Вечер среды перестал быть томным, когда уже в конце рабочего дня "Укравтодор" анонсировал на четверг ночной пресс-тур на дорогу Н-31, где одним из ключевых объектов строительства является 80-километровая бетонка - первая, по-настоящему, современная магистраль с цементобетонным покрытием в нашей стране.

Почти не раздумывая, решаем, что нужно ехать - ночью дорожные объекты мы еще не посещали, а значит, как минимум, это оригинально. Кроме того, объект сам по себе знаковый, а для ЦТС почти как "родной" - наша Алина Костюченко выведывала тонкости строительства первой украинской современной бетонки еще тогда, когда это не было мейнстримом - в 2019 году, когда было открыто движение на участке в 15 км по разным слоям бетона по правому проезду. В ее репортаже изложены многие технические детали, а потому в этот раз нас интересует прогресс на объекте за прошедший год и желание увидеть, что же происходит в Полтавской области под покровом ночи.

На следующий день с коллегами-журналистами из других изданий отправляемся в путь. По плану выезд запланирован на 16:00, возвращение в Киев - в 02:00. Но по мере того как наш микроавтобус увязает в бесконечной тянучке перед Южным мостом, делаю прогноз, что вернемся не раньше 4-х. Оптимизма добавляет наш водитель, который неожиданно (то ли в шутку, то ли всерьез) спрашивает, куда мы все-таки едем? Нахожу план поездки, первый пункт - строящаяся дорожная развязка возле села Бутенки Кобелякского района. Цель определена. Туда и направляемся.

До Решетиловки, куда в конечном счете должна выйти новая бетонная дорога, едем по трассе М-03, которая на фоне большинства украинских дорог кажется чуть ли не автобаном.

IMG_20200716_193659

Дорога не новая, а потому попадаются участки с неидеальным дорожным покрытием. Но на многих отрезках ведутся строительные работы, где, либо наступил период ответственности подрядчика за дефекты, либо строятся абсолютно новые обходы населенных пунктов. Эти работы ведутся за средства МФО в рамках контрактов, заключенных в предыдущие годы. Всего на М-03 реализуется десяток таких проектов. Масштабы работ воодушевляют. По словам главы "Укравтодора", работы здесь выполняются в круглосуточном режиме, и большинство участков будут введены в эксплуатацию уже в августе.

Тем временем солнце катится к закату, а мы приближаемся к цели нашей поездки. В Решетиловке съезжаем с М-03 и попадаем в привычные украинские дорожные реалии, вернее, бездорожные. Но еще полчаса пути и вот она - новая бетонная дорога! Сначала это двухполосный участок, слева от которого расчищен грунт под строительство еще двух полос. Но пока там стоят столбы линий электропередач. В какой-то момент дорога расширяется до четырех полос - по две в каждую сторону. Но один проезд закрыт и двухстороннее движение организовано временно по второму из них, так как дорога далее вновь сужается, вернее, переходит в старую. В целом этот отрезок производит очень позитивное впечатление, особенно на тех участках, где уже установлены разделительные отбойники и дорога выглядит готовой к эксплуатации.

Дальше красота заканчивается и начинаются рабочие будни. Подъезжаем к первому объекту, запланированному к посещению в эту ночь, - строящейся двухуровневой развязке на пересечении дорог Н-31 и М-22 Полтава-Александрия. Здесь уже собрались другие журналисты и инициаторы ночной вылазки - заместитель главы Офиса президента Кирилл Тимошенко и глава "Укравтодора" Александр Кубраков.

IMG_0015

Также присутствуют руководитель САД в Полтавской области Иван Краповницкий и председатель Полтавской ОГА Олег Синегубов.

Новая эстакада.

Пока все осаждают первых лиц, взбираюсь по узкой крутой тропинке на верх уже возведенной эстакады. Новая дорога Днепр-Решетиловка пройдет под ней, а на подходах к мостовому сооружению по направлению дороги Полтава-Александрия пока ведутся земляные работы.

IMG_9982

Но, как уверяют чиновники, это не должно смущать, так как и самой эстакады не было еще совсем недавно. Так что темпы строительства обещают выдерживать.

Вид с эстакады на четырехполосный участок бетонной дороги.

Внизу возле развязки - скопление техники, жилых вагончиков и контейнеров. В свете заката это почему-то рождает ассоциацию с лагерем старателей.

IMG_9994

Как поясняет пресс-секретарь Служба автодорог в Полтавской области Юлия Иващенко, здесь находится "полевой" офис компании "Альтком", выступающей подрядчиком на данном объекте. Подрядчик старается и работы ведет не только днем, но и в ночную смену - сейчас проводится отсыпка и стабилизация земляного полотна.

Как говорит шеф Юлии, Иван Краповницкий, всего у "Альтком" работает на строительстве дороги около 150 человек, из которых ночью задействованы - 70.

Еще один украинский подрядчик, "Ростдорстрой", привлек на объект свыше 200 человек. Но эта компания пока ночные смены не практикует.

Строить первую современную бетонную дорогу в Украине помогает немецкая чудо-машина.

Садимся по машинам и едем на следующую точку. Здесь самое интересное - работа бетоноукладчика на участке, который строит турецкая Onur. Подробно о его работе мы уже писали, напомню лишь, что ширина агрегата 12 м, машина имеет скользящую опалубку, максимальная толщина заливаемого покрытия составляет 35 см. Под Полтавой ширина полосы строящейся дороги составляет 10,5 м.

За год в работе машины ничего не изменилось, разве что увеличился темп - теперь, благодаря в том числе работе в ночную смену, удается прокладывать в сутки до 800 м финального слоя основного бетона.  Мы как раз попали на объект в момент, когда укладывался слой тяжелого бетона.

Дорожная одежда состоит из 4 слоев. Первый слой (30 см) - стабилизация грунта (трамбованная земля вперемешку с 2% цемента). Второй - отсев с песком и 4% цемента толщиной 30 см. Третий слой - постный бетон марки М-100 толщиной 18 см. Чевертый слой - бетон марки М-450 толщиной 26 см. Общая толщина дорожной одежды - 1,04 м.

Спрашиваю у Джандана Тюмера, руководителя турецкого сегмента стройки, откуда везут бетон?  Отвечает: "С нашего завода, который вот тут совсем рядом, 1,5 км отсюда". На вопрос о том, какова при этом доля украинского сырья, говорит, что весь цемент производится из украинского сырья, правда, используются немецкие добавки.

Всего на строительстве дороги, по его словам, у компании задействовано порядка 800 работников, из которых 720 украинцев и около 80 турок. "В ночную смену у нас работает 250 человек, в дневную - около 600. "Работаем круглосуточно, без остановок", - поясняет Джандан. - Конкретно на этой машине сейчас трудится около 20 человек".   

IMG_0091

"Двухполосной дороги сделали 22 км, с одной полосой - 44 км (закончена дорожная одежда)", - говорит представитель Onur.  

Внимание привлекает уже знакомая по прошлой публикации пленка, которая служит для изоляции слоев постного и толстого бетона. Одно дело читать, другое дело - увидеть, как она применяется на практике, пощупать. Onur использует армированную пластиком пленку, что делает ее более прочной.

IMG_20200716_223718

Далее выдвигаемся на еще один участок - в сторону админграницы с Днепропетровской областью. Здесь становимся свидетелями более раннего этапа строительства дороги - укладки слоя постного бетона. Бетоноукладчику сюда еще только предстоит добраться.

Вообще, создается ощущение некоего "рваного" строительства - кажется, что дорога сооружается не одной сплошной линией, а кусками.

IMG_20200716_221730

В Полтавской САД подтверждают эту догадку. "Дорога будет состоять из двух проездов по две полосы. Строим преимущественно по одному проезду в каждую сторону: строим один проезд - трафик идет по старой дороге, потом переводим трафик на построенную дорогу, а на старой дороге начинаем строить другой проезд. Почему кусками? Потому что мы не можем полностью перекрыть дорогу и гнать четыре полосы, потому что негде будет ехать транспорту", - объясняет пресс-секретарь Юлия Иващенко.

Глава "Укравтодора" Александр Кубраков надеется, что все 80 км новой бетонной дороги будут готовы до конца 2020 года. Джандан Тюмер также говорит, что его компания к этому стремится. По его словам, хотя контрактом предусмотрена сдача объекта только в 2021 году, но по договоренности президента Украины и владельца турецкой компании, темпы были ускорены. Потому, собственно, и начали поводиться широкомасштабные работы в ночную смену.

Турецкий специалист вспоминает, что на Н-31 компания начала работать в 2018 году, а укладывать бетон (основной слой) - в 2019 году.  "Конкретно на этом участке (обход г. Кобеляки) раньше ничего не было, здесь идет новое строительство", - говорит он, добавляя, что Onur дает 10 лет гарантии на построенную дорогу.

Завершаем ночную "инспекцию" на абсолютно новом объекте - только что построенном мосту через Ворсклу. Сооружение мостового перехода началось 5 августа прошлого года, а в июле этого - здесь был завершен монтаж всех балок, выполнена заливка межбалочных швов. Сейчас по мосту уже можно ходить и может ездить техника. Длина моста 145 м, тут, как и на всей бетонке, будет организовано по две полосы для движения транспорта в каждую сторону.

На новом мосту через Ворсклу.

"Тут была встреча (с президентом) в начале года. Мост через реку Ворскла только начинали строить. Сейчас он уже построен. Абсолютно новый мост. Темпы нас устраивают", - заявил Александр Кубраков. В целом 80 км дороги, уверен Кубраков, будут введены в эксплуатацию в этом году. Для этого в бюджет на 2020 год заложено примерно 10 млрд грн. Говоря о всей реконструкции Н-31, глава "Укравтодора" отмечает: "Отрезок от Днепра - у нас там есть узкое место 29 км, которые еще только проектируются, и мы ожидаем начала работ в скором времени. Мы их планируем построить в этом году. Но искусственные сооружения будут достраиваться в 2021 году. Однако проезд мы планируем обеспечить полностью по всей трассе".

Сейчас у всех подрядчиков на отрезке в Полтавской области задействовано примерно 700 единиц техники. В Днепропетровской - 300 единиц.

IMG_20200717_000510

На вопрос о нынешней стадии готовности именно бетонной дороги отвечает Иван Краповницкий: "На данный момент у нас готовы со 131 по 146 километр. Это 15 км уже готовой дороги, 4 полосы. На половину готово около 30 км". Его поправляет Джандан Тюмер и говорит, что проезд по одной стороне построен все же на 44 км. В свою очередь, глава "Укравтодора" обращает внимание, что всего работает три подрядчика, а потому таких километров еще больше.

Кирилл Тимошенко добавляет, что бетоноукладчик, который мы видели этой ночью, сейчас делает 700-800 м дороги в день. Финальную точку ставит Александр Кубраков - по его словам, в ближайшее время с другой стороны дороги будет запущен в работу "уже вторая такая машинка".

А мы после этого садимся в свою машинку и выдвигаемся обратно в Киев. Вновь проезжаем по готовому отрезку новой бетонки. Два часа ночи, трафик минимальный. Ничто не отвлекает от приятного шума нового и ровного дорожного покрытия под колесами… Кроме мысли о том, что хотелось бы проехать в начале следующего года все 80 километров по новой дороге, а лучше все 147 - от Решетиловки до Днепра.

Читайте также От Житомира до Закарпатья. Как ремонтируют мосты и дороги в Украине летом 2020 года