01

Цель программы

Целью программы является улучшение транзитного потенциала страны, инвестиционного климата, увеличение использования потенциала отечественной промышленности и создания новых рабочих мест за счет строительства автомобильных дорог общего пользования с твердым типом покрытия, активизация экономики за счет высокого уровня локализации строительства и уменьшения импортозависимости Украины от нефтепродуктов.

"Что даст программа, если она будет реализована в Украине? Во-первых, инвестиционный мультипликатор в строительстве очень высокий - каждая вложенная гривна привлекает в экономику смежных отраслей в шесть раз больше. Сейчас мы не можем назвать точные цифры роста ВВП, но он точно будет ощутимым. Кроме того, такие дороги повлияют на увеличение рентабельности грузовых перевозок, а также позволят сократить расходы на текущие ремонты. Напоследок, прогнозируем создание около 6 тыс новых рабочих мест", - отметила народный депутат Елена Шуляк.

306исп

02

Источники финансирования

Ориентировочный объем финансирования, необходимый для выполнения программы, составляет 95,4 млрд грн. Финансирование предполагается осуществить за счет средств государственного и местного бюджетов с возможностью привлечения ресурсов международных финансовых организаций и инвесторов, а также выделения средств под государственные гарантии.

"Преимуществом такого варианта является формирование стабильного источника финансирования, возможность системного строительства автомобильных дорог с цементобетонным покрытием по маршрутному принципу. Этот вариант прежде всего обеспечит развитие отечественного производства строительных материалов и повторного использования отходов промышленности, создание новых рабочих мест, увеличение поступлений в бюджеты всех уровней", - сказано в проекте программы.

303исп

03

Максимальная локализация

Если говорить об асфальтобетонных дорогах, то только 40% битума - украинского происхождения. Остальное - импорт. В основном из Беларуси, но, кроме традиционных поставщиков, на рынке уже есть битум из Азербайджана и Греции. "В каждой тонне асфальта 52-56% - стоимость битума. Это те деньги, которые идут за пределы Украины, а могли остаться внутри страны", - отмечает Павел Качур, глава "Укрцемента".

Одним из основных преимуществ бетонных дорог является максимальное использование украинских материалов. По подсчетам специалистов, при строительстве бетонных дорог долю локализации можно будет довести до 90%. "Уровень локализации при строительстве цементобетонных дорог составляет более 90%, что значительно выше, чем при строительстве дорог с асфальтобетонным покрытием, что создает предпосылки для дополнительных инвестиций в национальную экономику", - сказано в проекте программы. Кроме того, при создании смесей для строительства цементных дорог также могут использоваться и промышленные отходы, в частности золошлаки и шлаковый щебень. Поэтому строительство дорог с цементобетонным покрытием позволяет решить проблему утилизации отходов промышленности (золошлаков, металлургических шлаков и т. п.).

307исп

04

Возможности для реализации

Три ключевых фактора для строительства бетонных дорог - сырье, техника и опыт работы. Сегодняшние мощности цементных заводов могут обеспечить строительство 2-3 тыс. км дорог в год. Это без учета инвестирования в производство. Что касается техники, то у украинских компаний уже есть и американская, и немецкая. Стоимость одного бетоноукладочного комплекса составляет около 2 млн евро. "Такие комплексы могут укладывать 500 м покрытия за смену. За сезон - до 100 км. Исходя из этого, в работе должны быть участки большой протяженности - минимум 50-70 км. Технологической идеологией бетонных дорог должно быть такое понятие, как быстрое строительство", - отметил Николай Березовский, президент Национальной ассоциации дорожников Украины.

Крупнейшие украинские компании, обладающие соответствующим опытом и техникой - ONUR, "Автомагистраль-Юг", "Альтком" и RDS. Для примера, "Альтком" занималась строительством в аэропортах Львов и Донецк, "Автомагистраль-Юг" совместно с RDS занимается реконструкцией аэропорта Одесса, в рамках которого были построены взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки и перрон. Конструкция дорожной одежды там составляет более 1 м, в том числе цементобетонное покрытие - 70 см.

304

05

Ближайшие планы

Уже сейчас в Украине строятся три бетонные дороги: Днепр-Решетиловка, Николаев-Кропивницкий и объезд города Житомир. "Все три проекта дают нам совсем разный опыт. Самый положительный опыт - это строительство трассы Днепр-Решетиловка, так как это строительство новой дороги. На участке Николаев-Кропивницкий возникли сложности с созданием объезда. Третий проект - обход Житомира. Тут мы увидели, что не все бетонные дороги одинаковые. Качество может быть разное, даже при наилучшем оборудовании", - отметил глава "Укравтодора" Александр Кубраков.

За пять лет планируется построить 4,9 тыс км дорог, из которых 882 км - это международные, национальные и региональные дороги, 2 тыс км - территориальные дороги, 2 тыс км - дороги местного значения. Акцент будет сделан на дорогах в южных областях и промышленных регионах, где доля грузового транспорта больше. В ближайшем будущем главными перспективными объектами сети цементобетонных дорог станут международная трасса М-29 Харьков-Перещепино (180 км), национальная трасса Н-08 Борисполь-Мариуполь (95 км в пределах Днепропетровской области) и региональная трасса Р-55 Одесса - Новый Буг (135 км).

302