Еще в конце прошлого года новый руководитель "Укравтодора" Александр Кубраков заявил, что на "Большую стройку" привлекут независимые международные компании для технического надзора за строительством дорог. "Технический надзор будут осуществлять зарубежные компании, которые профессионально этим занимаются во многих странах. Они будут нести юридическую ответственность. Такие компании ценят репутацию, им есть что терять", - объяснял глава Госагентства автомобильных дорог. 

И вот, спустя всего несколько месяцев, идея обрела реальные очертания - "Укравтодор" подписал первые договоры с крупными международными инжиниринговыми компаниями - Egis (Франция) и iC (Австрия) - на осуществление технадзора за ремонтно-строительными работами в дорожном секторе. Среди пилотных проектов: капитальный ремонт моста через реку Айдар (дорога Северодонецк-Новоайдар, Луганская область), капитальный ремонт путепровода через железную дорогу на автотрассе Старобельск-Луганск-Хрустальный-Макеевка-Донецк, капремонт дороги Стрый-Тернополь-Кропивницкий-Знаменка. 

На очереди - дорога Днепр-Решетиловка, строительство автотранспортной магистрали через реку Днепр в Запорожье, дорог Запорожье-Мелитополь, Северодонецк - Станица Луганская, Красная Таливка - Луганск и привлечение более широкого круга международных инжиниринговых компаний. 

Что же такое технический надзор, для чего нужен и какие компании будут его осуществлять? 

 

Уйти от монополии 

Сегодня технический надзор международными компаниями осуществляется исключительно во время строительства дорог за средства международных финансовых оррганизаций. "По проектам МФО, ЕБРР и Мировой банк всегда привлекают независимых консультантов, которые осуществляют технадзор, приемку. Там все нормально, все работает и качество там действительно в порядке", - пояснял ранее Александр Кубраков. 

Что касается дорог, которые строятся за государственные средства, - тут контроль лежит на государственной компании "ДорЯкість". В "Укравтодоре" хотят уйти от этой практики и расширить количество инжиниринговых компаний. Как и в случае с проектами, финансируемыми за счет средств МФО - ставка делается именно на независимые международные компании. "Я бы хотел, чтобы параллельно появились международные компании, которые на приоритетных проектах выполняли бы функции "ДорЯкість" - отмечал в одном из интервью Кубраков.  

В Госагентстве говорят, что привлечение международной экспертизы гарантирует независимую и качественную оценку дорожных работ. "Сейчас мы уже сотрудничаем с компаниями из Австрии и Франции, но их с каждым днем ​​будет становиться больше. Таким образом мы уменьшаем роль коррупционного фактора и диверсифицируем риски. Я надеюсь, что украинские компании будут включаться в конкуренцию и таким образом мы будем развивать рынок дорожных консультационных услуг в нашей стране", - говорит глава "Укравтодора".

Что такое технадзор? 

Цель технического надзора - проконтролировать строительные компании на предмет соблюдения проектных решений и требований дорожных норм, а также качества работ, выполненных при строительстве, реконструкции или ремонте автомобильных дорог общего пользования. Важный нюанс - технический надзор должны осуществлять сертифицированные инженеры. 

"У всего есть цена. Строить дороги тоже дорого, и если их строить некачественно, в конечном итоге это обойдется для государства еще дороже", -  Александр Кубраков. 

Услуги инжиниринговых компаний стоят дорого. Контролеры, в зависимости от объема работ, берут 3-5-10% от стоимости проекта. Поэтому речь пока что идет только о крупных объектах. Но в "Укравтодоре" отмечают, что в итоге такие затраты окупятся. "Это стоит достаточно дорого, поэтому я осторожен в оценках и пока не могу сказать, что все объекты будут принимать зарубежные компании, которые специализируются на техническом надзоре. Но опять же, у всего есть цена. Строить дороги тоже дорого, и если их строить некачественно, в конечном итоге это обойдется для государства еще дороже", - комментирует Александр Кубраков. 

Список задач у инженеров длинный: начиная с контроля за качеством, объемом выполнения работ и графиком, заканчивая контролем за тем, чтобы выполнение работ строительными компаниями не наносило вред окружающей среде. Кроме того, инжиниринговые компании должны проверять наличие документов, удостоверяющих качество дорожных материалов, изделий и конструкций, проводить осмотр и оценку выполненных работ на всех этапах строительства, осуществлять контроль за устранением подрядчиком дефектов, влияющих на безопасность дорожного движения или сохранности автомобильных дорог общего пользования, а также вести фотоотчеты выполнения работ на объекте и предоставлять ежемесячный отчет о проделанной работе. 

На последнем этапе компании должны осуществлять прием выполненных подрядчиком работ, а также осуществлять подписания и заверять своей печатью акты приемки выполненных работ и подавать их заказчику для оплаты. 

Кто из-за границы нам поможет?

Первыми международными компаниями, привлеченными для осуществления технадзора, стали Egis Ukraina и iC consulenten. Обе компании известны своими проектами в разных частях мира. Среди недавних проектов Egis - реконструкция и обслуживание 140-километровой автомагистрали между Мехико и портом Туспан в Мексике, а также сопровождение проекта по строительству обхода L2 в Марселе (Франция). В портфолио iC consulenten из последнего - тендерное сопровождение и технадзор за строительством моста на автостраде в Вене, надзор за строительством крупной транспортной развязки в Белграде, проведение тендеров и технадзор за реализацией городского транспортного проекта в Скопье. Обе компании имеют филиалы в Украине. Egis Ukraina был открыт еще в 1996 году. iC consulenten в Украине ведет деятельность с 2006 года. Оборот Egis в позапрошлом году составил 1,13 млрд евро. Штат компании в разных странах мира насчитывает около 15 тыс. сотрудников. iC consulenten имеет три головных офиса в Вене, Зальцбурге и Любляне, а также международные представительства в Швеции, Германии, Румынии, Болгарии, Канаде и даже в Австралии.

120

Еще одним потенциальным международным консультантом может стать турецкая Temelsu. Штаб-квартира Temelsu находится в Акнаре. Компания обладает 50-летним опытом консалтинга и предоставления инжиниринговых услуг как на локальном, так и на международном уровне; работает в таких сферах как дорожное строительство, гидроэнергетика, трубопроводный транспорт, строительство. Свои услуги Temelsu предоставляла при строительстве крупных шоссе и тоннелей в Турции, автомагистралей в Грузии, Казахстане, Узбекистане, Азербайджане. 

Также рассматривается вариант, что, помимо трех уже перечисленных международных компаний, к технадзору на строительстве и ремонте украинских дорог и мостов могут привлекаться южнокорейская Donsung, болгарская Project Planning & Management и еще одна турецкая фирма - Dolsar.

Donsung с головным офисом в Сеуле была зарегистрирована в 1991 году. Спустя три года получила лицензию как профессиональная компания по надзору за строительством, с 2005 года работает на международном уровне. Одно из направлений деятельности - дороги и аэропорты. В частности, фирма выполняет планирование сети автомобильных дорог на национальном и местном уровнях, готовит пре-ТЭО и ТЭО дорожных проектов, оценивает инвестиции. На счету компании проектирование и надзор за строительством мостов и скоростных дорог в Южной Корее. На международном рынке Donsung работает преимущественно в странах ЮВА и Средней Азии. 

Консалтинговая и инжиниринговая компания Project Planning & Management работает уже более 10 лет. Специализируется на предоставлении технической помощи и услуг по проектированию в области развития инфраструктуры, транспорта, окружающей среды, водоснабжения и гидротехнических сооружений. География деятельности охватывает Восточную Европу, Балканы, Африку, Азию, Ближний Восток и Карибский регион.

Dolsar, основанная в 1971 году, является многопрофильной инженерной фирмой, которая предоставляет инжиниринговые, консультационные и надзорные услуги для крупных проектов, включая транспортную инфраструктуру. Компания входит в число 150 ведущих инжиниринговых компаний Европы. Помимо проектов в Турции, ее опыт охватывает также проекты в Азербайджане, Грузии, Индии, Саудовской Аравии, Туркменистане и Узбекистане.

Практика привлечения международных компаний для технического надзора за реализацией проектов в дорожной отрасли нова для Украины. Можно предположить, что на первом этапе это может встретить волну противодействия со стороны некоторых участников рынка, привыкших играть по старым правилам, поскольку станет одним из механизмов противодействия коррупционным рискам. Но для того и внедряется новшество, чтобы с одной стороны минимизировать такие риски в сфере дорожного строительства, с другой стороны - улучшить качество выполняемых работ. Не зря ведь независимый надзор за строительством, выполняемый инжиниринговой компанией - привычная и обязательная практика на объектах, финансируемых за счет Всемирного банка, ЕИБ или ЕБРР. Такие организации умеют считать деньги, а значит их пример плохому не научит.

Читайте также 10 вопросов о новых правилах дорожных закупок "Укравтодора"