Коммерческий директор "Визз Эйр Украина" об итогах работы компании за 9 месяцев, влиянии кризиса на отрасль, государственной поддержке авиации и новых направлениях в эксклюзивной колонке для ЦТС.
С каким результатом компания завершила девять месяцев текущего года?
Два последних года были совершенно разными. 2013 год мы начали с двумя самолетами, а закончили с четырьмя. В этом году все произошло с точностью до наоборот. Основным фактором влияния стала девальвация национальной валюты на 62% и падение спроса на бюджетные авиаперевозки. Наше положение полностью отражает общую негативную тенденцию на рынке. Хотя, если посмотреть на итоги девяти месяцев и сравнить их с аналогичным периодом прошлого года, то падение пассажиропотока составит всего 8,3%, что, на первый взгляд, не так уж и драматично. Однако результаты третьего квартала показывают, что нашими услугами воспользовалось на 30% людей меньше, чем в июле-сентября 2013-го.
"Международные авиалинии Украины", например, обратились за помощью к государству...
Я соглашусь с ними в том, что сегодня вся индустрия нуждается в поддержке. Однако, на наш взгляд, она должна заключаться в создании прозрачных правил и равных условий для всех игроков. Для этого Украине нужно наконец подписать соглашение о Едином авиационном пространстве с Европой, которое определит будущее отечественной авиации — выявит более сильных игроков и даст возможность каждому занять свою нишу. А прямые инвестиции в отдельно взятые авиакомпании, как показала европейская практика, лишь оттягивают момент их банкротства. И перевозчики исчезают вместе с государственными деньгами.
Кроме того, власти могли бы помочь нам разрешить проблему с оплатой валютных счетов за топливо, аэропортовое обслуживание и прочее. Сейчас авиация должна продавать свою валютную выручку и тут же покупать её. Это никак не способствует стабилизации валютного рынка, а только ставит под угрозу исполнение наших контрактных обязательств. В выигрыше от этого только банки, которые получают комиссию за каждую транзакцию.
Читайте также Интервью с "Визз Эйр": власти не намерены внедрять соглашение о Едином авиапространстве
К тому же мы платим налоги, привязанные к доллару. Аэронавигационные ставки, аэропортовые сборы и сборы в специальный фонд формируются в иностранной валюте. Хотя, если государство настаивает на том, что все расчеты внутри страны должны проводиться в гривнах, логично было бы и самому государству отказаться от привязки налогов к иностранной валюте, по крайней мере, для субъектов, зарегистрированных в Украине. Это бы помогло компаниям пережить кризисные периоды с меньшими потерями.
Какие еще шаги навстречу могут сделать власти?
Например, снизить аэропортовые сборы, которые занимают значительную долю в стоимости билета. Мы поддержали бы предоставление государственным аэропортам большей свободы в ценообразовании. И здесь должны быть равные условия для всех. Нужно также определить четкие критерии, чтобы было понятно, кто какие скидки получает и за что. Для лоукоста аэропортовый сбор в себестоимости билета занимает большую долю наряду с арендой самолета и расходов на топливо.
Мы поддержали бы предоставление государственным аэропортам большей свободы в ценообразовании. И здесь должны быть равные условия для всех.
Сегодня на мировых рынках стремительно дешевеет нефть. Недавно на розничном рынке Украины несколько снизилась стоимость нефтепродуктов. Отразилось ли это на цене авиакеросина?
Пока что стоимость керосина остается без видимых изменений. Но, если горючее, подешевеет, то это поможет нам сократить убытки в текущем году. Вряд ли это существенно повлияет на цену билетов, которая с учетом девальвации гривны, находится на низком уровне. Хочу также добавить, что у нас дорого стоят только последние кресла в салоне. Поэтому, если вы видите на сайте высокие цены, это значит, что самолет заполнен. Поэтому рекомендую заранее планировать свои путешествия, чтобы получить возможность купить перелёт по действительно низким тарифам.
Недавно, по решению лицензионной комиссии, "Визз Эйр Украина" получила право на полеты в Рим, Барселону и Варшаву. Когда планируется открытие этих рейсов?
Решение лицензионной комиссии было закреплено приказом Министерства инфраструктуры от 21 октября. Осталось получить подписанные назначения в Госавиаслужбе, после чего начнется нелегкий процесс анализа и планирования. Сегодня у нас нет свободных емкостей, чтобы начать полеты в ближайшее время. Соответственно, необходимо будет сопоставить ожидаемые результаты работы на новых линиях со старыми маршрутами и принимать решения. С одной стороны, сейчас не самое благоприятное время для освоения новых маршрутов. С другой стороны, у нас уже полностью сверстано летнее раписание-2015. И нам нужно смотреть, как нам интегрировать новые программы в эту сеть.
То есть для работы на этих линиях нужно будет вернуть в Украину еще один самолет?
Если анализ покажет, что новые и полученные ранее назначения дают нам загрузку третьего самолета, можно будет говорить о его возвращении в Украину. К тому же, это воздушное судно задействовано у наших венгерских коллег. Чтобы перевести его сюда, нужно четко понимать, что использовать его здесь выгоднее. В целом же все будет зависеть от того, как будут развиваться события в нашей стране.
Недавно авиакомпания открыла рейс Киев-Москва. Какова его загрузка с учетом непростых взаимоотношений между двумя странами?
Этот рейс выполняется меньше месяца. Он все еще на этапе становления, а потому говорить о каких-либо итогах преждевременно. Как и любой другой продукт, он требует раскрутки, а на нее нужно время.
Предоставила ли Росавиация разрешение выполнять этот рейс в период зимней навигации?
Мы подали документы в срок, и по телефону представители Росавиации сообщили нам, что не видят препятствий для продления разрешения на зиму. Официально нам должны подтвердить это до конца недели. (Вечером пятницы 24 октября Росавиация предоставила лоукосту разрешение летать в период зимней навигации - ЦТС).
Руководство аэропорта Харьков заявляло о том, что ведет переговоры с рядом авиакомпаний, в том числе и "Визз Эйр Украина" о возобновлении полетов. Когда Вы можете снова начать там работу?
Мы внимательно следим за рынком, изучаем все возможности и постоянно ведем переговоры с различными аэропортами. Проблема Харькова сегодня в том, что страховые компании считают этот город опасным для полетов и, соответственно, увеличивают размер платежей. Это нивелирует все выгоды от полетов в столицу Слобожанщины. Когда ситуация в стране стабилизируется, думаю, Харьков снова станет очень перспективным рынком.
На днях Госавиаслужба выступила с инициативой разрешить компаниям ввести отдельную плату за багаж. Как Вы оцениваете такое предложение?
На первый взгляд, проект выглядит привлекательным для нас. Это позволит нашей компании унифицировать правила перевозки багажа с европейскими, что позволит нашим пассажирам избегать путаницы в разных правилах компаний, работающих под брэндом Wizz Air и работать по единым правилам. Но нужно дождаться финальной версии, так как документ пока только обнародован для публичного обсуждения. После его утверждения мы сможем оценить влияние новшества на наш бизнес и решить, когда и каким образом мы будем внедрять эту модель.
Читайте также мнение президента МАУ Юрия Мирошникова Как политический кризис влияет на отрасль