Задержка с подписанием договора с первой компанией-участницей пилотного проекта по допуску частных локомотивов к работе на отдельных маршрутах на железнодорожных путях общего пользования была обусловлена двумя факторами.

Как пишет ЦТС, о них в интервью порталу Mintrans рассказал глава "Укрзализныци" Владимир Жмак.

Отвечая на вопрос, с чем была связана проволочка с подписанием первого договора, председатель правления АО УЗ отметил: "Это соглашение долго согласовывали из-за того, что у нас есть регулируемые тарифы, а частная тяга - на стадии пилота. Министерство инфраструктуры должно было разъяснить, какой тариф мы должны применять к частному перевозчику. В сборнике тарифов нет названия "тариф для пилотного проекта по частной тяге".

"Второй вопрос, который возник при заключении этого договора, - кто несет ответственность за такие перевозки. Есть аксиома, что ответственность за любую перевозку по железной дороге несет "Укрзализныця". И ни один документ не регламентирует, что "Укрзализныця" может снять с себя эту ответственность в случае, если ошибка будет допущена по вине частного оператора. Нам нужно было понимать механизм возможного регрессного требования. Я, как юрист, этого не понял, и мы обратились за разъяснением к регулирующему органу", - добавил Владимир Жмак.

Напомним, "Укрзализныця" заключила первый договор об участии в  пилотном проекте по внедрению частной тяги только в середине декабря этого года. При этом решение Кабмина о начале "пилота" было принято еще 4 декабря 2019 года.

В связи с такой ситуацией участники рынка ранее уже озвучивали позицию, согласно которой экспериментальный проект предлагается продлить еще на два года. Об этом в октябре на конференции в рамках выставки Rail Expo 2020 говорил, в частности, Владимир Крот, технический директор "Украинской локомотивостроительной компании" - первой допущенной к участию в эксперименте. О необходимости продления "пилота" также высказались в компании "Ивано-Франковскцемент", "Локо-Инвесте" и в Европейской бизнес ассоциации. Солидарны с этой позицией и другие участники рынка.