Поездка, изначально планировавшаяся на пару дней, в итоге растянулась на четыре… Ехать доводилось как по вполне хорошим участкам дорог, так и по тем, над которым дорожникам еще предстоит попотеть. Погода сменялась от палящего солнца под Житомиром до невесть откуда взявшегося проливного дождя в Карпатах.
В середине июня ЦТС представилась возможность проехаться по объектам "Большого строительства" "Укравтодора" в нескольких западных областях Украины. Мы своими глазами увидели, как выполняется ремонт и строительство дорог и мостов в Житомирской, Ривненской, Черновицкой, Ивано-Франковской и Закарпатской областях.
Житомир. Китайская бетонка и десять мостов
Первый пункт нашего маршрута - Северный обход города Житомира на трассе М-06 Киев-Чоп. В прошлую нашу поездку, которая состоялась в начале мая, мы уже посещали эту локацию вместе с главой Госагентства автомобильных дорог Александром Кубраковым. Тогда группа журналистов была большой, и поездка носила более официальных характер. В этот раз появилась возможность изучить строительство житомирской бетонки в неформальной обстановке более детально, и не зря - этот довольно масштабный проект стоит внимания.
Мост, который на 100% строит Sinohydro
Однако обо всем по порядку. В мае к китайскому подрядчику - компании Synohydro Corporation - были претензии, связанные с серьезным отставанием по темпам строительства. А именно - что компания не справилась даже с половиной запланированного объема, выполнив всего 43% работ. Хуже всего дела обстояли с переносом коммуникаций - они были выполнены на 17%, лучше всего - непосредственно с дорожными работами (75%). План по строительству путепроводов был выполнен чуть более чем на треть.
Левый проезд пока останется с асфальтовым покрытием
Что изменилось за месяц, спрашиваем у руководителя проекта Цзена Вэйди, который согласился провести с нами на строительстве несколько часов. По его словам, готовность дорожного покрытия на конец июня должно достичь 85%. Прогресс в этом сегменте мы смогли оценить лично: по дороге из Киева правый проезд (то есть та часть дороги, которую и строят в цементобетоне китайцы) был закрыт для движения, однако уже через три дня, когда мы возвращались обратно, часть бетонки была открыта (правда, пока без разметки). Общая длина строящегося участка - 22 км. В Sinohydro надеются получить право на строительство левого проезда, однако пока там останется старое асфальтовое покрытие, которое компания, согласно условиям договора, должна отремонтировать после завершения работ на бетонной части дороги.
Субподрядчик на данном объекте - компания "Мастер"
Однако наиболее существенно компания продвинулась в строительстве мостов и путепроводов, готовность которых господин Цзен оценивает в 60%. На них остановимся детальнее.
Всего в процессе строительства/реконструкции находятся десять мостовых сооружений, которые включают автомобильные мосты и развязки, а также надземные пешеходные переходы. Работы на большей части мостов ведут украинские субподрядчики - компании "Мастер", "Северсталь", "Экстра Инвест".
Объект компании "Экстра Инвест"
Сама Synohydro выполняет 100% работ только на одной мостовой конструкции. Что касается других объектов, китайская корпорация осуществляет установку всех опор и бетонных балок (которые производит на собственном заводе неподалеку). Как объяснили нам представители компании, Sinohydro обратилась к помощи субподрядчиков вынужденно - во-первых, из-за изначального отставания, во-вторых, из-за коронавируса (уехавшие в отпуск сотрудники застряли в Китае, так же, как и дополнительные рабочие, которых намеревались привлечь). "Мы готовы понести любые затраты, чтобы завершить этот проект, так как он станет нашей визитной карточкой в Украине", - говорит китайский представитель.
Synohydro устанавливает все опоры и бетонные балки
Визуально самый высокий уровень готовности у моста, построенного Sinohydro (готово покрытие, установлены отбойники). Наименьшая готовность - у мостов "Северстали" и "Экстра Инвеста". Последней принадлежит субподряд по реконструкции одного из наиболее сложных мостов - через реку Каменку.
Демонтаж старого моста через р. Каменка
Сейчас старый мост демонтируют, а проезд осуществляется по специально построенному временному мосту. Когда работы на основном мосту завершатся, его разберут.
Временный мост
Самый последний объект, который посещаем, построен практически в поле - мы не видим ни дороги, ни населенного пункта рядом (трасса М-06, км 151+100 м). Оказывается, это развязка для сельхозтехники. Ее также возводит "Экстра Инвест". Цзен Вэйди жалуется: невнимательные водители автомобилевозов уже два раза сносили балку, которая должна была быть основной одного из пролетов моста. В последний раз это произошло около двух месяцев назад. "На мосту и перед ним установлены специальные знаки, но ночью водители на них не обращают внимания! Теперь мы на подъезде установили рамку. Надеемся, хоть она поможет", - сетует представитель Sinohydro. Сейчас развязка полностью закована в леса, готовится повторный монтаж балки.
Будущая развязка для сельхозтехники
Все несколько часов, в течение которых мы изучаем полотно и мосты, из которых будет состоять будущая бетонка, наши спутники - Цзен Вейди и китайский переводчик, представившийся Виктором, - ни разу не снимают маски. Рабочие, в основном украинцы, по большей части тоже в масках. Редкая сознательность, которая во время этого путешествия не встречалась нам больше нигде.
Ривне. Необычная эстакада от белорусского подрядчика
Второй пункт нашего маршрута - Ривне, где также осуществляется строительство Северного обхода города. Он нужен для того, чтобы транспорт, следующий в направлении Луцка, пустить в объезд Ривного (сейчас весь транзит идет прямо через областной центр). Первая очередь строительства здесь - это 6-км участок дороги от трассы Городище-Ривне-Староконстантинов до дороги Ходосы-Кустин, включающий две эстакады - через овраг и через железную дорогу. Победитель тендера на это строительство - "Белавтодор-Украина".
Новый участок дороги прокладывается через поля
Объект нам показывают представители субподрячика - "Дорожно-строительного треста №4" из Бреста (входит в холдинг "Белавтодор"). На схеме видим, что 280-метровая эстакада через овраг будет не совсем обычной. Дело в том, что из семи пролетов, из которых она будет состоять, 4 будут смонтированы с помощью бетонных балок, а еще 3 будут состоять из цельнометаллической конструкции весом 460 тонн, которая будет надвинута на опоры. "Здесь очень широкий яр, - объясняют нам белорусские инженеры. - Металлическая часть будет расположена над самой глубокой частью оврага". К такому решению прибегли, чтобы не устанавливать лишние опоры.
Сварочные работы при подготовке опор
На момент нашего визита на объекте ведется подготовка к установке опор - земляные, сварочные работы.
Мы находимся на краю оврага, если посмотреть в другую сторону, то мы в 8 км от автодороги Н-22 Устилуг-Луцк-Ривне, в которую должен влиться данный участок. Эти 8 км весьма ухабистой дороги подлежат реконструкции, однако половина из них еще даже не находится на балансе "Укравтодора" (ранее ими распоряжался "Ривнеазот"). В САДе надеются провести тендеры по этим двум 4-км участкам в 2020-2021 годах.
Общий вид на строительную площадку (фото - Юрий Голик)
"Эта окружная даст возможность транзита с М-06 на Н-22 в обход населенных пунктов. По подсчетам проектантов, в сутки по ней будет проезжать от 7 до 11 тыс. автомобилей", - говорит пресс-секретарь Ривненской службы автодорог Дмитрий Леонтиюк. При этом дорога будет двухполосной (2 техническая категория, покрытие - асфальтобетон). На вопрос, достаточно ли будет двухполоски для такого транзита, представитель САДа говорит, что хотелось бы, чтобы эта дорога была пошире, однако в нынешних условиях рады и этому.
Буковина. От румынской границы до неспокойного Черемоша
Остаток первого дня нашей поездки проводим в дороге, ведь следующий объект ждет нас аж в Черновицкой области. После ночевки в Черновцах отправляемся осматривать капитальный ремонт участка дороги М-19 Ковель-Черновцы-Тереблече (на Бухарест), ведущей в КПП "Порубное", что на украинско-румынской границе. Здесь работает компания ПБС из Ивано-Франковска.
Компания ПБС ремонтирует 5-километровый участок
"Это самый мощный пропускной пункт в Черновицкой области. Он является основным грузовым КПП в направлении Турции. Для турок - это ворота в Украину", - говорит главный инженер ПБС Владимир Быгарь.
Общая длина участка, ремонтируемого компанией, - 5,1 км, из них непосредственно на подход к пропускному пункту приходится 2 км. Покрытие - ЩМА. На этом небольшом участке проводится расширение дороги с 2 до 3 полос специально для автомобилей, стоящих в очереди на пересечение государственной границы. Также будет четвертая полоса - для отстоя транспорта. В обратную сторону дорога будет иметь две полосы.
Проводится расширение дороги с 2 до 3 полос
По словам мастера-начальника участка Ивана Федишина, дорога у КПП должна выдерживать большую нагрузку, поэтому общая толщина дорожного покрытия в твердых слоях тут составит 55 см.
На момент нашего приезда работы близились к завершению. По всему 5-км участку было выполнено более 80% работ, последние 2 км ПБС намерен сдать не позднее конца июня.
Оставив коллегу заниматься сьемкой, я отправилась пешком по свежеуложенному асфальту к румынской границе в надежде сделать несколько снимков. Увы, у КПП меня ждало разочарование: из-за ограждения выбежал пограничник и запретил фотографировать. К слову, на стоянке перед КПП с украинской стороны скопился с десяток фур, однако узнать, чего именно они ждут, было не у кого.
Строгие пограничники были лишь первым разочарованием того дня. Дальше у нас случилась путаница в координатах следующего запланированного к посещению объекта. Вместо строящего моста через Черемош мы попали на мост через другую карпатскую реку - Прут, находящийся в противоположной, юго-восточной части области... Сделав внушительный 150-км крюк и потеряв немало времени, болтаясь по горным проселочным дорогам. Зато увидели объект, которым явно не гордится местный САД, - мост в Маршинцах (Новоселицкий район). Точнее, остатки моста, разрушенного паводком 2008 года.
(Фото - Чернівці 24)
Несколько министров инфраструктуры обещали местным жителям реконструировать этот мост, но каждый раз на него не находилось финансирования. Мы увидели вокруг конструкции лишь густые заросли, а значит, техника здесь не работает уже очень давно.
Проезд через реку в данный момент обеспечен с помощью временного моста. С виду вполне приличного, но, как говорят местные жители, весьма опасного. Дело в том, что временный мост - чересчур низкий. При нормальном уровне воды в Пруте он справляется со своей задачей, но как только вода в реке поднимается - его быстро затапливает, а под самим мостом собирается "дамба" из ветвей и разного мусора, которую каждый раз приходится разбирать. Примера долго ждать не пришлось: на момент написания материала вода в Пруте поднялась до 5 метров и временный мост в Маршинцах снова затопило.
Временный мост через Черемош. Сразу за ним строится новый
Вообще, о силе стихии и о том, насколько она коварна в горах, за время этой поездки мы услышим еще не раз. В частности, на строительстве мостов через Черемош и участка дороги в Ростоках, к которому мы все-таки добрались несколько часов спустя. Все теперешнее строительство - 1,65 км дороги Р-62, включающие два моста длиной 162 и 126 м, - это работы по восстановлению инфраструктуры, разрушенной тем же паводком в 2008 году.
Раньше здесь была дорога, но была смыта в 2008 году
Прораб Дмитрий Нагорняк показывает нам, место, где раньше проходила дорога. Сейчас тем русло реки, и лишь кое-где видны остатки дорожного покрытия и столбы ЛЭП. Эта дорога была основной транспортной артерией, которая соединяла районный центр Путила с Черновцами. Когда в июне 2008-го высокая вода смыла эту дорогу, добраться до Путил из Черновцов стало возможно только по горной дороге через перевал Шурдин (1200 м), который закрывается на зиму.
Строящийся 162-метровый мост через Черемош (Фото - Павел Авдокушин)
По сути, поселок и часть района оказались изолированными от внешнего мира, объясняет Нагирняк. Подрядная организация, которую он представляет, - "Энергетически-дорожное строительство". Основная специализация данной компании - строительство и реконструкция АЭС, ГЭС, защитных дамб. И опыт в сфере гидротехнических сооружений тут как нельзя кстати. "Речка здесь непредсказуема. Вчера ее можно было перейти вброд, а сегодня на ней паводок", - говорит инженер.
Новый мост через Черемош на момент нашего визита был готов на 90%
На первом, 162-метровом мосту мы видим, как завершается асфальтирование, устанавливается фундамент для опор освещения. Он готов на 90%.
Второй мост - его необходимость обусловлена тем, что здесь Черемош поворачивает на 90 градусов, - готов наполовину, на нем еще нет балок двух пролетов. Рядом функционирует временный мост. Его построили еще в 2008-м, на сегодня он почти полностью изношен.
На соседнем объекте работ предстоит гораздо больше
Пройдя первый мост, замечаем в реке ниже по течению большие бетонные трубы, валяющиеся как попало.
"Видите, как вода нам "помогает"? Посносило тут все… что смогли - спасли. Остальное будем вытаскивать, когда спадет вода", - вздыхает Нагирняк. Эти трубы положили, чтобы по ним тек Черемош, а сверху была устроена площадка для проезда тяжелой техники, которая доставляла балки и другие элементы конструкции для второго моста (везти их по новому мосту нельзя - слишком большой вес). Но в ночь перед нашим приездом пришла большая вода и утром строители обнаружили, что площадки больше нет. Повезло еще, что в этот момент там не было техники. Таким образом, из-за стихии строительство второго моста было приостановлено. На момент написания текста ситуация не улучшилась - Черемош поднялся еще выше, а аварийный временный мост даже пришлось перекрыть.
Мосты Прикарпатья
Второй день нашей поездки завершился встречей с представителями Ивано-Франковской службы автодорог, чей пресс-секретарь Людмила Стражник вместе с нами посетила все дорожные объекты в области. Один из них - мост через речку Луква в селе Боднарев. По словам Людмилы, это одно из "больных мест" Ивано-Франковского САДа: сравнительно небольшой мост, построенный в 1960-х, давно пришел в аварийное состояние - крайние балки полностью разрушены, из остальных, как мы увидели своими глазами, уже тоже торчит старая арматура, бетон сыпется от прикосновения. Не нужно быть инженером, чтобы понимать: эта конструкция может обрушиться в любой момент…
Мост через речку Луква в селе Боднарев
Вообще, что касается мостов, в ходе этой поездки у меня сложилось впечатление, что "Укравтодор" в авральном порядке пытается исправить ситуацию там, где она реально критическая. Рядом со старым мостом в Боднареве в 2008 году начали строить новый. Был построен один проезд (без возможности запустить движение), после чего финансирование прекратилось. Вернулись к многострадальному мосту в 2019 году. Был проведен аудит проделанной работы, в данный момент новый подрядчик - ПБС - готовится к асфальтированию готовой половины моста и установки опор освещения. Уже готов тротуар, отбойники. После того, как по этом проезду будет запущено движение, старый мост снесут и на его месте начнется строительство второго проезда.
Работы на объекте возобновили в 2019 году
Ночевать отправляемся в Долину - бывшую нефтяную столицу Прикарпатья. Утром снова выдвигаемся в путь. Немного подустав от мостов, мы не ожидаем ничего особенного от следующей локации - моста через Днестр в с. Сивка-Войниловская. А зря.
Строящаяся 273-метровая конструкция, которую мы видим по прибытии, действительно впечатляет. Но и ее история не безоблачна. Новый мост на трассе Т-09-10, который должен соединить Калуш и Бурштын, начали строить еще в 1992 году. Однако тогда успели установить лишь несколько буронабивных свай, после чего работы прекратились на долгие 16 лет. В 2008-2010 годах были установлены все опоры, смонтированы ригеля, после чего последовала новая пауза в работе. В 2019 году работы возобновили силами уже хорошо знакомой нам компании ПБС.
Работы на строительстве нового моста через Днестр в с. Сивка-Войниловская возобновили в прошлом году
"Этот мост уникален тем, что из десяти прогонов 6 - железобетонные, 4 - металлические", - рассказывает начальник участка Юрий Побигушка. Процесс надвижки цельнометаллической конструкции на центральную часть моста был очень сложным: специально для этого был построен временный мост, а сама конструкция надвигалась по 40 см в день. "Чтобы она не "играла", мы ее стягивали, тщательно выравнивали домкратами, ставили на место", - делится воспоминаниями инженер.
Для нас этот мост необычен еще и тем, что опоры в реке находятся внутри металлических труб. На реках со спокойным течением в них нет надобности, а вот на стремительном Днестре они нужны, чтобы защитить от разрушения бетонные опоры.
Опоры моста - в металлических трубах
На момент нашего посещения на мосту варили ограждение, техника приводила в порядок территорию рядом с мостом. Впереди - установка освещения и укладка ЩМА. Сдать объект подрядчик планирует до конца лета. "Вероятно, приурочим открытие ко Дню Независимости", - полагает Побигушка.
Работы планируют завершить до Дня Независимости
Сделать это необходимо как можно быстрее, потому что сейчас весь трафик идет по аварийному старому мосту, по которому не то что ездить - пешком идти страшно. Перед въездом на него стоит ограничительный знак - 7 тонн. И это именно тот случай, когда вряд ли кому-нибудь взбредет в голову нарушать весовой режим.
Пока весь трафик идет по старому мосту, расположенному рядом
Дороги с закарпатским колоритом
Из Калушского района Ивано-Франковской области мы снова отправляемся в Карпаты. Дорога на Закарпатье долгая и невероятно живописная. Остановиться и полюбоваться видами самой дикой и высокой части украинских Карпат нам не позволяет только жесткий цейтнот - нужно успеть осмотреть еще несколько объектов.
Живописное Закарпатье (фото - Павел Авдокушин)
На закате успеваем увидеть первый из них - ремонт дороги М-09 между Тячевом и Хустом. На месте выясняем, что работы здесь ведут наши земляки - компания ШБУ-77 из Броваров. Работы на вверенном ей 25-километровом участке начались в апреле, на момент нашего визита подрядчик уже завершил укладку асфальта на 19 км со стороны Хуста.
Участок дороги М-09 между Тячевом и Хустом ремонтирует компания ШБУ
О том, что работают здесь не местные жители, легко догадаться: в выходной, да еще в две смены (дневную и ночную) местные попросту не работают. В селе Буштыно, где мы догнали дорожников, в субботний вечер посмотреть на зрелище вышли все от мала до велика. Сельчане с телефонами и семечками просто сели на лавочках и наблюдают за работой асфальтоукладчика и катков.
Местные жители к подобным зрелищам не привыкли
Переночевав в Хусте, мы отправились дальше. По дороге в Киев у нас остался всего один объект - капитальный ремонт участка дороги Т-07-18 между Межгорьем и Воловцом.
Технику подрядчика - турецкой компании Onur мы застали в селе Репинное Межгорского района. Тут тоже не обошлось без колоритной зарисовки: между снующими туда-сюда катками и укладчиком дорогу по свежему асфальту перебегают нарядные бабушки и молодые девушки на каблуках, ведь сегодня воскресенье - день похода в церковь. Звонят колокола, из громкоговорителя звучит проповедь. В общем, самый настоящий праздник.
Техника Onur в с. Репинное
Увы, турки праздничной суеты местных не разделяют. Жалуются: украинские работники не хотят работать по воскресеньям! А работы должны идти в быстром темпе.
Пока местные жители торопятся в церковь, турецкие подрядчики продолжают свою работу
"Одним слоем асфальта мы за день проходим 2-3 км. В этом году начали работать в апреле", - рассказывает один из инженеров Onur Кексал Сыртакара. По его словам, работы на этом 47-километровом участке компания начала еще в 2017 году, но из-за прекращения финансирования пришлось сделать паузу. Однако в этот раз турки настроены оптимистично и рассчитывают к концу сезона дойти до самого Воловца.
Все 9 часов обратной дороги до Киева мы переваривали впечатления от увиденного. Ведь получилась целая экспедиция.