Житомирская бетонка

На инспекцию отправляемся довольно рано - в 6 утра. От офиса Госагентства в столице до крайней точки маршрута - около 340 км в одну сторону.

Первая остановка - строительство Северного обхода города Житомира на трассе М-06 Киев-Чоп. Одна из целей визита сюда - поторопить подрядчика, китайскую Synohydro Corporation, контракт с которой был заключен 2,5 года назад, и которая сильно отстает от запланированных сроков выполнения работ.

Дело в том, что 22 км бетонной дороги с мостами и развязками в обход Житомира, согласно условиям тендера, должны быть сданы уже в этом году. Однако по факту компания пока не справилась даже с половиной запланированного объема, выполнив всего 43% работ. Хуже всего дела обстоят с переносом коммуникаций - они выполнены на 17%, лучше всего - с непосредственно дорожными работами (75%). План по строительству путепроводов выполнен чуть более чем на треть.

Работы по укладке дорожного полотна продвинулись на 75%.

Несмотря на то, что Synohydro в данный момент мобилизовала 100% сотрудников - укладку цементобетона и сварочные работы на будущем путепроводе мы увидели своими глазами - компания все же рискует нарваться на санкции из-за срыва сроков. Контрольная дата - 19 июня. После этого "Укравтодор" будет решать, что делать с этим подрядом.

"Самая большая задержка у нас была на этапе проекта. Мысли нашего китайского проектанта не очень совпадали со взглядами украинских властей, поэтому мы потратили много времени, чтобы сделать рабочий чертеж", - говорит руководитель проекта Цзен Вэйди.

По его словам, после задержки на начальном этапе, компания увеличила количество персонала и техники относительно первоначальных планов и теперь всячески пытается наверстать упущенное.

"Осталось только 7 км бетонного покрытия. Его мы успеем положить. Несмотря на задержку, в качестве вы можете не сомневаться", - уверяет китайский представитель.

Глава "Укравтодора" надеется, что Sinohydro все же уложится в срок по контракту.

Контракт Synohydro Corporation с "Укравтодором" важен не только для нее самой, но и в целом для имиджа китайских дорожно-строительных компаний.

"Такая ситуация ставит под угрозу репутацию всех китайских компаний, которые стремятся работать на дорожном рынке Украины. Мы искренне надеемся, что меры, которые сейчас предпринимает компания Sinohydro, будут достаточными для быстрого завершения проекта", - говорит глава "Укравтодора" Александр Кубраков.

По его данным, выборка средств на строительство объекта в данный момент составляет порядка 17 млн евро (из 42 млн).

План по строительству путепроводов пока выполнен чуть более чем на треть.

Туда же, к объекту, на выездное совещание прибывает глава Службы автомобильных дорог области Сергей Заика. Всего в Житомирской области в 2020 году планируется построить либо отремонтировать 125,8 км дорог государственного значения. Работы ведутся по четырем проектам - М-21 Выступовичи - Житомир - Могилев-Подольский, М-07 Киев-Ковель-Ягодин, Р-49 Васьковичи-Шепетовка и Т-06-11 Ставище-Брусилов-Попельня.

Еще 76 км местных дорог в области будут отремонтированы за счет субвенции из государственного бюджета.

Китайскому подрядчику осталось уложить 7 км бетонного покрытия.

Эффективный частник

Следующий пункт пути - Ривненская область, Гощанский район. Сюда мы приехали, чтобы ознакомиться с работой частной компании, которая в этом году выиграла тендер на содержание трассы М-06 в пределах Ривненской области.

Что же такого особенного здесь, спрашиваем у главы Гощанской райгосадминистрации Василия Романюка.

"Я постоянно езжу на работу по этому участку дороги, так что знаю ее уже практически на память. Очень заметно, что начали проводиться работы по содержанию дороги. Я постоянно вижу работающие бригады. До этого ямы могли не ремонтироваться месяцами, а даже там, где ремонт проводился, на дороге стояла вода. Езжайте в Бабин, Белую Криницу, где "Спецкомплектпостач" еще не приступал к ремонтам, - и вы увидите разницу. Ямочность, мусор, вода стоит на дороге", - рассказывает он.

Дело в том, что ранее обслуживанием дороги в пределах региона занимался Ривненской облавтодор. По мнению Александра Кубракова, пора отказываться от практики содержания дорог облавтодорами, и Ривненская область - яркий тому пример.

Василий Романюк говорит, что контраст между работой нового и старого подрядчика ощутим, и не в пользу последнего.

"Я еще когда вступал в должность, видел, что обслуживание этой дороги очень отличается в Житомирской, Ривненской и Львовской областях. В Ривненской было хуже всего, и в этом году заканчивался договор на обслуживание с облавтодором, и я специально просил, чтобы был проведен нормальный тендер, были выставлены нормальные высокие квалификационные требования. Победила компания, которая является структурным подразделением компании Onur. Эффективность частной организации и облавтодора - я думаю, что мы увидим разницу через месяц-два. Подчеркиваю - при том же уровне финансирования… Наше задание - чтобы дорога выглядела так, как выглядит участок Броды-Львов, которую обслуживает эта же компания во Львовской области", - рассказывает глава Госагентства автомобильных дорог Украины.

Частная организация задействовала на обслуживании дороги 26 единиц техники.

На сегодня в распоряжении "Спецкомплектпостача", который обслуживает порядка 200 км дороги, есть 26 единиц новой техники, 61 рабочий, которые работают 5-ю бригадами. "Мы еще доукомплектовываем нашу организацию - будем иметь больше единиц техники", - говорит Павел Алексеев, начальник участка №9.

"Разница между частной компанией и облавтодором в том, что частная компания работает по более новой технологии, меньше использует ручной труд, который менее эффективен с точки зрения времени и стоимости, а также использует новую технику", - объясняет нам начальник Службы автомобильных дорог в Ривненской области Алексей Востриков.

В качестве примера Востриков приводит ликвидацию ямочности. "В данный момент "Укравтодор" - против так называемого ямочного ремонта. С 2021 года вместо него будет проводиться ремонт картами (когда асфальт вокруг повреждения вырезается и кладется новый - ЦТС). Мы у себя в области уже отказываемся от ямочного ремонта", - отмечает он.

Абсолютно новый участок дороги прокладывается через поля и лес.

Дорога "с нуля"

Едем дальше. Впереди, пожалуй, самая интересная точка маршрута - строительство "с нуля" северного объезда города Ривне. Однако обо всем по порядку. По пути всем "кортежем" заезжаем на заправку - перекусить и согреться чаем, потому что, как назло, именно в этот день погода на улице ну совсем не майская - +7, ветер и дождь. После, согревшиеся и в хорошем настроении отправляемся в дальше. Ехать нам километров 5… но что это за 5 километров! Наше авто трясется и прыгает по ухабам, а мы буквально цепляемся за ручки внутри салона, чтобы не удариться головой. Вообще, надо сказать, дороги в городе Ривне нас, мягко говоря, "впечатлили". Все дело в том, что через областной центр проходит весь транзитный транспорт, который следует на Луцк. "Ежедневно через город проходит около 8 тыс. единиц транспорта, это большая нагрузка на городские дороги", - рассказывает глава Ривненского САДа Востриков.

Александр Кубраков отмечает, что нового строительства дорог в Украине не так уж и много. Поэтому данный объект, по своему, уникален.

Именно для того, чтобы разгрузить городские улицы, и нужна объездная дорога. Чтобы выехать на нее из Ривного, как раз и нужно преодолеть описанный выше участок.

Что это было, спрашиваем у Александра Кубракова первым делом после прибытия на место. Оказывается, это участок трассы Н-22, который находится на балансе "Ривнеазота".

"Сейчас это дорога не находится на балансе "Укравтодора", мы находимся в процессе принятия ее на баланс. Я надеюсь, что примерно к сентябрю она будет у нас на балансе, и мы сможем начать разработку проекта ее ремонта", - говорит он.

Кубраков отмечает, что это - исключительный случай, так как в основном в последние годы "Укравтодор", наоборот, избавлялся от дорог, передавая их областных госадминистрациям в рамках децентрализации.

Подготовка к строительству путепровода.

Но вернемся к объекту, который был целью нашего визита. За строительство Северного обхода города Ривне отвечает ООО "Белавтодор-Украина".

Первая очередь объездной дороги включает строительство 6-километрового участка дороги от трассы Городище-Ривне-Староконстантинов до дороги Ходосы-Кустин. Работы включают строительство двух искусственных сооружений - эстакады через овраг и путепровода через железную дорогу. Мы находимся рядом с оврагом. То, как будет выглядеть эстакада, можно увидеть в миниатюре.

Макет будущей эстакады.

Здесь все готово к установке свай для строительства моста, буровая машина субподрядчика "Спецподземинжбуд" ждет, чтобы приступить к работе.

"Мы находимся на объекте нового строительства. Нового строительства вообще в Украине сейчас не так много. Здесь все идет по графику. Мы недавно привлекли 19,3 млрд грн под государственные гарантии, первый транш мы получили. Именно этот объект частично включен в финансирование в рамках этой программы. Надеюсь, что темпы строительства будут только повышаться и в этом году мы выполним максимальный объем работ", - рассказывает Кубраков.

Техника подрядчика.

По словам Вострикова, окончательной сдачи объекта стоит ждать к концу строительного сезона следующего года. "Важно, чтобы транзитный транспорт не заезжал в город, а следовал по обходу города Ривне. Так что мы планируем завершить работы по капремонту и строительству Северного обхода в 2021 году, до конца строительного сезона".

Помимо Северного обхода, который является ключевым объектом дорожного строительства в Ривненской области, также в этом году планируется отремонтировать почти 80 км дороги Н-25 Городище-Ривне-Староконстантинов, 5 км дороги М-19 Доманово-Ковель-Черновцы-Тереблече, 8 км Н-02/М-06/ Кременец - Белая Церковь - Ржищев - Канев - Софиевка. Это самые важные объекты на 2020 год, однако в сумме планируется обновить 98,7 км дорог государственного и 73,5 км местного значения в регионе. 

Читайте также Как строится первая современная бетонная дорога в Украине