В знаменитом скандинавском сериале "Мост" события разворачиваются в Мальме и Копенгагене, которые соединяет Эресуннский мост - сооружение поистине эпических масштабов, состоящее из почти 8-километровой мостовой части и 4-километрового подводного тоннеля. В Украине есть сооружение не менее впечатляющее - недостроенный новый Запорожский мост.  Датские и шведские кинематографисты растянули свое детективное детище всего на четыре сезона, а триллер о строительстве запорожских мостовых переходов длится вот уже 16-й сезон.  

С 2004 года на проект было потрачено около 400 млн долл., что делает его не только одним из самых затяжных долгостроев в Украине, но и самых дорогих. В прошлом году проект получил новую надежду на его реализацию. Сегодня работы ведутся круглосуточно, а открыть первый проезд обещают уже в декабре. 

Мостовой переход в Запорожье - это магистраль непрерывного движения длиной 9,1 км, которая свяжет правобережную часть города с центральной левобережной частью и основной северной промышленной зоной через оба рукава реки Днепр и остров Хортица. Магистраль будет состоять из шести транспортных развязок, в составе которых 27 искусственных сооружений, в том числе 2 внеклассных моста с отдельными сооружениями под каждое направление движения. 

Глава "Укравтодора" Александр Кубраков ранее подчеркивал, что проект строительства Запорожского моста является одним из приоритетных в работе его ведомства. А учитывая то, что Днепр в Запорожье можно пересечь только в двух местах - через мосты Преображенского и ДнепроГЭС, критически важно завершить строительство за 2 года - потому что в ближайшие годы плотину нужно закрывать на реконструкцию, и без нового моста - это приведет к транспортному коллапсу в городе.

На какой стадии сегодня находится строительство и почему мост важен не только для местных жителей, но и для экономики страны в целом? 

Где мои 16 лет?..

Впервые проект строительства нового мостового перехода в Запорожье появился в генеральном плане города еще в 1965 году. Технико-экономическое обоснование было разработано спустя 15 лет организациями "Союздорпроект" и "Дипроград", однако было отклонено. В 1987 году было принято решение о строительстве магистрали, однако в концепции развития города проект запорожских мостов появился только спустя еще 10 лет. 

После этого о планах снова забыли. Вернулись к идее уже в 2003 году. Тогда Кабинет министров утверждает ТЭО проекта, согласно которому будет построено два моста общей протяженность 9,1 км. Ориентировочная стоимость на тот момент составляла 1,8 млрд грн (340 млн долл. по курсу 2003 года). 

30 августа 2004 года начинается строительство. Тогдашний городской голова Евгений Карташов поздравляет подрядчиков с первым рабочим днем на строительстве и сам забивает первый колышек на месте, где будет установлена мостовая опора №1. Как тогда написала пресс-служба ОГА, "на строительной площадке взвилась красноречивая надпись "До завершения строительства автомагистрали осталось 1825 дней". Но, как не сложно догадаться, цель реализовать проект за "пятилетку" провалилась.

Спустя шесть лет, в 2010 году, планы были скорректированы - новый срок сдачи в эксплуатацию отсрочен на 2013 год, а цена выросла до 5,028 млрд грн (более 630 млн долл.). Правда, уже через год Кабинет министров по инициативе местных властей передает мост из коммунальной собственности в государственную - в управление "Укравтодора". На тот момент объект был готов на 24%, а за 2001-2011 гг. на него выделили 1,3 млрд грн (около 220 млн долл.) из местного и государственного бюджетов. В период с 2014 по 2019 гг. строительство несколько раз останавливалось и возобновлялось. Тем временем местами еще недостроенная конструкция начала разрушаться. Так, еще в 2014 году в ходе водолазных исследований были установлены разрушения в подводной части опор моста.

Операция "Реанимация"

Нынешняя власть решила вдохнуть новую жизнь в запорожский мостовой переход. В июле 2019 года президент Владимир Зеленский при посещении Запорожья провел совещание, на котором поручил Министерству инфраструктуры возобновить строительство в 2020 году. В октябре того же года министр инфраструктуры Владислав Криклий в своем выступлении на Первом инвестиционном форуме в Мариуполе заявил: "Мы намерены наконец-то подойти к Запорожскому мосту. Это своеобразный спортивный снаряд, к которому пытаются подойти с 2004 года, но мост остается только в проектах. Поэтому при участии международных партнеров и при поддержке бюджетного финансирования мы планируем начать работу по возобновлению строительства Запорожского моста". 

Спустя месяц Служба автомобильных дорог в Запорожской области сделала первый подход «к снаряду» и объявила тендер через систему ProZorro, а 21 февраля 2020 года был определен подрядчик по объекту. Им стала турецкая компания Onur с предложением 11,9 млрд грн. При этом ожидаемая стоимость составляла 12,3 млрд грн. В апреле Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины предоставила Службе автомобильных дорог в Запорожской области разрешение на строительство и работы были начаты. 

Köprü - мост по-турецки

Открыть первый проезд - из района Бабурка на остров Хортица планируют уже в декабре. Поэтому, работы продолжаются и днем, и ночью. Работает около 600 специалистов и более 50 единиц техники. На днях глава "Укравтодора" Александр Кубраков отчитался о ходе работ, отметив, что мост строится с обоих берегов. "Строим верховую ветвь моста, а именно три полосы движения с правого берега р. Старый Днепр на остров Хортица. На этой неделе на подходе к мосту через Старый Днепр была забетонирована еще одна захватка плиты проезда. Всего уже забетонированы 5 из 8 таких захваток, общая протяженность - 207 м. Сейчас армируем 6 захватку - и тоже начнем бетонировать", - написал Кубраков в своем Facebook. Также, по его словам, ведутся работы на съезде с моста. "Здесь тоже уже завершили бетонирование 5 из 9-ти захваток плиты проезда пролетного строения, общей протяженностью 243 м. И тоже начинаем работу над шестой", - отмечает он. 

На балочном мосту через Старый Днепр подходит к завершению обустройство стапеля для сборки секций на низовой стороне моста. Уже собраны конструкции козлового крана и смонтированы подкрановые пути.

121816037_1784277911725081_7475170884024139117_n

Параллельно ведутся работы и на Вантовом мосту через Днепр. Начаты работы по восстановлению монтажных подъемников и крана. На строительной площадке в районе Кривой Бухты обустраивается стапель для сборки пролетного строения моста и выкатного пирса. По словам Юрия Голика, работы на вантовом мосту начнутся уже до конца этого года, а завершить их намерены - в следующем. В целом же завершение работ по строительству Запорожского моста планируется в 2022 году - на 2 года раньше, чем предусмотрено в контракте с турецким подрядчиком.

121976623_1784278338391705_8541885619165481091_n

"Все движется очень быстро благодаря подрядчику, который выполняет эти работы, и благодаря технадзору, который осуществляет качественный технический контроль", - рассказывает Андрей Ивко, руководитель Службы автомобильных дорог в Запорожской области. Технадзором на проекте занимается австрийская компания iC, задание которой контролировать качество и объем выполненных работ. "Мы проверяем все документы и качество материалов, информируем нашего нанимателя о всех возможных проблемах. В нашей команде 20 экспертов и мы ее постоянно расширяем. Это инженеры и специалисты по мостостроению, дизайнеры и эксперты по материалам", - отметил Джеймс Мэтьюс, директор проекта по техническому надзору за строительством автотранспортной магистрали через р. Днепр в г. Запорожье, iC consulenten. 

Не только для Запорожья

Согласно расчетам компании Moody’s Economy, государственные капиталовложения в инфраструктуру стимулируют частные инвестиции - каждый доллар, потраченный на инфраструктурные проекты, вызывает мультипликативный эффект в размере 1,59 долл.

В случае с запорожскими мостами, учитываю специфику конструкций, наиболее значимый эффект в ходе строительства получат металлургические предприятия - металл нужен как для вспомогательных, так и для основных конструкций мостов. "Мы загружаем украинскую промышленность - все основные металлоконструкции, временные и дополнительные металлоконструкции заказываются в Украине. Поставщики, которые привозят нам эти конструкции, покупают металлопрокат тоже в Украине", - рассказывает Олег Цвященко, заместитель главного инженера компании Onur.

"Строительство нуждается в большом количестве металлоконструкций, как основных, так и вспомогательных, общим весом более 15 тыс. т. Как минимум на 15 отечественных предприятиях размещены заказы по их изготовлению. Кроме того, на украинских предприятиях размещены заказы по производству ограждающих конструкций, водоотвода, мелких расходных материалов. Также размещены заказы на карьерах, которые поставляют для строительства песок и щебень", - отметил в комментарии ЦТС начальник отдела строительства, реконструкции и капитального ремонта Службы автомобильных дорог в Запорожской области Иван Савченко.

Так, для примера, 10 тыс. т металлоконструкций поставит Николаевский судостроительный завод "Океан". Работы по изготовлению металлоконструкций стартовали в июле. Реализация заказа обеспечит загрузку завода на 10 месяцев. Еще один поставщик - "АрселорМиттал Кривой Рог". Компания уже поставила первые 100 т арматуры. Общая потребность этого проекта составляет 3-4 тыс. т стального проката ГОСТ 5781. Весь объем поставит АМКР. Отгрузка продукции будет производиться автомобильным транспортом. 

121832627_1687839641387624_1448731282814901918_o

Партнером выступает и компания "Метинвест". "Такие инфраструктурные проекты, как мосты через Днепр - это приоритет для нас. И мы мобилизуем все ресурсы, которые есть, для того, чтобы это было максимально быстро. Для нас очень важно, что мы будем поставщиками металла в Запорожье, где проблема с мостами-долгостроями уже продолжается много лет. Общий объем под этот проект будет порядка 14 тыс. т. Со сроками поставки, наверное, где-то до середины следующего года. А первые полторы тысячи тонн были поставлены до 20 июля. Это рекордно короткие строки", - сообщал ранее генеральный директор «Метинвест-СМЦ» Игорь Тонев.

В целом же бизнес, экономика региона и страны после завершения реализации проекта выиграет вследствие сокращения транспортных издержек - удешевления стоимости логистики. Это будет обеспечено за счет скорости, поскольку еще один мостовой переход позволит разгрузить уже существующие. Важности проекту придает и то, что новый мост обеспечит более надежную транспортную связь между левым и правым берегами Днепра на юго-востоке страны.

Читайте также Навести мосты: Что нужно знать о Национальной программе восстановления мостов?