домкратами, ставили на место", - делится воспоминаниями инженер.

Для нас этот мост необычен еще и тем, что опоры в реке находятся внутри металлических труб. На реках со спокойным течением в них нет надобности, а вот на стремительном Днестре они нужны, чтобы защитить от разрушения бетонные опоры.

UNADJUSTEDNONRAW_thumb_a30

Опоры моста - в металлических трубах

На момент нашего посещения на мосту варили ограждение, техника приводила в порядок территорию рядом с мостом. Впереди - установка освещения и укладка ЩМА. Сдать объект подрядчик планирует до конца лета. "Вероятно, приурочим открытие ко Дню Независимости", - полагает Побигушка.

UNADJUSTEDNONRAW_thumb_a35

Работы планируют завершить до Дня Независимости

Сделать это необходимо как можно быстрее, потому что сейчас весь трафик идет по аварийному старому мосту, по которому не то что ездить - пешком идти страшно. Перед въездом на него стоит ограничительный знак - 7 тонн. И это именно тот случай, когда вряд ли кому-нибудь взбредет в голову нарушать весовой режим.

104191312_10222501117620513_4113397901398652642_n

Пока весь трафик идет по старому мосту, расположенному рядом

Дороги с закарпатским колоритом 

Из Калушского района Ивано-Франковской области мы снова отправляемся в Карпаты. Дорога на Закарпатье долгая и невероятно живописная. Остановиться и полюбоваться видами самой дикой и высокой части украинских Карпат нам не позволяет только жесткий цейтнот - нужно успеть осмотреть еще несколько объектов.

IMG_0288

Живописное Закарпатье (фото - Павел Авдокушин)

На закате успеваем увидеть первый из них - ремонт дороги М-09 между Тячевом и Хустом. На месте выясняем, что работы здесь ведут наши земляки - компания ШБУ-77 из Броваров. Работы на вверенном ей 25-километровом участке начались в апреле, на момент нашего визита подрядчик уже завершил укладку асфальта на 19 км со стороны Хуста.

UNADJUSTEDNONRAW_thumb_a3d

Участок дороги М-09 между Тячевом и Хустом ремонтирует компания ШБУ

О том, что работают здесь не местные жители, легко догадаться: в выходной, да еще в две смены (дневную и ночную) местные попросту не работают. В селе Буштыно, где мы догнали дорожников, в субботний вечер посмотреть на зрелище вышли все от мала до велика. Сельчане с телефонами и семечками просто сели на лавочках и наблюдают за работой асфальтоукладчика и катков.

UNADJUSTEDNONRAW_thumb_a42

Местные жители к подобным зрелищам не привыкли

Переночевав в Хусте, мы отправились дальше. По дороге в Киев у нас остался всего один объект - капитальный ремонт участка дороги Т-07-18 между Межгорьем и Воловцом.

UNADJUSTEDNONRAW_thumb_a3b

Технику подрядчика - турецкой компании Onur мы застали в селе Репинное Межгорского района. Тут тоже не обошлось без колоритной зарисовки: между снующими туда-сюда катками и укладчиком дорогу по свежему асфальту перебегают нарядные бабушки и молодые девушки на каблуках, ведь сегодня воскресенье - день похода в церковь. Звонят колокола, из громкоговорителя звучит проповедь. В общем, самый настоящий праздник.

IMG_0251

Техника Onur в с. Репинное

Увы, турки праздничной суеты местных не разделяют. Жалуются: украинские работники не хотят работать по воскресеньям! А работы должны идти в быстром темпе.

IMG_0240

Пока местные жители торопятся в церковь, турецкие подрядчики продолжают свою работу

"Одним слоем асфальта мы за день проходим 2-3 км. В этом году начали работать в апреле", - рассказывает один из инженеров Onur Кексал Сыртакара. По его словам, работы на этом 47-километровом участке компания начала еще в 2017 году, но из-за прекращения финансирования пришлось сделать паузу. Однако в этот раз турки настроены оптимистично и рассчитывают к концу сезона дойти до самого Воловца.

IMG_0236

Все 9 часов обратной дороги до Киева мы переваривали впечатления от увиденного. Ведь получилась целая экспедиция.